Пандемия: На грани (Pandemic: On the Brink)

Много техники, мало нового

Пандемия: На грани (Pandemic: On the Brink).

Оценка – 7.

Разработчики – Мэтт Ликок и Том Леманн. Время игры: 45 минут (официальное и вполне реальное). Количество игроков – 2-5 (рекомендуемое – 3-4).


Бэкграунд. Борцам с болезнями придется снова засучить рукава – болезни совсем вышли из-под контроля. А еще объявился биотеррорист, распространяющий заразу. К счастью, команда «спасателей» усилилась новыми героями. Смогут ли герои вновь победить в неравной борьбе с вирусами?


Особенности игрового процесса. В дополнении есть целый ряд нововведений, достойных упоминания. Во-первых, теперь можно играть впятером. Во-вторых, добавились новые герои с уникальными особыми свойствами. В-третьих, добавились три новых игровых модуля, которые значительно усложняют задачу героев. В частности, появился уровень сложности, на котором в колоду замешиваются сразу 7 карточек эпидемий. Также усложнило игру появление пятой болезни. Наконец, в одном из модулей один из игроков берет на себя роль биотеррориста, играющего против команды героев. Впрочем, в своей основе это все та же «Пандемия».

Тема и атмосфера. В плане темы и атмосферы дополнение не добавило почти ничего. Тема в игре есть, хотя ее и можно заменить на другую. Биотеррорист должен был сильно улучшить тему, но это просто еще один игровой механизм. Атмосферы и близко нет.

Условия победы. Тут есть некоторые изменения – в каждом модуле свои условия победы. В модуле «Вирулентный штамм» игроки побеждают, если, как в «базе», изобрели все 4 лекарства от болезней. В модуле «Мутация» есть 2 варианта победы: 1) изобрести все 5 лекарств; 2) изобрести лекарства от 4-х обычных болезней и не оставить на поле фиолетовых кубиков. В «Биотеррористе» команда героев побеждает при тех же условиях, что и в «Мутации». Биотеррорист побеждает, если команда героев проиграла, а на поле остался хотя бы один фиолетовый кубик.

Замечания и недостатки:

  • Рэндом в дополнении остался на том же высоком уровне. Почти выигранную партию можно проиграть даже за 1 ход, если так легли карточки.
  • Если говорить про первые два модуля, то в тактическом плане они не добавили в игру абсолютно ничего. Мы делаем абсолютно то же, что и в базовой версии. Иногда при появлении дополнения обозреватели обсуждают, кому и насколько подойдет тот или иной модуль, стоит или не стоит его добавлять. Про первые два модуля я бы сказал так: «Да без разницы!»
  • Логично было предположить, что третий модуль «Биотеррорист» делает игру лучше в тематическом плане. Ничего подобного! Модуль сделан таким образом, что ловить биотеррориста почти всегда бессмысленно: он сбегает уже на следующем ходу. Поэтому биотеррорист наглеет и обычно даже не прячется. Так что не обращаем внимания на биотеррориста и боремся с фиолетовыми кубиками. То же самое, что и в модуле «Мутация», только сложнее.
  • Новые роли героев в целом слабее, чем роли «базы». Нет, они тоже полезны. Но я бы сказал, что новые роли либо излишне наворочены (Полевой агент), либо являются производными от ролей базовой версии (Эпидемиолог, Специалист по профилактике). «Старые» роли просты в эксплуатации и потому эффективны в большинстве игровых ситуаций.

Советы по игре:

  • Желательно, чтобы играющие в «Пандемию: На грани» (как и в любую другую кооперативную игру) были приблизительно сопоставимы по классу игры. Иначе более слабые игроки замкнутся в себе и будут откровенно скучать.
  • Старайтесь все время разрабатывать план действий для всех игроков на ближайший ход. Тогда ваши действия будут по-настоящему командными. Более длительные планы в «Пандемии» не работают – Рэндом Велик J .
  • Обязательно сыграйте в дополнение с разными компаниями, с разным количеством игроков, разными ролями и с включением различных модулей. Это значительно разнообразит игровой опыт и существенно повысит реиграбельность. Впрочем, мне кажется, что игра впятером будет сильно похожа на балаган. При игре вдвоем вы можете потерять в командном взаимодействии и креативе. Все-таки дополнение значительно усложнило игру. Так что оптимальное количество игроков – 3-4.

Впечатления от игры. После этого дополнения я понял, что сыт «Пандемией» по горло. И это вряд ли хороший показатель для дополнения. Сначала я поиграл с новыми карточками событий, потом сыграл с семью карточками эпидемий, затем подключил модуль «Вирулентный штамм», прошел его с семью эпидемиями, прошел с семью эпидемиями модуль «Мутация», затем объединил оба модуля, затем стал проходить «Биотеррориста»… И самое страшное, что ты все время делаешь совершенно одно и то же! В конце игра стала напоминать мне нелюбимую работу, на которой ты вынужден просиживать с 9 утра до 6 вечера. Да, мы получили больше того, что нам нравилось в «базе». Но мне кажется, что на высших уровнях сложности игра превратилась в совершеннейшее задротство. Выиграл с семью эпидемиями? Тогда добавь этот сложный модуль. Опять выиграл? Тогда объедини два этих сложных модуля с семью эпидемиями. Снова выиграл? Теперь попробуй то же самое, но с завязанными глазами и громко орущей музыкой… Я не думаю, что это дополнение обязательно нужно иметь в домашней коллекции. Если вам нравится «база», возьмите напрокат и поиграйте, пока не надоест, в разные модули с разными ролями.

На какую игру похожа?

Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия. Модуль «Биотеррорист» механикой напоминает «Ярость Дракулы».

Для кого эта игра?

Вам подойдет дополнение, если:

  • Вы сильно наигрались в «базу» и хотите больше «Пандемии»;
  • Вам кажется, что победить в базовой версии слишком легко;
  • Вам нравятся кооперативы, в которых один участник играет против других;
  • Вам нравится механика скрытого перемещения.

Вам не подойдет дополнение, если:

  • Вы ожидали, что дополнение сделает игру более разнообразной;
  • Вы ожидали, что дополнение улучшит игру в тематическом плане;
  • Вам не нравится, что роли персонажей дополнения слабее, чем в «базе»;
  • Вам не нравится, что реиграбельность, по сути, сводится к механическому повышению уровня сложности.

Как победить:

  • Роли персонажей. Как мы говорили выше, персонажи дополнения в целом выглядят слабее, чем в «базе». Попробуем объяснить почему.

Полевой агент (ПА). Классический пример ситуативного персонажа, ухудшенный аналог Ученого из «базы». Собрать всего 3 карточки одного цвета – звучит просто прекрасно. Проблемы же возникают вот какие. А). Далеко не всегда на первых ходах вы знаете, карточки какого цвета станете собирать. То есть вы можете начать собирать кубики одного цвета, но карточки этого цвета вам как назло не заходят. Так что вы либо переключаетесь на сбор кубиков другого цвета и теряете кучу времени, либо вся команда бросает свои дела и пытается передать вам нужные карточки. В обоих случаях ПА неэффективен. Б). Для сбора трех кубиков одного цвета вам нужно в самом оптимальном случае три хода. Но игровая ситуация может требовать удаления кубиков других цветов. Как минимум это способ небыстрый. В худшем случае вы ставите партию на грань поражения из-за того, что играете не оптимально. В). Иногда случается так: пока вы собирали кубики, на руках другого игрока скопилось 4 карточки этого же цвета. То есть кто-то из вас теряет время. Г). Если вследствие игровой ситуации в запасе осталось мало кубиков того цвета, который вы собирали, вам придется вернуть кубики в запас и потерять кучу времени. После кучи негатива подчеркну: ПА – не плохой персонаж. Иногда вам все отлично зайдет со старта, и ПА создаст 1-2 лекарства. Просто так будет происходить далеко не всегда.

Эпидемиолог (Э). Кажется, что Э должен быть очень хорошим персонажем. Он и правда неплох. Только он хуже Исследователя. С одной стороны, свойство Э отлично помогает собирать карточки. С другой стороны, чтобы собирать карточки, вам нужно все время быть рядом с другим персонажем. И в 90% случаев это будет явно неоптимальное передвижение. Разница между Э и Исследователем в том, что последний может за одну встречу передать сразу 2-4 карточки. До этого момента оба персонажа занимаются поточными делами.

Эрудит (Э). По большому счету, у Э вообще нет особого свойства. На высоких уровнях сложности это просто больно. Подрядите его собирать с поля кубики. Но когда на поле начнутся реальные завалы, его скромное +1 действие вас не спасет. Где-то он добежит туда, куда не успеют другие. Впрочем, такие вопросы обычно эффективно решаются с помощью игрового менеджмента.

Помощник (П). Полезный персонаж. В его исполнении мне особенно нравятся два тактических варианта: 1) прилететь в город прямым рейсом и тут же отдать другому персонажу карточку этого города; 2) прилететь прямым рейсом в город и тут же чартером переместиться в любую точку поля, разгребая завалы. Проблема у него только одна – он слабее персонажей «базы». Скажем, Исследователь эффективнее в передаче карточек.

Архивариус (А) имеет явно неуклюжее свойство. Чтобы взять карточку, вам сначала нужно прийти в нужный город. Но в «Пандемии: На грани» просто нет столько свободного времени, чтобы заходить в нужные вам города и забирать там нужные карточки. 8 карточек в руке – полезное свойство, но решающим образом на ход игры не влияет.

Специалист по профилактике (СПП). Этот персонаж будет очень полезен, когда придется разгребать гигантские завалы на каком-то участке поля в середине или конце партии. Но даже в этом случае он будет в целом слабее Медика.

  • Вероятно, Медик был самым сильным персонажем «базы». В дополнении все гораздо сложнее – один персонаж не может сам решить исход партии. Здесь на первый план выходит синергетика между персонажами. Считаю, что наиболее эффективной командой «Пандемии: На грани» можно считать связку из троих персонажей – Исследователя, Ученого и Диспетчера. Ученый в этой команде занимается созданием лекарств. Как только у него и Исследователя на руках скопилось 4 карточки одного цвета, Исследователь тут же прыгает к нему и отдает все, что есть. А вот прыжок Исследователя к Ученому обеспечивает как раз Диспетчер. Почему бы в эту команду не включить еще и Медика? Во-первых, потому, что у Медика нет синергетики с другими персонажами в этой команде. Да, он силен сам по себе, но на Легендарном уровне сложности этого мало. Во-вторых, в партии вчетвером плохо, что карточки расходятся по разным рукам, и сложнее создавать лекарство. В-третьих, на Легендарном уровне эпидемии случаются в среднем раз на три хода героев. То есть работать втроем в таком режиме удобнее – никто не выпадает.
  • Событие «Дистанционное лечение» можно использовать двумя основными способами. Первый – это убрать по одному кубику в городах, в которых лежит по 3 кубика болезни. Второй способ более интересный. Активный игрок собирает со стола кубики болезни, против которой изобретено лекарство. Последние два кубика снимает «Дистанционное лечение», и болезнь уничтожена. Это может быть отличным способом уничтожить биотеррориста.
  • Событие «Новое назначение» обычно предполагает появление Медика. Медик очень полезен именно во второй части партии, когда на поле образовались массовые скопления кубиков и, кроме того, уже изобретены лекарства от некоторых болезней, что позволяет ему быстро зачистить регион. Если вы не играете суперсоставом, приведенным выше, стоит подумать про появление на поле Ученого, способного быстро изобрести лекарство.
  • В суперсоставе персонажей желательно, чтобы первым ходил Ученый, вторым – Диспетчер и третьим – Исследователь. Ученый ходит первым, потому что через него идет изобретение лекарств. После того как Ученый набрал карточки, Диспетчер решает, стоит ли бросать на этом ходу Исследователя к Ученому.
  • Старайтесь, чтобы Ученый крутился недалеко от лаборатории. Когда Исследователь передаст ему карточки, Ученый должен быть способен изобрести лекарство в течение одного хода.
  • Старайтесь, чтобы Ученый и Исследователь как можно меньше тратили карточки. Вот Диспетчеру тратить карточки не страшно. Так что Диспетчер летает на дальние вызовы, а Ученый и Исследователь по возможности добегают до проблемных мест.
  • Легендарный уровень с зелеными карточками эпидемий. Если вы научились хорошо играть на Героическом уровне, то игра на Легендарном для вас мало чем будет отличаться. Эпидемии выстреливают чаще, но и только. Не зацикливайтесь на уничтожении болезней. Уничтожьте, если для этого сложилась крайне благоприятная ситуация. В целом уровень пройти вполне реально.
  • Вирулентный штамм. Очевидно, тут играть сложнее, потому что каждая карточка эпидемии несет дополнительные неприятности. Из-за этого весьма разумно изобрести лекарство от вирулентного штамма как можно раньше. А вот уничтожать ли вирулентный штамм, если представился шанс, большой вопрос. Дело в том, что карточка эпидемии «Потайной карман» вернет вирулентный штамм к жизни. После этого даже у самых стойких могут опуститься руки. Мой совет: если можете быстро уничтожить штамм, сделайте это. Ведь даже на Легендарном уровне сложности «Потайной карман» мог просто оказаться в коробке. На Нормальном уровне шансы на это увеличиваются. Но даже если штамм в колоде, отрезок без него может позволить вам решить целый ряд поточных проблем. Если вы научились выигрывать на Легендарном уровне с зелеными карточками, то и с вирулентным штаммом на Легендарном справитесь. Вероятно, не с первой попытки. Но мы победили со второй попытки после того, как использовали на Легендарном уровне суперкоманду из Ученого, Исследователя и Диспетчера.
  • Мутация. В этом модуле добавляется пятая болезнь. Главная сложность заключается в том, что фиолетовая болезнь насчитывает всего 12 кубиков. Появляются фиолетовые кубики на поле не сразу. Сначала один кубик, потом еще один. Поначалу это все выглядит несерьезно по сравнению с очагами напряженности других болезней. И игроки считают, что фиолетовая болезнь менее важна. В этом заключается главная ошибка. Фиолетовая болезнь – самая опасная. Ни в коем случае нельзя допустить ее вспышки. Сразу после появления фиолетовой болезни на поле начинайте внимательно ее отслеживать. Возможно, у вас на руках уже есть 5 карточек, которыми можно изобрести от нее лекарство. Сделайте это сразу и постарайтесь тут же ее уничтожить. В этом вам помогут карточки событий «Передвижной госпиталь», «Дистанционное лечение», «Время в долг», «Быстрая вакцинация». С помощью «Нового назначения» вы сможете выбрать Медика, который собьет все фиолетовые кубики. Если вам удастся уничтожить фиолетовую болезнь, дальше вы играете партию в «Пандемию» без дополнения. Конечно, удачно карточки зайдут не всегда. Постарайтесь случайно не сбросить карточку, которая соответствует городу с фиолетовым кубиком. Иногда имеет смысл не убирать фиолетовый кубик, раз у вас на руке есть карточка этого города. В целом задача спасения мира выглядит вполне решаемой даже на Легендарном уровне. Для нашей игровой группы сложность модуля оказалась приблизительно сопоставимой с Вирулентным штаммом. И здесь на Легендарном уровне необходимо использовать суперкоманду из Ученого, Исследователя и Диспетчера.
  • Вирулентный штамм + Мутация. Здесь все очень трудно, просто потому что проблем теперь две. Борешься со Штаммом, проигрываешь из-за Мутации. Искореняешь Мутацию, начинает зверствовать Штамм. В целом победа на Начальном и Нормальном уровнях вполне достижима, поскольку паузы между карточками эпидемий значительны. Постарайтесь в первой половине партии уничтожить либо Штамм, либо Мутацию. Но можно выиграть и без уничтожения, создав все 5 лекарств. На Героическом уровне сразу берите суперкоманду. Здесь без доли везения вряд ли можно обойтись, хотя мы победили всего за несколько партий.

На Легендарном уровне нам не удалось победить до сих пор. Поражения тут невероятно жестокие. В среднем карточка эпидемии приходит сразу после того, как свой ход сделали все 3 игрока. В большинстве случаев поражение наступает в результате недостатка фиолетовых кубиков. Проиграть из-за истощения колоды тут практически нереально. В лучшей попытке нам удалось изобрести 4 лекарства, и на руках было еще одно. Оставалось продержаться 2 хода. Думаю, что без настоящего везения на этом уровне победить просто невозможно. Плохой стартовый расклад практически гарантирует поражение в партии. Если победа для вас важнее процесса, лучше сразу начинайте подготовку к новой партию. Если получается, как можно скорее уничтожьте Мутацию. Собирайте карточки событий, которые могут помочь быстро уничтожить фиолетовые кубики сразу после изобретения лекарства. Не допускайте даже одной вспышки фиолетовой болезни. Это почти всегда означает поражение – сразу или через некоторое время. Внимательно следите за распространением фиолетовых кубиков. Если вы допустили, что фиолетовых кубиков в запасе осталось 3 или меньше, вы на грани поражения. Теперь каждый ход может стать последним.

  • Биотеррорист (БТ). Если роль БТ исполняет опытный игрок, то перед командой игроков невероятно сложная задача. Проблема в том, что приходится играть и против настолки, и против человека. Сразу скажу, что командой героев нам удалось победить на Начальном и Нормальном уровнях, но уже Героический нам не покорился. Давайте дадим парочку советов при игре командой.

Советы героям. А). В большинстве случаев ловить БТ не нужно – он убежит уже на следующем ходу. Более того, иногда он даже хочет, чтобы вы его поймали, чтобы переместиться в другой регион. Когда БТ все же стоит захватить? Если вы случайно наткнулись на БТ, у вас есть 1 лишнее действие и он имеет 2 (или больше) карточки на руках, тогда ловить имеет смысл. Б). Фиолетовые кубики – один из ваших приоритетов. Делайте все возможное, чтобы не допустить вспышку фиолетовых кубиков. Если фиолетовых кубиков в запасе осталось 3 или меньше, вы можете проиграть в любой момент. В). Постарайтесь побыстрее сделать фиолетовое лекарство. Теперь БТ будет менее охотно накапливать фиолетовые кубики в одном городе. Ищите возможность уничтожить фиолетовую болезнь и БТ. В этом сильно поможет Медик, а также карточки событий «Особые поручения» (чтобы при изобретенном лекарстве двигать Медика и на чужом ходу), «Новое назначение» (чтобы обменять какую-то роль на Медика), «Быстрая вакцинация», «Дистанционное лечение», «Передвижной госпиталь», «Время в долг». Чтобы уничтожить фиолетовую болезнь и БТ, не жалко никаких расходов. Если вам это удалось, вы, по сути, играете партию в обычную «Пандемию» без дополнения. Г). При обсуждении командных действий старайтесь никогда не называть города, имеющиеся у вас на карточках. Называйте цвета и то, какие проблемы на поле вы можете решить. Можете сообщить партнерам, что у вас есть карточка события, но не сообщайте, какого именно. Раскроете карточку события в тот момент, когда придет время действовать. Д). Никогда не обсуждайте ваши действия в тот момент, когда над ходом думает БТ. Е). Если решили создавать лекарство, никогда не ставьте лабораторию заранее. Умный БТ сделает все, чтобы ее уничтожить. Желательно, чтобы лабораторию ставил тот, кто тут же сделает лекарство.

Советы БТ. А). Внимательно слушайте обсуждение команды. Запоминайте названия имеющихся на руках городов и карточки событий. Если вы узнали, как будет выглядеть ближайший ход каждого игрока, сыграйте так, чтобы игрокам пришлось менять свои планы. Б). Если один игрок передал другому карточку(и), то с большой долей вероятности получатель попробует на этом ходу создать лекарство. Вероятно, пришло время уничтожить имеющуюся на поле лабораторию. Вообще уничтожить лабораторию – дело святое. Делайте это почти всегда, когда можете. Помимо прочих выгод, это сильно деморализует команду. В). При выкладывании кубиков учитывайте 2 основных момента. Первое. По возможности выкладывайте кубики в те города, карточки которых из игровой колоды команда уже отправила в сброс. В этом случае вы сильно усложните соперникам создание фиолетового лекарства. Второе. Выкладывайте фиолетовые кубики в те города, карточки которых из колоды болезней уже вошли в игру. В этом случае фиолетовые кубики через некоторое время начнут появляться на поле автоматически. Г). В конце вашего хода на руках должно остаться не больше одной карточки. В этом случае команде нет никакого смысла вас захватывать. Д). Можно выделить 2 основные стратегии инфецирования игрового поля. Быстрое создание очагов. Выбираете город и каждый ход проводите в нем местное инфецирование. Либо дело окончится вспышкой, либо команде придется отвлечься на уничтожение кубиков в этом городе. Если кто-то из персонажей помешал вспышке, желательно переместиться в один из городов, в котором вы ранее провели дистанционное инфецирование. Теперь проводите местное инфецирование в этом городе. Эта стратегия неэффективна в двух случаях: команда изобрела лекарство от фиолетовой болезни или/и среди героев есть Медик. В этих случаях избираете вторую стратегию. Закладывание динамитных шашек. С помощью местного и дистанционного инфецирования закладываете ровно 1 фиолетовый кубик в городах, карточки которых из колоды болезней уже зашли в игру. Команде некогда разбираться с одинокими кубиками – на поле всегда есть куча других проблем. Через некоторое время в этих городах вместе с кубиками основных болезней начнут появляться и фиолетовые кубики. Эта стратегия требует больше времени на реализацию, но эффект приносит не меньший. Е). С умом берите карточки из колоды болезней. Если только что была разыграна карточка эпидемии, а на поле куча очагов напряжения, не очень разумно тянуть из колоды карточку. Дождитесь, когда произойдут вспышки, и только затем берите карточки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *