Эволюция: Континенты (Evolution: Continents)

Эволюция в формате 3D

Эволюция: Континенты (Evolution: Continents). Дополнение к игре «Эволюция».

Оценка — 7.

Разработчик – Дмитрий Кнорре. Время игры: 30-60 минут (официальное), 3+ часа (реальное – вместе с дополнением «Эволюция: Время летать»). Количество игроков – 2-4 (рекомендуемое – 3).


Бэкграунд. Разделился надвое гигантский континент Пангея. Начинается великое переселение животных. Теперь звери должны определиться, жить ли им на суше (в Гондване или Лавразии) или же спуститься в глубины Океана. Но и на этом перемещения не завершаются. Происходят многочисленные миграции, что затрагивает и сам эволюционный процесс. Биологические виды претерпевают разнообразные мутации и деформации. Даже вирусы, эволюционируя, становятся гораздо более опасными.


Особенности игрового процесса. В этом дополнении базовая версия игры претерпела значительные изменения. Если раньше все события происходили на одном «поле боя», то теперь их 3 – Гондвана и Лавразия (на суше) и Океан. Теперь Водоплавающие, что совершенно логично, переместились в воду, отделившись от сухопутных «тварей». Впрочем, никакой определенностью тут и не пахнет. Водоплавающие, в поисках «красивой жизни», вполне могут выбраться на сушу. Соответственно, имеем 3 кормовые базы. Интересно, что кормовые базы отличаются друг от друга количеством фишек еды.

Вместе с механикой претерпели изменения и некоторые карточки из предыдущих наборов – Полет, Специализация А/В. Разумеется, добавилось и 8 новых карточек. Лейтмотивом новой колоды является движение, перемещение – как самих животных, так и их свойств. Ключевым свойством колоды является, скорее всего, Миграция, позволяющая значительно расширить тактические варианты как в обороне, так и в атаке. Интересные возможности появляются при использовании Рекомбинации, Регенерации и Стрекательных клеток. Отметим, что введение новых карточек также расширяет потенциал карточек из «Эволюции» и «Эволюции: Время летать».

Тема и атмосфера. Вне всяких сомнений, на данном этапе развития игры «Эволюция» тема работает на полную мощность. Разделение континентов и появление Океана – сильный тематический ход. Мы имеем дело не с комбайнами, роботами, пришельцами или танками, а именно с животными, каждое из которых имеет свои особые, подчас весьма необычные свойства. Но тем сильнее ощущается эволюционный процесс. Ведь мы не просто добавляем свойства, чтобы тупо поржать. Мы решаем тактические задачи, стараясь помочь животным выжить в трудных условиях. И теперь это сделать еще сложнее. Да, и соответствующая атмосфера в игре тоже есть.

Условия победы. Когда в колоде заканчиваются карточки, начинается последний ход. После этого подсчитываются очки, и определяется победитель. Очки можно заработать следующим образом: 1) 2 очка за каждое свое выжившее животное; 2) 1 очко за каждое свойство выживших животных; 3) дополнительные очки за свойства, которые требуют дополнительной еды для прокорма животного: а) +1 очко за Хищника, Большого, Интеллект, Живорождение; б) +2 очка за Паразита; в) +1 очко каждому из двух животных, на которых сыграна Трематода.

Замечания и недостатки:

  • К рэндомному распределению карточек в игре добавился хаос многочисленных возможностей и комбинаций. В базовой версии и дополнении «Эволюция: Время летать» вы не могли контролировать процесс, но знали, что вам угрожает, и понимали, как можно защититься при удачной раздаче карточек. Теперь количество вариантов просчитать стало практически невозможно. Полбеды, что вам нужно оборонять сразу 3 отдельных поля (а ведь еще нужно где-то атаковать, иначе потом соперников будет невозможно остановить). Так еще животные могут перемещаться в разные зоны самыми неожиданными способами, сваливаясь к вам в гости в наиболее неподходящий момент. Как можно просчитывать варианты, если при рэндомных раздачах карточек вы не знаете, в какой момент хода тот или иной зверь будет находиться в этой или другой игровой зоне?
  • Хорошая игра в начале и середине партии не гарантирует вам успеха в конце. Победные очки вы получите только за выживших в конце животных, а не за удачные действия в процессе партии;
  • Поскольку количество вариантов развития событий теперь стремится к бесконечности, свести потери карточек к минимуму довольно проблематично. В связи с этим шансы на победу получает игрок, который до последнего хода не выкладывает на стол ни одной карточки, а перед окончанием игры выкладывает все карточки разом. Даже если этот игрок не выигрывает, он получает возможность самым суровым образом повлиять на определение победителя;
  • Если объединить «Эволюцию: Континенты» не только с базовым набором, но и с «Эволюцией: Время летать», количество карточек в колоде станет 168. Это значительно увеличивает тактические возможности, однако доиграть до конца партию становится крайне сложно. Партия вполне может продлиться дольше трех часов, что для филлера совершенно непозволительная роскошь. Другое дело, что игра теперь, видимо, перестает быть филлером;
  • Если партия может длиться 3+ часов, встает вопрос разумной альтернативы. «Эволюция» — далеко не самая любимая моя игра. Если выбирать, то я с большим удовольствием потрачу столько времени на «Ужас Аркхема», «Рунбаунд» или «Игру престолов»;
  • Отметим несколько неприятных опечаток: А). В тексте правил указано, что при игре вчетвером кормовая база Лавразии определяется броском двух белых кубиков, а Гондваны – одного красного плюс 2 фишки. На указателях территорий все наоборот. Б). В правилах указано, что при игре вдвоем в Океане располагается 3 фишки еды, а на указателе соответствующей территории отмечены 2 фишки еды;
  • В Лавразии даже при игре втроем кормовая база определяется броском одного кубика. Когда на кубике выпадает «1», многие животные среднего уровня развития умирают. С точки зрения игровой тематики все понятно – голодный год. Но все равно довольно неприятно терять очки не из-за ошибки, а из-за прихоти игральных костей;
  • В очередной раз удивили фишки для кормовой базы. В «Эволюции» и «Эволюции: Время летать» они были квадратными, хотя и разных цветов (дополнительные фишки еды были белыми и синими). Теперь их почему-то сделали круглыми.

Советы по игре:

  • «Эволюция» в своей основе – не игра для двоих. И хотя «Эволюция: Континенты» благодаря трем игровым зонам предоставляет двум игрокам большее поле для маневра, желательно все же играть втроем. В этом случае создается идеальный игровой баланс: один игрок не может все силы бросать на уничтожение другого, потому что тогда он подставится под удар третьего. А вот при игре вчетвером партия может сильно затянуться.
  • Я не совсем понимаю, зачем покупать «Эволюцию: Континенты», если потом вам предлагают играть без «Эволюции: Время летать». Однако проблему игрового времени как-то решать нужно. Поэтому вне зависимости от количества игроков возьмите из каждой из трех колод половину карточек.

Впечатления от игры. Нет сомнений в том, что игра стала значительно более разнообразной в тактическом плане. С этим дополнением в игровой процесс привносятся серьезные изменения. Самое главное из них – введение трех игровых зон. Новые свойства животных весьма оригинальны как в плане развития темы, так и в игровом аспекте. И все же отметим, что основные претензии к игре остаются нерешенными. Более того, теперь партия вместе с дополнением «Эволюция: Время летать» может длиться очень долго. Игра, по сути, перестает быть филлером и переходит в разряд более серьезных настолок. Однако способна ли игра, изменив формат, конкурировать в новом амплуа с другими играми? У меня есть сомнения на этот счет. Конечно, вы всегда можете сыграть партию без дополнения «Эволюция: Время летать», но зачем тогда вам 2 дополнения? Совет всем, кому понравились «Эволюция» и «Эволюция: Время летать»: возьмите «Эволюцию: Континенты» напрокат и сыграйте парочку партий. Если после этого все высказанные автором опасения покажутся вам незначительными, можете задуматься о покупке этого дополнения.

На какую игру похожа?

«Эволюция: Континенты» является дополнением и похожа на те же игры, что и базовая версия.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы считаете, что чем больше в игре свойств и характеристик, тем интереснее;
  • Вам понравилась базовая версия игры – «Эволюция»;
  • Вас радует увеличение тактических возможностей и комбинаций;
  • Вам нравится, если в дополнении вносятся существенные изменения в игровой процесс.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы не любите рэндом;
  • Вы считаете, что побеждать всегда должен тот, кто лучше играет;
  • Вы убеждены, что игра в филлер не должна идти слишком долго.

