Проект «Манхэттен» (The Manhattan Project)

Как скрестить еврогейм с америтрешем

Проект «Манхэттен» (The Manhattan Project).

Оценка — 8.

Разработчик – Бренден Тибетс. Время игры: 120 минут (официальное и реальное). Количество игроков – 2-5 (рекомендуемое – 3-4).


Бэкграунд. Итак, началась «холодная война», а с ней и ядерная гонка вооружений. Возглавьте одну из стран и перестройте ее экономику таким образом, чтобы максимально эффективно работать над созданием ядерных бомб. И поторопитесь, потому что другие страны уже начали работу!


Особенности игрового процесса. «Проект «Манхэттен» эксплуатирует уникальную тему в мире настолок – создание атомной бомбы. И все, что происходит в игре, подчинено именно цели создания ядерного оружия. На каждом ходу игрок может выставить одного рабочего на игровое поле и остальных рабочих – на здания на своем планшете. На игровом поле можно покупать здания, приобретать ресурсы, получать деньги, нанимать новых рабочих, строить новые самолеты, брать контракты на создание атомных бомб, ремонтировать здания. Также в игре предусмотрена интерактивность: можно бомбить чужие здания, а также влезать в них своими рабочими при помощи шпионажа.

В игре можно приобрести здания пяти видов – фабрики, университеты, рудники, реакторы и обогатительные заводы. Каждое из них приносит необходимые в игре ресурсы – деньги и самолеты, рабочих, желтый кек, уран/плутоний. В принципе эти ресурсы доступны и активацией локаций на поле, но места на игровом поле ограничены.

Чтобы купленные здания приносили ресурсы, их нужно активировать. Интересно, что разные здания требуют рабочих различных типов. В игре три типа рабочих: обычные рабочие, инженеры и ученые. Инженеры и ученые более ценны. В частности, именно они способны создавать атомные бомбы.

Победные очки в игре приносят различные манипуляции с атомными бомбами. Вы получите очки за создание бомб, погрузку их в бомбардировщики и за тестовый взрыв плутониевой бомбы.

Чтобы победить, игроку нужно приобрести правильную комбинацию зданий, которые будут приносить регулярный доход для создания бомб. А еще не забывайте, что создать бомбы нужно раньше соперников: в игре типична ситуация, когда победу от поражения отделяет всего один ход.

Тема и атмосфера. Тема в игре, безусловно, реализована хорошо. Все в игре подчинено одному – идее создания атомной бомбы. Причем реализован в игре процесс создания бомбы весьма логично. Постройте Университет, чтобы привлечь больше рабочих. Постройте Фабрику, чтобы она стабильно приносила деньги. Создайте Рудник для бесперебойной добычи желтого кека. Теперь вам нужно построить Обогатительный завод или Реактор для превращения ресурсов в уран или плутоний. Ну а если вы добыли достаточное количество урана или плутония, можно создавать атомную бомбу. Я бы не сказал, что в игре присутствует атмосфера создания ядерного оружия. Все же это worker-placement с удачно вписанной темой. Мы не отправляем рабочих на заводы. Скорее мы думаем о том, как удачно разместить на поле фишки.

Условия победы. Побеждает тот, кто раньше соперников наберет необходимое количество очков: 70 очков – для двоих игроков, 60 очков – для троих, 50 очков – для четверых, 45 очков – для пятерых. Важно, что очки в игре приносят только 3 варианта манипуляций с бомбами: 1) создать бомбу; 2) загрузить бомбу в бомбардировщик; 3) провести испытательный взрыв плутониевой бомбы.

Замечания и недостатки:

  • Рэндом в игре довольно тягостный. Он неприятен в первую очередь своими многочисленными разнообразными проявлениями. Когда до вас дойдет ход, вы выиграете. Соперник не собирается вам мешать, но ставит рабочего именно на ту клетку главного поля, которая была вам необходима. Вы тупо теряете ход, и один из ваших соперников побеждает. Или перед вашим носом забирают нужный вам завод. Или нужный вам тип здания вообще не заходит в игру. И такие вещи происходят регулярно.
  • Если соперник разбомбил ваше ключевое здание в первой половине игры, это может затормозить вас сразу на несколько ходов. Обидно то, что в этот момент все идут приблизительно одинаково. Возможно, вы просто кому-то не нравитесь. Или соперник вас опасается.
  • Здания в игре явно неравноценны. Скажем, стартовый Рудник, приносящий один желтый кек, — очевидно плохое здание. При этом Фабрика, приносящая 5 долларов, решает все ваши проблемы с деньгами до конца партии.
  • В игре возможна ситуация, когда на Стройке лежат никому не нужные здания. В этом случае огромное преимущество получает тот, у кого уже имеется налаженная модель производства.
  • Иногда на Стройке образовывается дефицит какого-то типа зданий (Рудник, Фабрика). В этом случае монополист получает большое преимущество над конкурентами. Остальные сидят и тупо мучаются при полном отсутствии контригры.
  • В русской локализации жетоны рабочих сделаны некачественно. Они уже при открытии коробки какие-то помятые. На них сразу же начинает отходить краска.

Советы по игре:

  • Не советую играть в «Проект «Манхэттен» вдвоем. Игра может превратиться в жесткое доминирование одного игрока над другим или поочередное захватывание ключевых локаций на каждом ходу.
  • Спустя некоторое время игра немного приедается. Советую поиграть в нее в разных компаниях, что добавит разнообразия и эмоций в игровой процесс.

Впечатления от игры. «Проект «Манхэттен» представляет собой еврогейм хорошего качества. Настолка в целом привлекательно выглядит, в ней солидно проработана весьма оригинальная тема. Партии проходят увлекательно и достаточно динамично. Реиграбельность очень высокая за счет двух колод карточек, которые в каждой партии дадут новые расклады. Да и органично введенное в еврогейм активное взаимодействие между игроками в целом, видимо, можно считать плюсом. Впрочем, через некоторое время игра несколько приедается. Исчезает ореол загадки и ощущение того, что в игре множество путей к победе. На выходе имеем добротную тактическую игру с сильным влиянием рэндома. Особенно это влияние становится заметно после того, как в одной игровой компании класс соперников приблизительно выравнивается. На этом этапе часто происходят партии, в которых победителя от нескольких проигравших отделяет только очередность хода. Благодаря рэндомным раскладам для победы необязательно играть безошибочно. Кто-то жестко тупит, а другой просто физически неспособен сделать нормальный ход. Стратегического разнообразия в игре нет. По сути, в каждой партии мы стремимся собрать плюс-минус один и тот же набор зданий. Другое дело, что в каждой партии доступность необходимых зданий будет различной.

Я не думаю, что хардкорам эта игра нужна в коллекции. Но взять ее напрокат и сыграть какое-то количество партий стоит. Вряд ли она удачна для начинающих. Все же некоторая замороченность для неокрепших умов в игре просматривается. Однако она весьма хороша для играющих регулярно. Для семейных вечеров ее стоит покупать весьма обдуманно. Все же тематика весьма специфична, присутствует определенный уровень агрессивных действий. Недаром на коробке написано «от 13 лет».

На какую игру похожа?

Если вдуматься, то многие игры с технологией worker-placement в основе будут похожи на эту игру. Можно назвать «Экспансию», «Каменный век», «Дикий дикий запад» и целый ряд других.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вам нравятся игры с технологией worker-placement в основе;
  • Вам нравятся игры с хорошо проработанной оригинальной тематикой;
  • Вам нравится, если в еврогейме есть активное взаимодействие между игроками;
  • Вам нравится, если партия проходит достаточно динамично;
  • Вам нравится, когда каждая новая партия имеет свои отличия от предыдущих;
  • Вам нравится, если игра каждый ход предлагает принимать непростые решения.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вам не нравится, когда на игру значительно влияет рэндом;
  • Вы считаете, что все компоненты в настольной игре за ваши деньги должны быть идеального качества;
  • Вы любите сложные глубокие стратегии;
  • Вы любите атмосферные игры.

Как победить:

Дальнейший анализ будет посвящен партии на четыре игрока. Необходимая для победы сумма очков – 50.

Давайте для начала проанализируем различные игровые элементы.

  • Карточки «Стройка». В этой колоде 50 карточек зданий – 10 Университетов, 10 Рудников, 10 Фабрик, 10 Обогатительных заводов и 10 Реакторов.

В число 50 карточек входят 6 стартовых. Рассмотрим их по очереди.

Университет, дающий инженера. Вероятно, сильнейшая карточка из числа стартовых. Помогает выполнить одну из ключевых задач в начале партии – как можно быстрее собрать всех своих рабочих. Полученный Инженер уже на следующем ходу позволит бесплатно приобрести здание за 2-3 доллара.

Университет, дающий ученого. Эта карточка также очень полезна, но чуть хуже предыдущей. Ученые безусловно понадобятся, но чуть-чуть позже.

Фабрика, дающая истребитель либо 2 доллара. Думаю, что на старте Фабрики сильнее Рудников. Вы делаете первые покупки и тратите деньги, которые необходимо восполнять. Рудники понадобятся чуть-чуть позже. Кроме того, стартовые Рудники не очень эффективные. Эта Фабрика сильнее другой, потому что Истребитель на старте полезнее Бомбардировщика (позволяет защитить свои здания). Впрочем, разница весьма условная – все равно все игроки берут деньги.

Фабрика, дающая бомбардировщик либо 2 доллара. Берем ради долларов, как и предыдущую.

Рудник, дающий 2 кека. Нормальная карточка, которая не сможет обеспечить ваше строительство достаточным количеством кека. Но может оказаться эффективной вместе с более мощным Рудником.

Рудник, дающий 1 кек. Слабая карточка. Я даже не уверен, что ее вообще стоит покупать.

Теперь рассмотрим оставшиеся 44 карточки.

Университеты.

У, дающий либо инженера, либо ученого. В начале партии будет крайне полезным. Ближе к концу окажется крайне ситуативным.

У, дающий либо 2 ученых, либо 1 инженера. Вначале – очень хорошо. В конце партии может пригодиться, если необходимо много ученых для решения различных задач.

У, дающий либо 2 инженера, либо 1 ученого. В самом начале партии будет даже полезнее предыдущей. А вот в конце партии может пригодиться только в особых случаях.

У, дающий 4 обычных работника. Может оказаться полезным во второй части партии, если у вас большое количество зданий. Разумеется, в этом случае вы забираете подрядчиков.

Университеты, дающие 2 и 3 ученых. Разумеется, 3 ученых за ту же цену лучше J . В целом оба здания невероятно полезны в начале партии. Здание на 3 ученых будет очень ценным и в концовке, поскольку с помощью подрядчиков позволит на последних ходах решать комплексные тактические задачи.

Университеты, дающие 3 инженера. Оба здания крайне полезны вначале, с течением партии становятся все более ситуативными.

Рудники.

Рудники, дающие 2-3 кека. Чтобы кека хватало на протяжении партии, необходимо купить 2 таких Рудника.

Рудники, дающие 4 кека. Это замечательное вложение денег. Иногда такого количества кека хватит до конца партии. Если партия затянется, то может понадобиться усиление.

Р, дающий 6 единиц кека. Одна из сильнейших карточек во всей игре. Кека почти всегда не хватает. С этой карточкой у вас почти всегда будут оставаться излишки. Все же обратите внимание на то, что ее активация требует сразу троих инженеров. Если у вас нет доступа к подрядчикам, вы уже сильно ограничены в покупке зданий, требующих для работы именно инженеров.

Фабрики.

Ф, дающая либо 1 истребитель, либо 1 бомбардировщик. Откровенно плохая карточка. Никогда не покупайте.

Ф, дающая либо 2 истребителя, либо 2 бомбардировщика. Лучше предыдущей, но тоже плохо.

Фабрики, дающие истребитель (бомбардировщик) и 2 доллара. Улучшенная версия стартовых карточек. Если у вас в течение партии будет стабильный доход в 4+ долларов, вы не будете нуждаться в деньгах. То есть по отдельности каждой из них для полного обеспечения деньгами не хватит.

Фабрика, дающая 2 истребителя и 2 бомбардировщика. Если вы берете такую карточку, значит вам придется атаковать соперников. И не однажды. Иначе это бесполезная покупка. Обратите также внимание, что она требует сразу двоих инженеров для активации.

Фабрики, дающие 3 истребителя (бомбардировщика) и 3 доллара. Отличный выбор! Здание с истребителями лучше, поскольку полезно и для защиты, и для атаки. Минус – для активации нужны 2 инженера. Если возьмете оба, придется в обязательном порядке бомбардировать соперников.

Фабрика, дающая 5 долларов. Крутое здание! Берите всегда не задумываясь.

Обогатительные заводы.

3 завода, дающие 1 уран. Все эти заводы приблизительно одинаковые. Нужно понимать, что один такой завод не имеет самостоятельного стратегического значения. Чтобы претендовать на победу, к такому заводу в придачу нужен еще один завод. Кстати, такие заводы хороши в качестве придатков к некоторым реакторам.

6 заводов, дающих 2 урана. Это стратегиеобразующие предприятия. Иногда даже одного такого завода хватает для победы. Разумеется, лучше те из них, которые требуют для активации только одного ученого. Если соперник раз в два хода стабильно активирует такой завод, серьезно подумайте о бомбардировке.

Завод, дающий 3 урана. Этот завод будет лучше заводов предыдущей группы, если у вас много денег и много кека. Иначе он хуже!

Реакторы.

Реакторы, дающие 1 плутоний. Эти реакторы хороши тем, что требуют минимум ресурсов для запуска. Если купили в начале партии, можно быстро сделать небольшой отрыв. Но для победы одного такого реактора мало.

5 реакторов, дающих 2 плутония. Стратегиеобразующие карточки. Самый сложный из этих реакторов требует для активации всего 1 ученого, но при этом 1 уран. То есть скорее всего для его активации придется возводить и Обогатительный завод. Для остальных хватит запаса желтого кека – почти всегда в разумных пределах.

3 реактора, дающих 3-4 плутония. Очень мощные реакторы, требующие огромное количество кека. Если вы не способны их регулярно активировать, купите лучше реактор из предыдущей группы. Если соперник способен активировать их через ход, бросайте все и начинайте бомбить.

  • Теперь оценим различные локации игрового поля.

Локация Стройка. Чтобы претендовать на победу, нужно иметь не меньше четырех зданий. Самая типичная покупка в этой локации – за 2-3 доллара. Если здание вам необходимо, его можно купить за 5-7 долларов. Но даже в случае острой нужды подумайте дважды. Скажем, если вы купили Университет, дающий 3 ученых, соперники получат к нему доступ через шпионаж. Может быть, стоило уступить им эту покупку? Я бы никогда не рекомендовал покупать здание за 10-20 долларов. Даже если у вас сейчас есть деньги, к концу партии все может измениться.

Локация Авиаудар. Это единственная локация, которая не приносит пользы самому игроку. В партии вдвоем активация Авиаудара более чем обоснована. При игре втроем от этого всегда выиграет третья сторона. Если у вас много самолетов, постарайтесь нанести Авиаудар сразу по всем соперникам. Выберите у каждого из них один ключевой Реактор или Обогатительный завод и нанесите ему ровно одно повреждение. Теперь возникает интересная психологическая ситуация. Если бы вы нанесли 3 повреждения одному игроку, он бы сразу заплатил 5 долларов. Но за одно повреждение платить 5 долларов жалко. Кроме того, каждый из трех соперников в глубине души надеется, что ему удастся снять свое повреждение за счет чужой активации Ремонта. Чаще всего это приведет к поиску новых зданий для покупки, что выигрывает вам время.

Локация Ремонт. По сути, логическое продолжение предыдущей локации. Старайтесь проводить Ремонт в том момент, когда вам нанесли именно 3 повреждения, чтобы не переплачивать. Но если вы читали предыдущий абзац, то уже знаете, что все может оказаться намного сложнее.

Локация Заводы: авиация. В эту локацию редко кто-либо заходит. Если вы планируете Авиаудар, то это очень медленный способ подготовки. Чаще всего сюда заходят на последних ходах партии для приобретения бомбардировщиков, чтобы загрузить атомные бомбы.

Локация Заводы: деньги. Здесь сразу 3 места для активации. Самое лучшее, разумеется, центральное. И не бойтесь дать соперникам по 2 доллара. Главное, что вы получили 5. Место справа явно похуже. Хорошо, если в данную секунду вам нужно было ровно 3 доллара. Но поверьте: раз уж вы зашли в эту локацию, те «лишние» 2 доллара вам бы и потом очень пригодились. Место слева стоит активировать только в крайнем случае. Дело в том, что в этой игре дефицит и денег, и желтого кека. Нельзя закрывать один дефицит за счет другого. Активируйте, если у вас очень много лишнего желтого кека.

Локация Шпионаж. Сначала эта локация кажется самой сильной на поле, потом начинаешь задумываться. Скажем, можно влезть в Университет соперника и нанять ученого. Или же зайти в Университеты на игровом поле и тоже нанять ученого. В первом случае потратить 3 доллара нужно, во втором – нет. Разумеется, мы в случае Шпионажа мешаем развиваться сопернику, но тогда в этом раскладе выигрывает третья сторона. Значит, активировать Шпионаж нужно в том случае, когда он приносит лично нам несомненные выгоды. Если наши собственные здания эффективно работают, Шпионаж может оказаться ненужным.

Впрочем, нужно помнить о том, что с каждой новой попыткой Шпионаж становится все более мощным. То есть первые «холостые» попытки помогут развить ваше искусство Шпионажа на будущее. И все равно Шпионаж ради Шпионажа я бы совершать не стал. Особенно привлекательным становится Шпионаж, если кто-то отхватил козырное здание. Скажем, Университет, позволяющий нанять сразу 3 ученых. Или Рудник, позволяющий добыть сразу 6 единиц желтого кека.

Следите за тем, когда соперники будут снимать своих рабочих с поля. Это значит, что их планшет станет беззащитным для Шпионажа. Но это также означает, что соперник вскоре сам будет готов к Шпионажу. Вряд ли стоит делать бессмысленные ходы, опасаясь того, что соперник влезет к вам на планшет. Возможно, у него вообще другие планы. Но совсем игнорировать угрозу тоже нельзя. Особенно если вы абсолютно уверены, что он нацелен на одно из ваших зданий.

Локация Рудники. Самое лучшее, разумеется, центральное место. То, что справа, похуже. Место слева следует использовать только в самых крайних случаях, когда нет другого выхода.

Локация Университеты. Крайнее место слева используется реже остальных. Дело в том, что в этом месте вы можете получить только подрядчиков, которые вскоре уйдут от вас. В остальных местах мы получаем постоянных работников. Полезно ли вообще это место? Да. Иногда его полезно активировать, чтобы не снимать рабочих с поля под угрозой Шпионажа. Во-вторых, подрядчики могут понадобиться во второй половине партии, если у вас много зданий и не хватает рабочих рук.

Оба центральных места объективно хороши. На старте инженеры более полезны, во второй половине партии важнее ученые.

Крайнее место справа стоит дорого. Использовать только в случае крайней нужды.

Локация Разработка бомб включает колоду из 30 карточек бомб (15 урановых и 15 плутониевых). Для победы в партии до 50 очков в идеале хватит построить 2 урановые бомбы. В наборе есть сразу 6 урановых бомб, которые при загрузке в самолет дают 25+ очков, то есть половину необходимой суммы – Посылка, Надгробие, Очиститель, Могильщик, Труба и Пощечина. Любые две из перечисленных бомб в паре дают победу. Бомба Возмездие со всеми перечисленными, кроме Пощечины, при загрузке в самолет также дает победу. Иначе нужно подбирать 3 урановых бомбы поменьше.

Что касается плутониевых бомб, даже с помощью двух самых больших – Эпитафии и Абзаца – победить невозможно. Желательно найти одну маленькую плутониевую бомбочку и взорвать ее, чтобы остальные приносили максимум очков. Идеально для этого подходят бомбы, требующие 4 единицы плутония.

Можно ли победить, объединив урановые и плутониевые бомбы? Да, это вполне возможно. Только не забывайте, что плутониевые бомбы без испытательного взрыва приносят существенно меньше очков.

Локация Реактор и Обогатительный завод. Давайте сравним Реакторы на поле с доступными для покупки зданиями. Существуют 2 Реактора, приносящие 1 плутоний. Реактор на поле активируется по той же цене, что и более дорогой из двух. Но так как цена невысокая, то в целом вполне нормально.

Существует 3 Обогатительных завода, приносящих 1 уран. Завод на поле активируется по более высокой цене, хотя и ненамного дороже.

В целом эта локация используется, хотя и не очень часто. В первой половине партии нужно выстраивать систему в целом – нет времени. А вот на последних ходах партии локация становится более популярна.

  • Что нужно приобрести для победы? В любом случае необходимы хотя бы 1 Рудник, хотя бы 1 Фабрика, приносящая деньги, и хотя бы 1 Реактор/Обогатительный завод. А еще хорошо бы иметь какой-нибудь Университет, чтобы как можно быстрее собрать всю команду. На практике же зданий понадобится больше, потому что вы не сможете, как в магазине, подобрать себе идеальные здания. По ресурсам необходимо, чтобы ваша система производства давала разово 4+ долларов, 4+ желтого кека и 2-3 урана/плутония. В принципе часть недостающих ресурсов может восполнить работник, идущий на игровое поле. Но не забывайте, что за места на игровом поле может развернуться конкуренция, а нам необходимо, чтобы система производства бесперебойно приносила 2-3 урана/плутония каждые 2 хода.
  • Урановые или плутониевые бомбы? Если бы я мог выбирать, то всегда бы выбрал 2 урановые бомбы и посмеялся бы над тем, кто в это же время будет возводить 3 плутониевых. Минимальное количество произведенного урана, необходимое для победы, — 9 (Могильщик + Ворчун, загруженные в самолеты). Минимальное количество необходимого для победы плутония в совершенно идеальном мире – 13 (произвели Каррамбу, взорвали ее первыми, произвели Молоток и Скальп и загрузили их в самолеты), то есть на четверть больше! Есть ли в этом нарушении баланса какой-то смысл? Определенный смысл есть. Во-первых, чтобы произвести уран, нужны деньги и желтый кек, а для производства плутония – только кек. Во-вторых, среди плутониевых Реакторов есть сразу 3 сверхпроизводительных (3-4 плутония), а среди урановых Обогатительных заводов – только 1 (3 урана). Другое дело, что эти крутые урановые Реакторы требуют просто огромное количество желтого кека и могут стать якорем, тянущим вас на дно. Наконец, нужно понимать, что в этой игре нет никаких идеальных условий. Вы взяли заказ на урановую бомбу, но на стройке вообще нет Обогатительных заводов. Или на рынке есть Заводы, но на Разработке бомб нет ни одной стоящей. Или урановые Заводы на рынке были, но они закончились, пока до вас дошла очередь. И это все – не уникальные исключения, а совершенно обычная игровая ситуация.
  • Что важнее – деньги или желтый кек? Как мы уже говорили, в стартовом раскладе лучше забрать Фабрики, дающие по 2 доллара. Как ни крути, но в начале партии вам придется купить 3-4 здания, а на это нужны деньги. Да и потом стабильный доход понадобится. Кроме того, стартовые Рудники – не самые лучшие. Один из них – просто плохой. А вот затем желательно забирать все Рудники, которые плохо лежат. Как мы говорили выше, желтый кек нужен для всех видов бомб, а доллары – только для урановых. То есть играющему в плутоний деньги нужны меньше, а вот кек нужен всем, и он постоянно в дефиците. У нас были партии, когда трое из четверых игроков тупо сидели без кека и ничего не могли с этим поделать. Если вы даже купите лишний Рудник, это все равно очень хорошо, потому что его не получат соперники. Самый мощный Реактор в игре требует 8 единиц кека, так что производство 8 единиц в ход вовсе не является избыточным. Теперь второе доказательство важности и дефицитности кека. Если вам не хватает денег, вы можете поставить работника на игровое поле и получить сразу 5 долларов! То есть если у вас в начале хода был кек, но вообще не было денег, вы можете активировать 9 из 10 Заводов! Теперь представим, что в начале хода у вас нет кека. Поставив работника на центральное место локации Рудники, вы сможете запустить лишь 6 Заводов и 4 Реактора – половину общего количества! Крайнее место слева сразу улучшит процент активации предприятий, но где вы возьмете столько лишних денег? Все сказанное совершенно не значит, что деньги в игре можно игнорировать. Из 10 Фабрик только 7 дают стабильный доход. Деньги вам в игре понадобятся в любом случае – хотя бы для загрузки бомб в самолеты. И все же вывод вполне очевиден: в целом желтый кек в игре важнее денег. Кроме стартового расклада, если вы можете выбрать между Рудником и Фабрикой, берите Рудник. И все же Фабрика, дающая сразу 5 монет, является более чем серьезной альтернативой.
  • Какой Завод/Реактор выбрать? Если вы еще себе не представляете масштабы своего будущего производства, то берите Завод/Реактор, производящий 2 единицы урана/плутония. Даже если у вас будет всего один Завод/Реактор, вы можете претендовать на победу при условии построения эффективной системы производства. Если будет нужно, потом добавите к нему Завод/Реактор, производящий еще 1-2 урана/плутония. Отметим, что выбор первым предприятием Завода/Реактора с производством 3-4 единиц сырья не принесет вам сразу вообще никакой пользы. И не факт, что пригодится в дальнейшем. Такие мощные предприятия разумно выбирать тогда, когда вы видите возможность построить бесперебойно работающую систему.
  • Бомбить или не бомбить? Если вы видите, что кто-то способен каждые 2 хода производить 2-4 единицы урана/плутония, пришло время бомбить. Нанесите 1 повреждение ключевому предприятию «лидера». Заодно, если можете, ударьте по разу по ключевым предприятиям остальных соперников. Всегда здорово разбомбить сопернику единственный Завод/Реактор.