100000 лет до нашей эры / Каменный век: Роскошь каменного века (Stone Age: Style Is the Goal)

Торговля – двигатель первобытнообщинного строя

100000 лет до нашей эры / Каменный век: Роскошь каменного века (Stone Age: Style Is the Goal).

Оценка – 8.

Разработчики – Михаэль Туммельхофер и Бернд Бруннхоффер. Время игры: 1-1,5 часа (официальное); 1,5 часа (реальное). Количество игроков – 2-5 (рекомендуемое – 4-5).


Бэкграунд. Эволюция первобытного общества приводит к появлению украшений, изготовленных из бивней мамонтов. Благодаря этому между племенами начинает развиваться торговля. Итак, возможностей стало еще больше. Осталось только грамотно ими воспользоваться, чтобы привести свое племя к процветанию.


Особенности игрового процесса. Новых особенностей в дополнении всего две –торговля и украшения. Торговля – это новая локация на поле, которую можно активировать двумя миплами. Активировав ее один раз, вы сможете менять два любых ресурса (украшения) на любой ресурс. Если активировать локацию два раза, вы сможете проводить обмен по курсу 1:1. Если же вам вдруг удастся активировать Торговлю 5 раз, то за 1 ресурс (украшение) вы сможете выменять 2 любых ресурса. Такой обмен возможен один раз за ход.

Украшения – это новая игровая «валюта». Их можно получить в зоне охоты, где в «базе» добывалась еда. Теперь вы сами решаете, сколько еды и сколько украшений возьмете, выбросив кубики. Также 2 украшения вы получите при каждом перемещении маркера в зоне Торговли. Украшения в первую очередь нужны для того, чтобы покупать карточки в особой зоне для карточек цивилизации. Заплатив 3 украшения, вы можете забрать карточку по обычным правилам. Если же при этом вы доплатите еще 3 украшения, то сможете взять еще одну карточку взакрытую.

Тема и атмосфера. Я бы не сказал, что тематически игра стала лучше. Торговля – это скорее довольно формализованный обмен с «банком» одних фишек на другие. Торговли между племенами как раз не происходит. Украшения – это просто еще один набор ресурсов белого цвета. Никакого отношения к теме роскоши они не имеют. Почему-то за украшения можно купить карточку цивилизации в особой зоне. А почему? В игре стало больше цветных штучек разного цвета и больше способов манипуляции с этими штучками. То есть игра сделала очень уверенный шаг в сторону еврогеймов и серьезно отошла от тематических игр. Атмосферы каменного века не было даже в «базе».

Условия победы. Побеждает тот, кто к концу партии наберет наибольшее количество очков. Очки приносят жилища, карточки цивилизации и оставшиеся в конце партии ресурсы.

Замечания и недостатки:

  • Карточки цивилизации и жилища не работают на игровую тематику, а лишь служат средством для механического набора очков.
  • Добыча золота во времена первобытных людей и мамонтов явно не имела никакого смысла.
  • Нововведения дополнения Торговля и украшения выглядят довольно формально в тематическом плане.
  • Локации Пашня и Торговля выглядят более перспективно, чем Хижина и Мастерская.
  • Карточки цивилизации очевидно не являются равноценными. В каком-то смысле это даже интересно. Хотя иногда бывает обидно, когда очень сильную карточку выхватывает соперник.
  • Совершенной бессмыслицей с тематической точки зрения является официально одобренная разработчиком игры «стратегия голодания».
  • Во время партии может сложиться патовая ситуация, при которой никто из игроков не хочет брать ни одну из открытых карточек цивилизации. В этом случае карточки цивилизации, по сути, выходят из игры, и играющие переключаются на покупку жилищ. Это очень неприятно, поскольку в игре и так всего 2 источника набора очков. Более того, в одной из партий с дополнением сложилась ситуация, когда никто не горел желанием брать не только карточки цивилизации, но и новые карточки жилищ.
  • Если правила «базы» были простыми и понятными, то с дополнением вышел конфуз. Интернет взорвался обсуждениями, как именно будет работать Торговля в той или иной специфической ситуации. В результате разработчики сдались и сделали правило максимально простым.
  • Трек Торговли выглядит не до конца продуманным. Во-первых, трек выстроен таким образом, что по нему желательно передвигаться на 2 деления за один раз. Если вы однажды передвинулись на одно деление, вам было бы желательно еще раз передвинуться на одно деление. Однако в игре такое перемещение зависит от стечения обстоятельств, так что двигаться на одно деление рискованно с точки зрения игровой эффективности. Во-вторых, не каждое перемещение на 2 деления является эффективным. Скажем, 1-е, 2-е и 5-е перемещения принесут вам игровые преимущества, а вот 3-е и 4-е – нет. В связи с этим напрашивается вариант переместиться дважды на два деления и забыть про этот трек до конца партии. Конечно, 5-е перемещение сулит гигантские выгоды. Но вот просто не факт, что в партии на 4-5 человек вы успеете туда добраться до конца партии, а времени потеряете много.
  • Ряд обозревателей отметил, что было бы хорошо сделать для дополнения новое поле с нарисованным треком Торговли и 5-й зоной для карточки цивилизации. Накладка на поле сделана не очень удобно, гнется посередине. Впрочем, это очевидно увеличило бы цену дополнения, что устроило бы не всех.

Советы по игре:

  • Я бы не стал играть в эту игру вдвоем. И вам не советую. Получаются недошахматы, в которых для умного игрока точная очередность действий соперников будет очевидной в начале каждого раунда. Впрочем, большое количество людей игнорирует этот совет на игровых площадках Интернет, так что вам решать.
  • Играть втроем вполне можно, но оптимальной я считаю партию на 4-5 игроков. Дело в том, что при игре втроем вам в каждом раунде будут доступны только две из четырех основных локаций. И если принять как факт, что Пашня и Торговля будут сильнее двух других, то становится даже немного грустно.
  • Не забывайте, что правило относительно торговли официально изменилось. Теперь вы имеете право в каждом раунде вне зависимости от каких бы то ни было условий совершить обмен по доступному вам курсу.
  • В правилах игры есть пункт, согласно которому играющий не может после покупки заглядывать в собственные карточки цивилизации. Я просто не понимаю, зачем в семейной игре было вводить такое жесткое правило. Мы в своей игровой группе игнорируем это правило. Рекомендую всем поступать так же.

Впечатления от игры. Хотя на дворе 2021 год, я все еще испытываю к «Каменному веку» теплые чувства. Игра выглядит красиво и в целом считается несложной, при этом заставляет напрячься тех, кто привык искать сильнейшие ходы. Что касается дополнения, я бы в целом оценил его позитивно. Мне не очень нравится, что на игровое поле положили согнутый кусок картона. Да и к треку Торговли есть вопросы. Также вместо одной суперлокации в деревне стало две суперлокации, которые явно лучше двух других. При этом игра все же стала более разнообразной в силу увеличения локаций в деревне. Некоторые обозреватели негативно оценили тот факт, что Торговля позволяет добыть любой ресурс. По их мнению, это деморализует тех, кто в поте чела трудился на добыче золота. В моем понимании это очевидный плюс, уменьшающий рэндомизацию. Когда я ставлю двоих миплов на золото, я совершенно не уверен, что мне достанется один слиток. И мне кажется, что это обидно и неправильно. Я бы отметил как очевидно позитивный тот факт, что одни жилища дополнения приносят стабильный доход, а другие предоставляют миплам рабочие места. В «базе» локации деревни почти всегда были важнее, чем карточки и жилища. Теперь может сложиться ситуация, когда отдельное жилище будет даже привлекательнее, чем локация деревни. Так что дополнение вдохнуло в игру новую жизнь.

Существует мнение, что игра с дополнением стала более сложной. Мне кажется, что усложнить задачу дополнение может только новичкам в мире настолок. Им лучше начинать с «базы». Всем остальным я бы советовал интегрировать дополнение в игровой процесс на постоянной основе. Если вы все еще с удовольствием играете в «Каменный век», то я бы посоветовал купить и дополнение. Ну, а если вы уже давно перешли к более сложным еврогеймам, дополнение вряд ли является тем стимулом, который должен заставить вас приобрести полный комплект игры.

На какую игру похожа?

Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.

Для кого эта игра?

Вам подойдет это дополнение, если:

  • Вам немного наскучила «база» и хочется расширить игровой опыт;
  • Вам нравится, когда в дополнении появляются новые игровые идеи;
  • Для вашей игровой группы является важным добавление пятого игрока.

Вам не подойдет это дополнение, если:

  • Вы считаете «базу» слишком простой;
  • Вам не нравится, что Торговля упростила добычу ресурсов;
  • Вы считаете, что игровые концепты должны углублять игровую тематику и делать игру более атмосферной;
  • Вы ценили «базу» за визуальную безупречность, так что картонная накладка на поле портит эстетическое удовольствие.

Как победить:

В обзоре на базовую версию игры была предложена схема математического подсчета эффективности различных игровых действий. Рекомендуем прочитать сначала обзор на «базу», чтобы было легче воспринимать этот раздел.

  • Торговля. Торговля является довольно эффективной локацией. Чтобы ее активировать, вам нужно отправить туда двоих миплов, за что вы получаете 2 украшения и передвигаетесь на 2 деления по треку Торговли. В виде цифр это выглядит так: (2+2)-(3,5+3,5)=-3 ВО. Когда вы впервые активировали локацию, вы получаете возможность торговать по курсу 2:1. То есть каждый ход вы можете отдавать 2 украшения (4 ВО) за 1 золото (6 ВО). Это значит, что уже через 2 хода вы можете заработать +4ВО и выйти в плюс. Торговля становится еще интереснее, если вы сможете активировать эту локацию во второй раз. Теперь вы торгуете по курсу 1:1, то есть можете менять 1 украшение на 1 золото (+4 ВО). То есть если представить, что вам удалось дважды активировать Торговлю на 1-м и 2-м ходах, ваш доход в партии на 11 ходов составит: (4Х2)-(4Х3,5)+1Х2+10Х4=36 ВО.
  • Пашня или Торговля. Если мы по приведенной выше схеме активируем Пашню на 1-м и 2-м ходах, наш доход в партии на 11 ходов составит: (22-3,5)+(20-3,5)=35 ВО. Значит ли это, что Торговля лучше? Не все так просто. Пашня – это гарантированный пассивный доход. С помощью Торговли, как показывает практика, вы не сможете на каждом хожу зарабатывать гарантированный максимум. Где-то у вас не будет лишнего украшения и придется выменивать на золото дерево. Где-то вы обменяете украшение на камень, а где-то вы просто ничего не сможете обменять. То есть на дистанции реальной партии Пашня почти наверняка окажется более эффективной с точки зрения ВО. Другое дело, что Торговля позволяет доставать каждый ход любой ресурс, что в свою очередь позволит достаточно быстро покупать жилища. То есть Торговля, по сути, избавляет вас от отчаянных попыток добыть золото или камень, бросая кубики. Я бы сказал, что Пашня немного важнее в начале партии, чтобы свести к минимуму походы на охоту. Но уже с середины партии Торговля становится не менее важной, поскольку начинается активная закупка жилищ.
  • Очевидно, что Хижина и Мастерская значительно слабее Пашни и Торговли. Пашня и Торговля дают +2 ВО в ход. Хижина дает +1,5 ВО, при этом еще нужно отбить -9 ВО, которые вы теряете при ее активации. То есть в короткой партии вы не всегда успеете это сделать. Мастерская дает всего лишь +1 ВО в ход. И с появлением Торговли ценность инструментов стала существенно меньше.
  • Имейте в виду, что полезность отдельных деревенских локаций может вырасти, если вы наберете ряд однотипных карточек цивилизации.
  • Не вижу особого смысла продвигаться по треку Торговли дальше, чем до деления 4. Причем это нужно сделать за 2 активации локации. Дальнейшее движение по этому треку имеет смысл, только если вы набрали карточки цивилизации с соответствующими бонусами.
  • Для эффективной Торговли следите, чтобы у вас все время в запасе были украшения. Постарайтесь как можно быстрее выйти на курс 1:1 и почти всегда берите золото. По курсу 1:1 хорошим будет и обмен дерева на золото, но злоупотреблять этим не следует. Во-первых, дерево необходимо для покупки карточек. Во-вторых, вы понемногу теряете ВО.
  • Партия в «Каменный век» вполне может закончиться за 9-11 ходов. Конечно, при желании всех играющих партию можно и затянуть. Нужно учесть, что при игре с дополнением «Роскошь каменного века» в колоде стало больше карточек цивилизации, а вот количество жилищ в стопках осталось неизменным. Это значит, что в большинстве случаев партия закончится истощением одной из стопок жилищ. Причем с учетом использования Торговли стопки жилищ в какой-то момент начнут истощаться довольно быстро.
  • 5-я зона для карточки цивилизации. Карточка в этой зоне стоит столько же, сколько и карточка во второй зоне, за которую нужно заплатить 2 дерева. Иначе говоря, хорошая карточка в этой зоне должна для самоокупаемости приносить 9,5 ВО или выше (минус 3 украшения, минус мипл).
  • Покупка карточки взакрытую в 5-й зоне. Очевидно, что покупка карточки взакрытую – это лотерея. Например, вам может прийти зеленая карточка, а играете вы в желтые. Не стоит также забывать, что у такой карточки не разыгрывается верхняя часть, то есть вы явно недополучите ВО. Хорошая новость заключается в том, что вы экономите мипла. То есть вы тратите всего лишь -6 ВО (3 украшения), что даже немного дешевле, чем цена карточки в 1-й зоне. Я бы сказал, что это вполне нормальная сделка для начала партии (1-3-й ход). Если вам зашла карточка с удвоением или утроением, то вы в очевидном плюсе. Даже одинарное умножение – это практически расход. Да, в случае с зеленой карточкой вы окажетесь в минусе. Но так или иначе вы теперь получили что-то вроде стратегии и знаете, что собирать. В середине и в конце партии покупку карточки взакрытую вряд ли можно рекомендовать, потому что к этому моменту вы уже выбрали направление по карточкам. Можете рискнуть, если сильно проигрываете. Если вы занимаетесь Торговлей, желательно не тратить в ноль все украшения на покупку карточек. В этом случае вы дополнительно потеряете ВО, если менять придется на дерево.
  • Карточки цивилизации. В дополнении появилось 9 новых карточек. Давайте попробуем разобрать их с точки зрения игровой эффективности. Как и в обзоре базовой версии игры, рассмотрим каждую карточку в момент ее нахождения в 1-й зоне. Чтобы забрать карточку, нужно потратить 6,5 ВО (мипл + 1 дерево). Так что хорошая карточка должна давать хотя бы расход, а лучше приносить выгоду. Для зеленых карточек мы будем считать, что это наша первая зеленая карточка. Для карточек с изображением земледельцев, шаманов, строителей и мастеров будем условно считать, что у нас уже есть 5 соответствующих единиц. Для карточек с изображением торговцев будем считать, что маркер продвинулся на 4 по шкале Торговли.

Зеленые карточки с изображением кольца (2 штуки). Карточку, позволяющую продвинуться на 1 деление на треке Торговли, можно считать хорошей. В результате она приносит 1+5 (трек Торговли) +4 (2 украшения) -6,5=3,5 ВО. Что касается карточки с базаром в верхней части (мы будем использовать в этом обзоре слово «базар», поскольку в дополнение официально вошел концепт Торговля), я отношусь к таким карточкам скептически. Вы получаете ВО только в том случае, если выберете что-то лучше, чем у соперников. Скажем, если вы взяли золото, а все остальные – 2 украшения, ваши ВО по карточке составляют: 1+2-6,5=-3,5 ВО. Заметим, что мипла нужно забирать обязательно, если выпало «6» и до конца партии еще немало ходов. Скажем, за 5 ходов до конца вы получите +7,5 ВО.

Желтые карточки. Их в наборе 7. 5 из них связаны с торговлей, 2 – со строительством.

2(3) строителя и базар. Даже без верхней части эти карточки очень хорошие: 10-6,5=3,5 ВО или 15-6,5=8,5 ВО. Обратите также внимание, что теперь в наборе стало больше карточек со строителями, что является стимулом для выбора этого стратегического направления.

1 торговец и 5 еды. Очень хорошая карточка: 2Х5+4Х1-6,5=7,5 ВО.

1 торговец, золото и камень. Тут все даже еще лучше: 6+5+4Х1-6,5=8,5 ВО.

1 торговец плюс продвижение по треку Торговли на 1. Математика тут приличная, хотя само продвижение по треку является избыточным и, по сути, стимулирует к дальнейшему развитию трека и собиранию карточек Торговли. 5Х1+2Х2 (2 украшения) -6,5=2,5 ВО.

2 торговца и любой ресурс. Разумеется, берем золото: 6+2Х4-6,5=7,5 ВО.

2 торговца и базар. Даже «без базара» (простите за каламбур) результат выходит нормальным: 2Х4-6,5=1,5 ВО.

Жилища. В игре «Каменный век: Роскошь каменного века» мы находим 15 новых жилищ, 6 из которых уже выходили раньше в виде мини-дополнения. Важно отметить, что в «базе» все жилища «приносили» -3,5 ВО. В дополнении разработчики отклонились от этой схемы, поэтому нам придется рассмотреть каждое здание отдельно.

Давайте сначала обратим внимание на мини-дополнение. Сюда входят 6 жилищ, которые можно разделить на два вида. Одни жилища каждый ход будут приносить 1 дополнительный ресурс, другие обеспечивают продвижение по одному из «треков» в деревне.

За 3 дерева можно получить 3 ПО и затем каждый ход по 1 дереву. Стартовая математика явно против игрока: 3-(3Х3)-3,5=-9,5 ВО. Но если это жилище досталось вам достаточно рано, результат может быть просто фантастический. Скажем, если в партии на 11 ходов вы купили это жилище на 1-м ходу (что в принципе реально), то ваша выгода составит: 10Х3+3-(3Х3)-3,5=20,5 ВО. Пашня на том же отрезке приносит 18,5 ВО. Еще раз для тех, кто не понял. Если вы ходите в раунде первым, то забудьте про Пашню, Торговлю и все остальное. Вы обязаны забрать это жилище любой ценой. Другое дело, что ближе к концу партии вы можете просто не отбить затраты. Скажем, если вы купите это жилище за 3 раунда до конца, ход можно смело признать плохим.

За 3 кирпича можно получить 4 ПО и затем каждый ход по кирпичу. Та же схема, но тут на первом ходу все еще интереснее: 10Х4+4-(3Х4)-3,5=28,5 ВО. Забираем любой ценой.

За 3 камня можно получить 5 ПО и затем каждый ход по камню. Если купим на первом ходу, получаем: 10Х5+5-(3Х5)-3,5=36,5 ВО, то есть вдвое лучше активации Пашни на том же ходу.

Отдаем 3 любых ресурса, получаем 5 ПО и продвигаемся на 1 по треку Пашни. Будет логично, если мы сравним покупку этого жилища с активацией Пашни. Очевидно, что платить мы собираемся деревом. Итак, в партии на 11 ходов покупка жилища на 1-м ходу совершается по такой формуле: 22+5-3,5-(3Х3)=14,5 ВО. Таким образом, простая активация Пашни будет выгоднее, если только вы не набрали множество карточек со строителями. С течением времени это жилище, как и Пашня, слабеет.

Отдаем кирпич и золото, получаем 5 ПО и мипла. Вряд ли это жилище можно купить на 1-м ходу, но все же условная математика для 1-го хода в партии на 11 ходов будет выглядеть так: 10Х1,5+5-6-4-3,5=6,5 ВО. Очевидно, что купить жилище нужно вовремя, иначе вы станете работать себе в убыток. Интересно, что активация Хижины в деревне в сравнении будет даже хуже: 15-(2Х3,5)-2=6 ВО.

Отдаем дерево и камень, получаем 5 ПО и молоток. На 1-м ходу покупка выглядит так: 10Х1+5-3-5-3,5=3,5 ВО. В этом случае активация Мастерской будет выгоднее (+7,5 ВО), если вы не наберете карточек со строителями.

Теперь поговорим про жилища из самого дополнения «Роскошь каменного века» (9 штук). Их особенность заключается в том, что почти все они хотя бы частично требуют оплаты украшениями.

Если вы отдадите от 1 до 4 украшений, то получите от 4 до 16 ПО (3 штуки). Поскольку украшение в игре стоит 2 ВО, сделка выглядит совсем не плохо. Так как обмен проходит по двойному тарифу, чем больше вы отдадите украшений, тем выгоднее станет сделка. Самый выгодный вариант выглядит так: 16-(4Х2)-3,5=4,5 ВО, то есть гораздо выгоднее, чем любое жилище из «базы».

За 1 дерево вы получите 3 ПО. Классическая сделка из «базы», результатом которой являются -3,5 ВО за использование мипла. Кому может понадобиться сделка за такие смешные ПО? Во-первых, тому, кто собирает карточки со строителями. Во-вторых, тому, кто хочет побыстрее закончить партию, истощив одну из стопок жилищ.

За 2 украшения вы можете сходить на базар. С раздачи вы имеете -7,5 ВО, но надеетесь все это возместить на базаре. Удачи. Если игра меня жестко не заставит, я никогда не буду в этом участвовать.

За украшение, камень и золото вы получаете 11 ПО и карточку взакрытую. Без подсчета карточки математика выглядит так: 11-6-5-2-3,5=-5,5 ВО. Обратите внимание, что этот вариант чуть выгоднее, чем купить карточку взакрытую в 5-й зоне карточек цивилизации за 3 украшения (-6 ВО). Как я писал выше, рэндомную карточку лучше покупать в начале партии. В дальнейшем это рулетка в чистом виде.

За дерево, камень и украшение вы получаете 8 ПО, а также 3 рабочих места для добывания дерева по курсу «2». Очередная сделка на -5,5 ВО по номиналу. Вопрос только в том, сможете ли вы отбить затраты и как правильно оценить будущие выгоды. Если вы каждый ход будете выставлять троих миплов на это жилище, то средний результат кубиков будет в районе 9,5-10,5. Обычно это дает 3 дерева, однако по курсу «2» будет приносить 4-5. Главный вопрос заключается в том, сможете ли вы (и нужно ли вам) активировать это жилище каждый ход. Потому что нерегулярное использование значительно уменьшит доходы. К тому же кубик всегда может сыграть злую шутку. Думаю, что в племени из пяти миплов ежеходно использовать жилище не выйдет. Скорее это задача для племени из 7-8 миплов. В этом случае вы вполне способны регулярно жертвовать тремя миплами, пока остальные будут решать другие задачи. Причем избытки дерева в любом случае не пропадут – на них как минимум можно покупать карточки.

Напрашивается сравнение этого жилища с тем, которое каждый ход пассивно приносит 1 дерево. Потенциал этого здания явно выше. Да и со старта минусовый гандикап существенно меньше. Так что вам решать, сможете ли вы выстроить бесперебойную работу в отдельно взятой партии.

За кирпич, золото и украшение вы получаете 10 ПО, а также 3 рабочих места для добывания дерева по курсу «2». Вся математика тут идентична предыдущему жилищу, то есть -5,5 ВО по номиналу. Да и работает оно совершенно так же.

За камень, золото и украшение вы получаете 11 ПО, а также 3 рабочих места для добывания золота по курсу «5». И в этом случае номинал жилища составляет -5,5 ВО. И все же я бы сказал, что заставить эффективно работать это жилище сложнее. Имеем те же 3 кубика, которые в среднем летят с результатом 9,5-10,5. Если мы добываем дерево, то «неудачный» итог «9» все равно приносит нам 4 дерева, то есть больше нормы. При броске на золото «9» — это ужасно обидно. И возникает предательская мысль: «А стоило ли тратить троих миплов таким бездарным образом?» Я немного потренировался бросать 3 кубика на «Генераторе кубиков», доступном в сети. За первые 10 бросков я 4 раза получил 2 золота. На 20 бросках это случилось 9 раз, а на 30 бросках – 13 раз. О чем говорит эта статистика? Она в общем-то говорит о том, что если вы будете бросать 3 кубика 10 раз подряд, то почти наверняка в четырех случаях на кубиках выпадет 10 или больше. Другое дело, что вы не сможете бросать кубики на золото 10 раз подряд. И вот тут возможны любые неожиданности.

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Неудачный бросок 8-9 при добыче дерева – это все равно очень хороший бросок с точки зрения игровой прагматики. Жилище работает: вы только что добыли лишнее дерево, то есть 3 ВО за ход. И еще не забывайте, что иногда вы будете добывать 6-7 кусков дерева. Если вы 10 раз бросили на добычу золота 3 кубика и в шести случаях добыли лишь один слиток, вы на каждом из шести ходов теряли по 4,5 ВО, то есть в сумме 27 ВО. Если вы 4 раза из 10 добывали 2 слитка, вы в каждом из четырех случаев наживали 1,5 ВО, то есть в сумме 6 ВО. Напрашивается неприятный вывод, что от этого жилища может оказаться больше вреда, чем пользы. Тем более что Торговля легко и безболезненно позволит вам каждый ход получать золото без траты миплов.

  • «Стратегия голодания». Отдельно я бы хотел поговорить о популярной в массах «стратегии голодания» в контексте дополнения «Роскошь каменного века». В обзоре на «базу» я писал, что в некоторых случаях можно блокировать «голодающему» Хижину. Так вот в дополнении блокировать «голодающего» не нужно. Не мешайте ему быстро набрать 10 миплов и объявить голодовку. В какой-то момент «голодающий» с помощью оравы миплов и правда собирает столько ресурсов, что каждый ход способен покупать все жилища. Но нужно учесть, что с появлением в дополнении Торговли другие игроки тоже могут буквально каждый ход покупать хотя бы одно жилище. И если все покупают по одному жилищу за ход, «голодающий» начинает испытывать реальные проблемы. И это только полбеды, что «голодающий» набирает каждый ход мало ПО (в конце хода прилетает штраф -10). Главная проблема заключается в том, что ему практически нечего больше делать на поле. Ему совершенно бессмысленно идти на Пашню, он больше не может посещать Хижину. Как правило, ему уже поздно качать Мастерскую. Да и незачем, ведь 10 миплов дают ресурсы с избытком. Из карточек цивилизации его интересуют только строители и шаманы. Беда заключается в том, что эти карточки интересуют абсолютно всех игроков. Хуже того, в дополнении добавился ряд жилищ, которые могут оказаться малополезны для «голодающего». В одной из партий сложилась ситуация, когда все 4 верхних жилища «голодающему» было покупать почти бессмысленно. Я бы сказал, что в дополнении выиграть с помощью «голодания» крайне сложно. Либо это крайне удачное стечение обстоятельств, либо очень слабая игра соперников.