Как победить:

  • Согласно предложенной нами классификации (см. обзор к игре «Эволюция»), появившиеся новые свойства подразделяются таким образом: тактические агрессивные (Неоплазия), тактические оборонительные (Миграция, Прилипала, Рекомбинация, Эдификатор, Регенерация, Стадность, Стрекательные клетки). К агрессивным мы относим свойства, которые недвусмысленно содержат агрессивные намерения относительно животных соперника. Именно поэтому Миграция, хотя и чрезвычайно полезная для Хищников, отнесена нами к оборонительным свойствам. Отметим, что в наборе отсутствуют стратегические карточки и имеется всего одна агрессивная. Однако защищаться от этого легче не стало. Обилие оборонительных карточек – всего лишь попытка навести баланс после введения в игру трех континентов.
  • Задач, как всегда, три: 1) нужно постоянно иметь больше, чем у соперников, животных; 2) нужно постоянно иметь на руках больше, чем у соперников, карточек; 3) нужно свести к минимуму потерю карточек, что в «Эволюции: Континенты» сделать стало труднее, чем раньше.
  • Большинство оборонительных свойств с самого начала игры должно тратиться на одно животное. Самые нужные из оборонительных свойств – Камуфляж, Отбрасывание хвоста, Большой. Позаботьтесь о накапливании запасов еды – Специализация, Спячка и Жировые запасы, Метаморфоза, Пиратство, Падальщик. Не сомневайтесь, вашего зверя будут стараться уничтожить. Скорее всего, вам повесят Паразита. Впрочем, с имеющейся Спячкой это полбеды. Кроме того, в случае атаки Хищником просто скиньте Паразита Отбрасыванием хвоста. Если вам подвесят Неоплазию, скиньте ее Метаморфозой. Или быстро создайте новое животное и переведите на него Неоплазию Рекомбинацией. Жира, кстати, в этой версии игры много не бывает. Подумайте о том, чтобы сделать вашего «монстра» Хищником. Все это не означает, что вы играете в «1 животное». Вам все время придется выкладывать других животных, чтобы не отстать по карточкам. Ориентируйтесь на то, что обычно у вас на поле должно быть 3-4 животных. По возможности защищайте их, но помните о главном: ваш основной зверь должен дожить до конца игры в любом случае.
  • Взаимодействие и Сотрудничество в «Эволюции: Континенты» стали даже еще более сильными карточками, чем в предыдущих версиях игры, поскольку кормовые базы везде крайне ограничены. Особенно опасным выглядит Взаимодействие, отбирающее сразу 2 фишки еды из кормовой базы. Так как эти карточки невероятно опасны, соперники обязаны мгновенно реагировать на попытки установить Взаимодействие/Сотрудничество. Трематода в данном случае выглядит лишь как полумера. Вешайте Паразита или, что намного лучше, гасите сразу Неоплазией. Двоих вам убивать не нужно. После смерти одного падут и все парные связи. Ну, если можете просто одного сожрать, тоже не стесняйтесь J.
  • Вследствие ограниченности кормовых баз увеличилась сила Топотуна. Используйте его, если хотите выдавить соперников из игровой зоны. С помощью Топотуна и Взаимодействия теперь можно за 1 ход выбрать кормовую базу Океана.
  • Карточка Интеллект приобрела еще больший вес вследствие того, что игроки вынуждены распределять свои силы на 3 фронта. В таких условиях у животных, как правило, нет избыточной защиты, и появление у Хищника Интеллекта сразу приводит к трагическим последствиям. Особенно опасным становится такой Хищник, если он также обладает свойством Миграция.
  • Свойство Специализация А/В претерпело изменения. С одной стороны, сила карточки уменьшилась из-за того, что обе Специализации по новым правилам слились в одну. С другой стороны, она стала сильнее, так как может быть реализована в трех игровых зонах. Свойство Специализация становится сильнее в сочетании с карточками, обеспечивающими переход из одной игровой зоны в другую (Миграция, Прилипала, Метаморфоза, Полет). Вы можете в нужное вам время уйти в другую зону, где нет соперника со Специализацией.
  • Трематода – благодаря карточкам, обеспечивающим переход из одной игровой зоны в другую, Трематода стала значительно слабее. Теперь ее слишком легко сбросить. Вешайте Трематоду только на другие парные свойства (Взаимодействие, Сотрудничество). Впрочем, и в этом случае вам потребуются дополнительные средства давления.
  • Метаморфоза – карточка стала значительно сильнее благодаря тому, что с ее помощью можно избавиться от Неоплазии. Также Метаморфоза позволяет отбросом свойства Водоплавающее совершить в процессе хода неожиданный переход в другую игровую зону. Отбросив вовремя лишнюю Стадность, вы сможете провести атаку Хищником.
  • Чернильное облако – усилилось благодаря переходам между игровыми зонами. Теперь вы не просто выигрываете время, а можете окончательно решить вопрос, перейдя в безопасную зону, отчего атаковать вас зачастую становится невыгодно.
  • Полет – значительно усилился благодаря возможности перелетать с континента на континент, если у вас не больше двух свойств.
  • Тактические агрессивные: Неоплазия. Грозное оружие, если сыграно вовремя. Малоэффективна против больших зверей. В конце игры вы еще и победное очко сопернику подарите. Глупо играть на животное с Метаморфозой. Весьма эффективна против животных с 4-5 свойствами. Соперник теперь должен принять непростое решение. Или каждый ход подкидывать «умирающему» зверю все новые свойства в надежде на приход Метаморфозы (Рекомбинации), или же не тратить карточки и переключиться на развитие других существ. Хорошо сыграть Неоплазию, если вы тут же избавляете соперника от ключевого агрессивного/оборонительного свойства.
  • Тактические оборонительные

А). Миграция – определяющая для дополнения карточка, позволяющая перемещаться между игровыми зонами. Если вы объявили Миграцию, перемещаться могут все ваши животные с этим свойством во всех игровых зонах. Миграция приобретает особую силу, если ей обладает Хищник с Интеллектом. Обычно это означает, что все слабые и среднеразвитые животные соперников находятся в опасности.

Б). Прилипала – может оказаться полезен как в защите (прицепиться к своему Мигрирующему и бежать от Хищника), так и в атаке (не позволить животному с Миграцией уйти от вашего Хищника в другую зону). Вряд ли это свойство полезно в начале партии, когда в первую очередь необходимы надежные оборонительные качества. Совершенно бесполезно, если никто не пользуется Миграцией.

В). Рекомбинация – эффективнейший способ избавления от ненужных свойств. Есть несколько вариантов ее использования. 1). Если 2 ваших животных в одной игровой зоне имеют свойство Паразит, вы можете избавить одно из них от Паразита. 2). Можете за 1 ход создать животное с одним непарным свойством, чтобы с помощью Рекомбинации сбросить на новое животное нежелательное свойство. При этом нам не так важно, погибнет новое животное или выживет. Задача – спасти основное животное. 3). С помощью Рекомбинации вы можете каждый ход передавать Неоплазию от одного животного другому. Суть операции в том, что Неоплазию в этом случае помещают на само животное под остальные свойства. То есть Неоплазия не только не поднимается вверх, но вы также сохраняете все свои свойства.

Г). Эдификатор – карточка с весьма интересным, но довольно ситуативным свойством. Может быть полезна как реакция на только что повешенного на вас Паразита (Трематоду), особенно если в этой игровой зоне ограниченный запас еды.

Д). Регенерация – интереснейшее свойство. Животному с Регенерацией выгодно, чтобы его съедали каждый ход. Тогда оно никогда не умрет. Создайте животное с Регенерацией в зоне с вашим Хищником и регулярно съедайте его. Или подставьте его в зону с Хищником соперника. Для соперника животное с Регенерацией станет гарантированной доступной едой, и он перестанет искать более рискованные варианты. Против животного с Регенерацией есть 2 способа борьбы: 1) Хищник с Интеллектом съедает Регенерирующее навсегда, если у него нет другого защитного свойства; 2) повесьте на Регенерирующее дополнительные свойства (Паразит, Трематода, Неоплазия), и оно потеряет способность к Регенерации, когда свойств станет 3 или больше. Будьте аккуратны, когда добавляете парные свойства своему Регенерирующему животному.

Е). Стадность – оригинальный способ «командного» взаимодействия. Пока в одной игровой зоне Хищников не больше, чем Стадных, действует так же надежно, как и Камуфляж.

Ж). Стрекательные клетки – эффективный способ защиты, если в одной игровой зоне есть несколько Хищников или один из Хищников может переместиться в игровую зону. Иначе временная потеря игровых свойств ничем не опасна для Хищника. Если Хищнику для того, чтобы наесться, необходимо много еды, и он может умереть с голоду, то имеет смысл сознательно съесть животное со Стрекательными клетками. Тогда Хищник теряет все свойства и сразу наедается. Только следите, чтобы вас тут же не съели другие Хищники.

1 комментарий: Эволюция: Континенты (Evolution: Continents)

  1. Oleg говорит:

    Не до конца понимаю смысл вашего утверждения. Однако на всякий случай подчеркну: ни в базе, ни в дополнениях нет животных, которые не могли бы иметь парных свойств. другое дело, что в версии «Эволюция: Континенты» животные теряют парные свойства, если им приходится менять локацию.

Добавить комментарий для Oleg Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *