Пандемия: В лаборатории (Pandemic: In the Lab)

Сайт выражает благодарность магазину «Лига настольных игр» за помощь в написании обзора

 

Дополнение для реальных хардкоров, или Ламерам тут не место

Пандемия: В лаборатории (Pandemic: In the Lab).

Оценка – 8.

Разработчики – Мэтт Ликок и Том Леманн. Время игры: 45-60 минут (официальное и вполне реальное). Количество игроков – 1-6 (рекомендуемое – 3).


Бэкграунд. Борьба с пандемией выходит на новый уровень. Теперь защитникам человечества придется научиться лабораторным премудростям: как описывать болезнь, как обрабатывать образцы, как тестировать вакцину и как выделять структуру болезни. Да, победить болезнь теперь будет значительно сложнее. Но перестаньте жалеть себя и надевайте униформу. Ведь на кону судьба человечества!


Особенности игрового процесса. В дополнении появились новые карточки и новые модули. В частности, добавились три новых события. Одно из них имеет крайне высокую ценность на максимальных уровнях сложности. Отметим также появление четырех новых ролей. Одну из них я бы назвал очень сильной, остальные –интересными, хотя и не очень эффективными. Модуль «Вирулентный штамм» не изменился, только добавились две новых карточки штамма. Одна из них (Стойкость к лечению) может доставить игрокам массу проблем. А вот модуль «Мутация» (из «Пандемии: На грани») был прокачан до варианта «Мутация: Всемирная паника». В этом модуле количество фиолетовых кубиков ширится просто гигантскими темпами. И он на порядок сложнее, чем обычная «Мутация». Суть дополнения – это, разумеется, модуль «Лаборатория». Вместе с ним в игру входит новое игровое поле, на котором игрокам придется совершить ряд манипуляций для изобретения лекарств. Модуль делает игру более тематической и более сложной. Кстати, с подключением модуля довольно сильно меняется тактика и игровые приоритеты. Также в дополнении появились принципиально новые форматы – одиночная и командная игра. Я бы сказал, что это варианты сильно на любителя. Все же «Пандемию» покупают не ради командного противостояния.

Тема и атмосфера. Как ни удивительно для «Пандемии», но модуль «Лаборатория» сделал игру гораздо более тематической. Раньше вся тематика сводилась к сбору карточек одного цвета. Теперь и правда появляется ощущение, что мы создаем лекарство. Правда, один физик в отзыве на игру написал, что в лабораторном процессе допущен ряд тематических несуразностей. Но мне, филологу, процесс кажется весьма похожим на реальность J . Атмосфера борьбы с пандемией в дополнении не появилась.

Условия победы. Условия победы могут несколько меняться в зависимости от модуля. Общее условие победы заключается в том, чтобы найти лекарство от четырех болезней. В модуле «Мутация: Всемирная паника» для победы нужно либо найти лекарство от пяти болезней, либо найти лекарство от четырех основных болезней и уничтожить все фиолетовые кубики на поле. В командной игре нужно победить и игру (изобретение нужного количества лекарств), и команды соперников (набор наибольшего количества победных очков).

Замечания и недостатки:

  • Рэндом может быть жестоким и даже издевательским. Можно за ход проиграть абсолютно выигранную партию.
  • Модуль «Мутация: Всемирная паника» добавил в игровой процесс сложности, но не прибавил ничего нового и интересного. Это просто механическое усложнение. В следующую версию модуля «Мутация» можно включить добавление трех кубиков за раз. Пущай хардкоры наслаждаются!
  • Мне не нравится режим одиночной игры. Главная моя претензия – к роли ЦКЗ, а точнее к доступным ему действиям. Действия ЦКЗ придумали настолько специфические, что иногда я вообще не делаю за ЦКЗ никакого действия. Потому что совершенное за ЦКЗ действие иногда может даже навредить. Два из пяти своих действий ЦКЗ сможет выполнить только в том случае, если основной персонаж закончил свой ход на станции. Но с какой бы это радости мне заканчивать ход на станции, когда мне в одиночку приходится решать проблемы по всему полю? Как часто ваши персонажи заканчивают ход на станции, играя в обычном кооперативном формате?
  • Командный формат игры мне нравится еще меньше. Попытка соединить кооперативный и соревновательный варианты вышла, на мой взгляд, крайне неуклюжая. В результате ваши шансы на победу сильно вырастут, если вы вообще забьете на общечеловеческие задачи и будете работать на свою цель.

Советы по игре:

  • Желательно, чтобы играющие в «Пандемию: В лаборатории» (как и в любую другую кооперативную игру) были приблизительно сопоставимы по классу игры. Иначе более слабые игроки замкнутся в себе и будут откровенно скучать.
  • Если вы хотите обучить «Пандемии» новичков, не предлагайте сразу это дополнение. Пусть они сначала освоятся с «базой».
  • Старайтесь все время разрабатывать план действий для всех игроков на ближайший раунд. Тогда ваши действия будут по-настоящему командными. Запредельные уровни сложности могут потребовать от вас гораздо более глубокого счета.
  • Обязательно поиграйте в дополнение с разными ролями и модулями. Попробуйте на своей шкуре одиночный и командный форматы. Это значительно разнообразит игровой опыт и существенно повысит реиграбельность.
  • Если вы, как и я, стараетесь пройти игру на максимальных уровнях, вам стоит серьезно подойти к вопросу о количестве игроков в партии. При семи карточках эпидемии появления каждой новой карточки нужно ждать раз в 3,5 хода. Это значит, что 5 человек – явно избыточное количество для кооперативной игры. Даже четвертый игрок при такой частоте захода карточек может немного вываливаться из цикла. Если вы играете вдвоем, то в колоду замешивается меньше карточек событий, которые очевидно весьма полезны. Кроме того, в вашем распоряжении меньше свойств персонажей и уже необходимый для победы функционал. Наконец, на максимальных уровнях каждая лишняя голова – на вес золота. Я бы сказал, что оптимальное количество игроков – трое. Четверо – хорошо.

Впечатления от игры. «Пандемия» никогда не была моей любимой игрой. Проблема – в ее механистичности. Играя в очередное дополнение, я все время жду, когда же мы пройдем все уровни и можно будет переключиться на что-то другое. Радость и удовлетворение, как правило, получаешь от волевых побед, когда все висело на волоске. Но не от самого игрового процесса. При этом нужно отметить, что модуль «Лаборатория» привносит в процесс глоток свежего воздуха и делает игру разнообразнее.

Очевидно, что модуль «Лаборатория» — смысловой центр всего дополнения. И нужно подчеркнуть, что это очень хороший модуль. Во-первых, в игре впервые появилась настоящая тематика. Теперь процесс создания лекарства сильно ассоциируется с работой ученых. Во-вторых, игра изменилась в тактическом плане, что очевидно добавляет разнообразия. Если суть «базы» была в решении поточных проблем, то «Лаборатория» — это бег наперегонки со временем. Теперь игра предъявляет более жесткие требования к эффективности каждого игрового действия и сурово карает за ошибки. При этом баланс между рэндомом и аналитической работой в игре наведен идеально. Да, на высоком уровне сложности ты можешь проиграть из-за неудачного захода карточек. Но даже на запредельной сложности у тебя все равно будут шансы победить, если ты играешь умно.

Если говорить о дополнении в целом, мне очень нравится, что разные модули требуют от команды персонажей разный функционал. Так что, если вы нашли идеальное сочетание ролей для модуля «Мутация: Всемирная паника», вам все равно придется искать новое идеальное сочетание для модуля «В лаборатории». Персонажи, которые феерили на низких уровнях, могут оказаться слабыми на наивысших в том или ином модуле.

Я никак не ожидал, что «Пандемия» заставит меня глубже проникнуть в игровой процесс и познать новые тонкости. Так, на мегауровнях я был вынужден считать варианты в концовке партии на семь(!) ходов вперед. Я научился более эффективно передавать карточки с меньшей потерей времени и даже в комбинации сразу трех персонажей. Я впервые стал изучать сброс и просчитывать, где должны стоять персонажи, когда в игру зайдет та или иная карточка. И за это все я благодарен дополнению.

Мне кажется, что модуль для одиночной игры сделан неудачно. Моя главная претензия – к роли ЦКЗ. В ряде случаев я тупо не хожу за ЦКЗ, потому что он может навредить. И это ужасно. Но я видел обзоры людей, которым модуль понравился. Так что тут – дело вкуса. Как и с командной игрой. Я видел небольшое количество позитивных отзывов, хотя лично для меня это провальный формат. Мы покупаем «Пандемию» не ради этих форматов, но они очевидно вносят разнообразие, что в целом можно считать плюсом.

На форумах я нашел целый ряд жалоб от людей, которые считают, что дополнение сделало игру убийственно тяжелой. В результате они вообще не рекомендуют покупать это дополнение. Я соглашусь с тем, что дополнение усложнило игру. С этим дополнением игра явно перестает быть массовой. Так что я бы посоветовал купить игру хардкорам, которые хорошо относятся к «базе». Казуалам я бы посоветовал взять дополнение напрокат. Для новичков дополнение очевидно слишком уж заумно.

На какую игру похожа?

Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.

Для кого эта игра?

Вам подойдет дополнение, если:

  • Вам нравится, когда дополнение вносит новаторство в игровой процесс;
  • Вам нравится, когда дополнение раскрывает в игре новые аспекты и грани;
  • Вам нравится, когда дополнение заставляет вас серьезно напрячься ради победы;
  • Вам нравится, если дополнение включает различные игровые модули;
  • Вам нравится, когда дополнение хорошо работает на раскрытие игровой тематики;
  • Вас радует возможность играть в одиночном формате.

Вам не подойдет дополнение, если:

  • Вы покупали «базу» за ее простоту и прямолинейность;
  • Вас сильно раздражает, когда вы долго не можете победить;
  • Вас напрягает роль альфа-игрока в кооперативных играх.

Как победить. В этом разделе мы рассмотрим новые карточки и обсудим каждый из модулей. Разумеется, я сделаю акцент именно на кооперативной составляющей дополнения. При этом я буду иметь в виду партию на троих.

  • Функции персонажей. Мне кажется, в игре существует 5 основных функций, позволяющих эффективно решать поточные задачи: логистика (перенос других персонажей), передача карточек (либо отдать, либо забрать), разгребание кубиков, сбор карточек (сбор карточек для создания лекарства с нарушением базовых правил) и телепорт (перемещение по полю на дальние расстояния с нарушением базовых правил). Логисты – это Пилот и Диспетчер. Передатчики – это Исследователь, Местный координатор и Эпидемиолог. Разгребатели – это Медик и Специалист по профилактике. Собиратели – это Ученый, Архивариус и Полевой агент. Телепорты – это Организатор и Помощник. Руководитель подразделения и Вирусолог пытаются соединять в работе две функции. Руководитель подразделения – это специфический разгребатель и немножко логист. Вирусолог – это собиратель и разгребатель. Наконец, Эрудита, Специалиста по карантину и Эксперта по чрезвычайным ситуациям сложно отнести к какой-либо функции.
  • Роли персонажей. В дополнении добавились 4 новых роли.

Местный координатор (МК). Специализация МК – это передача карточек. И нужно отметить, что возможности МК в передаче карточек весьма велики – игрокам не нужно находиться в одном городе. Проблема МК в том, что за ход он может передать только одну карточку. Вот мне интересно: сколько карточек одного цвета должно быть на руках у партнера, чтобы МК стал думать про передачу карточек? Если карточек 4, то мы и без МК найдем, как передать последнюю. Если он начинает передавать при 2-3 на руках, то мы очевидно играем неоптимально и теряем кучу времени. Конечно, при 4-5 карточках эпидемии можно играть и так. Но на сложных уровнях такие длительные простои в одной зоне двух игроков чреваты. Это я все веду к тому, что как передатчик карточек МК намного слабее Исследователя, который за ход может передать 2-4 карточки. Таким образом, МК – посредственный персонаж. Реально полезным он будет только на невысоких уровнях сложности.

Руководитель подразделения (РП). Фантазируя о грядущих успехах РП, мы представляем его себе в эпицентре городов с тремя кубиками болезни. И РП, аки былинный богатырь, одним ударом отрубает сразу 4 головы дракона, стоя по колено в крови. А сколько раз РП спасал подобные безнадежные ситуации в реальной жизни? На нашей памяти – один раз. Дело было так. Эрудиту на своем последнем ходу нужно было обязательно забрать 1 желтый и 1 черный кубик для лабораторных действий, а также сбить 1 фиолетовый кубик из любого города с двумя фиолетовыми кубиками. И Эрудит с этой задачей справляться наотрез отказался. По счастью, на руках было событие «Новое назначение». И неожиданно я понял, что только РП способен выполнить такую задачу, поскольку он стоит в окружении нужных городов. Вроде бы круто, но есть одна проблемка. РП проявил себя отлично не в течение партии, а на одном последнем ходу. А Эрудит вспахивал игровое поле до этого момента долгие раунды. И я не назову ни одной партии, где бы РП благодаря своим свойствам приносил пользу регулярно. Иными словами, РП – не ровня Медику в плане выхода из тяжелых ситуаций. Впрочем, РП по функционалу будет уместнее сравнить со Специалистом по профилактике. Но и Специалист по профилактике в этом сравнении выигрывает благодаря своей подвижности: ведь он за 4 действия может проложить себе дорогу сквозь завалы. А вот РП будет эффективен только в той зоне, в которой находится. Ну, или ему придется терять действия на перемещения.

Сила РП в том, что он как будто имеет длинные руки и способен дотягиваться там, где не успевают другие. РП действительно имеет потенциал для того, чтобы из удачной позиции оказывать помощь сразу многим городам. Пусть РП и не всегда окажется в такой ситуации, но подобная тактическая возможность расширяет потенциал всей команды спасателей. Вы только представьте себе РП, стоящего в Гонконге. Он уже дотягивается до семи городов!

Второе свойство РП весьма специфическое: он может бесплатно передвинуть кого-то, находящегося недалеко. Очевидно, это не то свойство, которое будет использоваться регулярно. Даже если другой персонаж находится рядом, то совсем не факт, что его следует двигать. Однако это вновь дополнительная тактическая опция. Это свойство может сильно пригодиться, когда для передачи карточки отчаянно не хватает одного действия.

РП – это очевидно не топовый персонаж. Главная его проблема в том, что по сути оба его свойства приносят реальную пользу только в специфических ситуациях.

Вирусолог. Вирусолог обладает сразу двумя интересными свойствами. Прикольно, если ты, занимаясь весь ход своими делами, последним действием можешь смахнуть третий кубик из проблемного города на другом конце мира. Второе свойство может эффективно сработать в ситуации, когда карточки разных цветов равномерно расходятся в разные руки. Думаю, вы неоднократно попадали в ситуацию, когда на руке собираются карточки трех цветов в сочетании 3-2-2. Обычно это приводит к сбросу большого числа карточек. Так вот Вирусолог именно в этой неудачной ситуации уже готов сделать лекарство!

В чем же заключаются недостатки персонажа, обладающего такими интересными свойствами? Свойства Вирусолога немного противоречат друг другу. Чтобы собрать комбинацию 3-2-2, карточки нужно собирать, а не сбрасывать. Вирусологом приятно играть на 4-5 карточках эпидемий, когда паузы между эпидемиями довольно большие. Тогда Вирусолог изящным движением руки иногда сбивает третий кубик в Сантьяго, куда все равно никто не хочет лететь.

Итак, Вирусолог имеет две весьма важных в «Пандемии» функции: он способен разгребать кубики и собирать карточки. Но если он активно разгребает кубики по свойству, то по сути теряет способность собирать карточки. Отмечу, что ни в одной из наших партий Вирусолог так и не собрал лекарство по своему свойству. Да и главным разгребателем Вирусолог быть не может, скорее уж иногда выручить.

В результате имеем персонажа с двумя интересными свойствами, ни одно из которых не способно решающим образом влиять на исход партии на сложных уровнях.

Пилот. Пилот – это, безусловно, супермен. Его главная функция – логистика. При этом он может работать очень хорошим передатчиком, передавая (или забирая) сразу 2 карточки за ход тому, кого переносит. Он может и неплохо разгрести завалы, сбив по кубику с двух «троек» на приличном расстоянии. А если он несет Специалиста по профилактике, то способен сбить по одному кубику с четырех «троек», что выглядит уж совсем фантастически.

Недостатки у Пилота есть, но в сравнении с его возможностями я бы назвал их незначительными. Во-первых, он не может летать с помощью карточек. Очевидный плюс тут заключается в том, что Пилот не тратит карточки, так что практически в каждой сыгранной партии он собирает 1-2 лекарства. Да и нужно ли Пилоту летать обычным способом, если он за свой ход полностью облетает всю карту? Во-вторых, он не может ставить исследовательские станции. Я бы сказал, что это минус только для модуля «Лаборатория». Да и много ли вы назовете персонажей, кроме Организатора, способных за партию поставить хотя бы две исследовательских станции?

Очевидно, что Пилот – один из сильнейших персонажей в игре.

  • Рейтинг персонажей. Рейтинг – необязательная часть этого раздела, однако мне уж очень захотелось его сделать. В процессе отыгрывания «базы» и дополнений нами было замечено, что в зависимости от модуля игра начинает предъявлять к команде спасателей несколько иные требования. Те персонажи, без которых совсем еще недавно нельзя было обойтись, в новом модуле становятся чуть ли не слабыми. Как мне кажется, это довольно серьезный повод для осмысления. Итак, имеем 17 персонажей. На первые места вышли персонажи, которые являлись топовыми при отыгрыше хотя бы одного модуля. Вторую группу составили персонажи, которые в некоторых партиях проявили себя ярко и выручили, в других же были практически незаметны. Наконец, в последнюю группу вошли все остальные персонажи.
  • Медик. Этот персонаж входил в топ-3 и в «базе», и в модуле «Мутация: Всемирная паника», и в модуле «Лаборатория». Таким постоянством не может похвастаться больше никто. На самых сложных уровнях, когда кубики льются на поле рекой, только он может остановить конец света. Невозможно посчитать, сколько раз он на себе вытягивал партии. Способность Медика сносить кубики болезни, против которой уже найдено лекарство, невозможно переоценить.
  • Пилот. Выше я уже пропел Пилоту дифирамбы. Его сила – в универсальности. Из пяти выделенных функций он блестяще выполняет логистику, на отлично проводит передачу карточек и хорошо разгребает завалы (а в паре со Специалистом по профилактике – превосходно). У меня создалось впечатление, что победить при семи эпидемиях при сочетании модулей «Вирулентный штамм» и «Мутация: Всемирная паника» без Пилота просто нельзя. В других модулях Пилот не является незаменимым, но его помощь всегда крайне существенна. Поскольку он не тратит карточки, то в каждой партии собирает 1-2 лекарства.
  • Организатор. В первом издании игры это была очевидно самая слабая роль. Затем карточку пофиксили, и роль стала солидной. Но я бы никогда не поставил Организатора столь высоко, если бы не модуль «Лаборатория». Организатор – это сама суть модуля «Лаборатория». Вся игра на высших уровнях тупо строится через него и его исследовательские станции. В одном из обзоров Организатора сравнили с Суперменом. И правда, суть перемещений Организатора по полю очень напоминает этого супергероя. При этом функцию Организатор выполняет только одну – телепорт. Так что во всех других модулях без него прекрасно можно обойтись, почему он и не мог бы претендовать на второе место.
  • Специалист по профилактике (СПП). СПП – явно по характеру не лидер, но как вторая скрипка он просто прекрасен. Можете ставить его абсолютно в любые команды – он везде будет сражаться, как лев, с очень высоким КПД. Если рядом с ним будут сражаться достойные партнеры, команда окажется очень близко от победы. Скажем, в паре с Пилотом СПП действует феноменально. Вероятно, это просто лучшая пара в игре. Если же партнеры будут филонить, сам СПП партию не вывезет. Сколько раз я наблюдал, как он, уже израненный и полуживой, все сносил и сносил очередные волны эпидемий, но в конце концов погибал под их напором. По боевому духу ему нет равных. Его место – в Вальгалле, рядом с троном богов, но чуть ниже.
  • Исследователь. По гениальности своих замыслов этот персонаж превосходит всех. Даже тех, что заняли места выше него. Его замыслы настолько дерзкие, что простым бойцам, вроде Медика, даже в голову не приходят. Запишите мои слова: Исследователь способен выиграть партии, которые в силу их безнадежности не выиграл бы даже случайно никто и никогда. В одной из партий Исследователь за свои последние 3 хода передал Эрудиту 10(!!!) карточек трех разных цветов, что привело к созданию трех лекарств и победе на последнем ходу партии. Исследователь – один из трех лучших на уровне «Вирулентный штамм» + «Мутация». Он – генератор неожиданных идей и творец великих побед. В некоторых раскладах Исследователь очень хорош как вариант для смены роли, особенно если на руках много карточек разных цветов. Почему же столь гениальный персонаж занимает «лишь» 5-е место? Проблема в том, что в ряде модулей на высшем уровне Исследователь выглядит не то что достойно (Организатор), а откровенно слабо. Он не готов сражаться за каждый кубик, как СПП. Исследователь все время в поиске большой и красивой комбинации – и на меньшее он не согласен. Вот и случается иногда, что команда идет на дно в самом начале партии, а Исследователь до последнего ищет ту заветную комбинацию, которая бы прославила его имя в веках.
  • Ученый. Ученый силен своей простотой и понятностью. В какой-то партии карточки неудачно расходятся по рукам? Не страшно, если в команде Ученый. Если у Ученого на руках «скопилось» 2(!) карточки одного цвета, начните думать, как передать ему еще 2. Если в вашей команде к тому же Исследователь и Диспетчер, то и думать особо не придется. Ученый – один из трех лучших на уровне «Вирулентный штамм» + «Мутация». Почему же я поставил Исследователя выше? Как я уже писал, Исследователь – это креатив команды, в которую также входят Ученый и Диспетчер. Если Исследователя нет, остальные ходят по полю и тупо ждут, когда у кого-то наберется 4 карточки одного цвета. Вот тут уже включается Диспетчер, а Ученый неожиданно обретает свойство. Да, именно так! Потому что пока не актуален сбор карточек, мы имеем на поле персонажа без особого свойства. Именно в этом главная слабость очень талантливого и полезного Ученого. Он, как и Исследователь, не любит грязной работы, предпочитая купаться в лучах славы после каждого созданного лекарства. На высших уровнях сложности такое чистоплюйство иногда приводит к жестоким поражениям.
  • Диспетчер. Как я писал выше, это третий элемент команды-мечты на уровне «Вирулентный штамм» + «Мутация». Когда-то я считал, что без Диспетчера нельзя обойтись ни в одной партии. Но с постепенным усложнением игры я пришел к тому, что Диспетчер – это просто облегчение игры, а не главный движущий механизм партии. И если ты реально многое умеешь, то без такой опции вполне можно обойтись. А с появлением Пилота и такая дилемма отпала. Диспетчер – это только логист, а Пилот – еще и передатчик, и разгребатель. И все же Диспетчер не зря был составной частью великого трио форвардов Исследователь – Ученый – Диспетчер. Поиграйте с Диспетчером, и вы увидите, сколько логистических проблем будут решены автоматически.
  • Эрудит. Вообще-то я не фанат этой простоватой роли, но в модуле «Лаборатория» Эрудит неожиданно становится знаковым персонажем. Все дело в том, что в этом модуле игра построена на экономии действий. А Эрудит по своему свойству по сути выигрывает нам действие каждый ход. Разумеется, в составе трио Организатор – Медик – Эрудит он – наименее важный персонаж, однако и его вклад значителен.
  • Эпидемиолог. Если бы не модуль «Лаборатория», я бы поставил Эпидемиолога выше Эрудита благодаря его способности к передаче карточек. А вот в модуле «Лаборатория» Эрудит сильнее. Эрудиту при любых условиях доступны 5 действий, причем эти действия универсальны. Эпидемиологу, если все звезды сойдутся, будут доступны даже 6 действий. Но в модуле «Лаборатория» передача карточек не нужна, еще одно свое дополнительное действие Эпидемиолог может выполнить, только если находится на исследовательской станции. Вот и выходит, что Эпидемиолог имеет, грубо говоря, 4,5 действия против 5 у Эрудита. С другой стороны, весомость самого Эпидемиолога в модуле «Лаборатория» весьма велика. Его дополнительное действие по Обработке образца – как раз самое важное и востребованное при изготовлении лекарства. Так что, если недоступен Эрудит, Эпидемиолог – отличная замена.
  • Архивариус. Это тот персонаж, который в хорошей команде может себя проявить по-настоящему сильно. Я поставил Архивариуса на приличное место потому, что он иногда способен творить настоящие чудеса. Скажем, он может спасти в том случае, когда слишком много карточек одного цвета уже ушло в сброс. Архивариус может защитить и в таком довольно распространенном раскладе, когда большинство карточек одного цвета почему-то оказались в самом низу колоды, и на их передачу в нужные руки явно не хватит времени. Архивариус не может в рейтинге находиться выше, потому что на легендарном уровне у него будет не так много возможностей проявить свое особое свойство. Как правило, поиск нужной карточки начинается на финише партии, когда приходится изыскивать скрытые шансы для победы. До финала партии ему большей частью придется бегать и разгребать завалы. Впрочем, иногда он успевает чуть раньше собрать еще одно лекарство за счет расширенной руки.
  • Полевой агент (ПА). Если ПА чуть-чуть улыбнется удача, он может собрать за партию 1-2 лекарства. И особо для этого ничего делать не нужно: просто ходи по полю и каждый ход снимай хотя бы 1 кубик. Проблема ПА заключается в том, что вся эта операция по сбору кубиков одного цвета довольно тяжеловесна и длительна. Я ни разу не помню, чтобы ПА проявил себя на высших уровнях сложности – именно тогда, когда действовать нужно в сжатые сроки. Если же уровень опасности пониже и ПА никто не торопит, он оказывается приятным и полезным сокомандником.
  • Помощник. Я бы сказал, что Помощник – это ухудшенная версия Организатора. Он может долететь в любую точку поля, но для этого ему нужно на 1 действие больше. И если уж он долетел в эту «любую точку», то станцию он уже не поставит. На высших уровнях сложности это может оказаться проблемой, а на средних он полезен. И карточку передаст, и станцию поставит, и пожар срочно загасит. Просто ни на одном поприще он не демонстрирует выдающихся результатов.
  • Руководитель подразделения (РП). То ли потенциал РП для меня еще не раскрыт, то ли раскрываться уже особо нечему. С помощью свойства перемещения мы разок провернули прикольную комбинацию по передаче карточек. Гораздо чаще возникает вопрос, насколько вообще полезно двигать того или иного персонажа на одну клетку. Дистанционное лечение на бумаге выглядит довольно полезным. На практике же реально сработало всего один раз, да и то на последнем ходу при смене роли. Правда, это произошло в эпической партии на запредельном уровне, чем, собственно, РП и заработал более высокое место в рейтинге.
  • Специалист по карантину (СПК). У СПК пассивное свойство: он помогает сдержать наплыв кубиков в регионе, в котором находится. В «базе» это неплохо работает, когда нужно закрыть один очаг. Но когда при семи эпидемиях горит все поле, просто стать и стоять – это не вариант. Правда, в одной из партий на довольно сложном уровне звездный час СПК пробил при смене роли. СПК действительно оказался очень полезен в последние четыре хода, за что и занял место выше, чем я изначально планировал. Теперь он не последний.
  • Вирусолог. У Вирусолога сразу два полезных свойства, на практике же всегда работает одно. Поскольку все рассчитывают, что Вирусолог будет сбивать «тройки», у него никогда нет избытка карточек для создания лекарства. А больше Вирусолог ничего и не умеет. Синергии с другими персонажами у него нет, поскольку для решения проблем ему можно не выезжать из Атланты. У меня есть ощущение, что в хорошей команде Вирусолог должен проявлять себя очень ярко, но вот практика этого не подтверждает. На высших уровнях сложности его усилий для разгребания поля всегда недостаточно, при этом он никак не помогает в создании лекарств.
  • Эксперт по чрезвычайным ситуациям (ЭЧС). Полезность этого персонажа всецело зависит от рэндома. В игру могут зайти не очень хорошие события. Или же события лягут вниз колоды игроков. В последнем случае имеем персонажа вообще без особого свойства. Когда в игру входят сильные события, его помощь ощутима. Но я ни разу не помню, чтобы он внес решающий вклад. Если такой персонаж выпадет на высоком уровне сложности, мне будет просто больно. Слишком эпизодическая помощь в тот момент, когда вся команда сражается за каждый дюйм.
  • Местный координатор (МК). МК может передать одну карточку за ход, что на высоких уровнях сложности ооочень медленно. В модуле «Лаборатория» МК даже приобретает дополнительное действие, находясь на станции. Проблема в том, что его дополнительное действие – наименее полезное из тех, которые можно совершить на станции.
  • Новые карточки событий. Добавилось три новых карточки.

Карантин. Посредственная карточка. Частенько ее просто сливаю, чтобы не сбрасывать карточку города. Если у вас на поле стоят цепочки вспышек, то в 99% случаев вы в общем-то обречены и без цепных реакций. По сути, Карантин просто продлевает агонию. Может выручить, если вам до победы оставался 1 ход. Но у нас такого никогда не случалось.

Улучшенный санитарный контроль. Средняя карточка. Поможет немного разгрести завалы, но глобально ничего не решает. Как показывает практика, все ваши персонажи эффективно использовать Контроль все равно не смогут. В одной из партий Контроль пригодился для того, чтобы быстро зачистить фиолетовые кубики и зафиксировать победу.

Исследовательский прорыв. Одно из сильнейших событий в игре. Карточка просто на вес золота, когда для изобретения лекарства необходимы 5 карточек. Но даже в модуле «Лаборатория» она объективно очень полезна. Особенно Прорыв радует в ситуации, когда вирулентный штамм требует для изобретения лекарства на одну карточку больше.

  • Модуль «Вирулентный штамм». По сравнению с этим же модулем в дополнении «Пандемия: На грани» тут добавились 2 новые карточки штамма.

Стойкость к лечению. Крайне болезненная карточка. Если она вошла в игру, вы либо обходите стороной кубики штамма, либо теряете регулярно кучу действий. В обоих случаях необходимо срочно искать способы изобрести лекарство от штамма, потому что неконтролируемый штамм скоро вас сожрет. Против этой карточки хорошо помогают Медик и Специалист по профилактике, которые по своим свойствам обходят Стойкость к лечению.

Высокая вероятность заражения. Далеко не самая опасная карточка. И все же теперь вам требуется уделить штамму повышенное внимание. По сути вспышки штамма теперь допускать нельзя. Скажем, вам вряд ли хватит кубиков, если штамм полыхнет в Гонконге.

Если вы имеете опыт «базы» и дополнения «Пандемия: На грани», пройти модуль можно достаточно комфортно. На семи карточках эпидемий мы победили со второй попытки. Сильнейший состав персонажей тут по-прежнему Исследователь – Ученый – Диспетчер.

  • Модуль «Мутация: Всемирная паника». Этот модуль оказался очень непростым. Отличие его от модуля «Мутация» заключается в том, что на поле заходит не один фиолетовый кубик, а сразу два. И если на это не обратить внимание, то вскоре все поле оказывается в фиолетовых кубиках. Второе очень существенное отличие связано с изобретением лекарства от фиолетовой болезни. Из пяти сбрасываемых для изобретения карточек две (не одна, как раньше) должны соответствовать городам, в которых есть фиолетовые кубики. На практике оказывается, что дождаться фиолетовых кубиков в двух городах значительно сложнее, чем в одном. В целом при 4, 5 и 6 карточках эпидемий нам удалось выиграть достаточно быстро. А вот на семи эпидемиях победы пришлось ждать 25 партий. Не помогал даже проверенный в боях состав Исследователь – Ученый – Диспетчер. Более того, поражения выходили невероятно жестокие и крайне далекие от позитивного результата. Именно то, с какой жестокостью наказывала нас игра, заставило задуматься о поиске нового суперсостава персонажей. Новое оптимальное сочетание было найдено не сразу. Сначала была обнаружена связка Пилот – СПП. Смысл такой связки в том, что Пилот на первом ходу может забрать из Атланты СПП и прокатиться по городам, в которых есть по 3 кубика болезни. Практика показывает, что уже на ходу Пилота удается сбить 3 «тройки», а при удачном раскладе даже все 4. Третьим элементом команды я некоторое время считал Исследователя, на эту «должность» пробовался также Ученый. Но если Пилот и СПП на своих ходах расчищали поле, то третий персонаж откровенно провисал, и поле быстро заполнялось кубиками. Из этого вытекало, что нужен еще один мощный разгребатель завалов, что с неизбежностью привело к появлению в команде Медика. Успех пришел тут не сразу, но всем в нашей игровой группе стало очевидно, что так победить можно. Для победы понадобилось усвоить ряд игровых моментов, которыми я бы хотел тут поделиться.

Регулярно просматривайте сброс колоды игроков. В начале и середине партии вам придется регулярно скидывать карточки разных цветов. Следите за тем, чтобы карточки в сбросе распределялись по цветам более-менее равномерно. Если из-за перебора карточек на руке нужно что-то сбросить, скиньте тот цвет, которого в сбросе меньше. В конце партии сброс поможет определиться, карточки каких цветов и городов еще могут зайти в игру. Это в свою очередь поможет сориентироваться, как эффективнее изобрести последние 1-2 лекарства.

Не скидывайте карточки, которые соответствуют городам с фиолетовыми кубиками. Практика показывает, что в большинстве партий вам придется довольно долго ждать, пока карточки на руках совпадут с двумя городами с фиолетовыми кубиками. И не забудьте, что полностью кубики в таких городах сносить нельзя. Это, кстати, означает, что в такой город нельзя отправить Медика для того, чтобы снести «тройку».

Как можно быстрее сносите под ноль фиолетовые кубики в тех городах, которые не соответствуют вашим карточкам на руке. На первый взгляд кажется, что этот совет противоречит предыдущему. На самом деле это не так. Разумеется, в какой-то момент на руку придут карточки, которые соответствуют городам с фиолетовыми кубиками. Проблема в том, что к тому моменту фиолетовые кубики, которые вы холили и лелеяли, вас просто сожрут. Поверьте нашему опыту: фиолетовые кубики в игру будут заходить регулярно. В каждой сыгранной нами партии обязательно появлялись два города с фиолетовыми кубиками, которые соответствовали карточкам на руке.

Иногда фиолетовые кубики на старте снести важнее, чем «тройку». Если на старте партии есть город, в котором лежит «тройка», и город, в котором лежат 2 обычных кубика и 2 фиолетовых, я бы лучше снес последний. Приведу пример. В Лос Анджелесе на старте лежат 2 желтых и 2 фиолетовых кубика. Я бы отправил туда Медика, который бы снес все кубики, даже если бы он мог полететь и вместо этого сбить «тройку». Дело в том, что в Лос Анджелесе вскоре появятся две «тройки», что крайне опасно.

Очередность хода персонажей выстраивается таким образом: Пилот – Медик – СПП. Сначала Пилот хватает СПП, и вместе они пролетают через максимально возможное количество «троек». Здорово, если можете зацепить все четыре, но обычно выходит три. В последнем случае не забудьте пролететь также через какую-то «двойку». Затем на ходу Медика нужно постараться снести как можно больше кубиков. Я очень люблю, когда со старта 5-6 кубиков скопилось в двух соседних городах. Если соседних городов с кубиками нет, приоритетом может стать фиолетовая «тройка» или город с двумя «двойками». Советую рискнуть и вообще не трогать этот город (города) во время хода Пилота.

Иногда разумно сбросить карточку события вместо карточки города. Некоторые события действуют только в специфических обстоятельствах. И если на руке перебор карточек, я иногда сбрасываю событие, которое не так просто будет разыграть эффективно в ближайшее время. Такая ситуация может случиться, если на руках собираются карточки разных цветов или же в колоде осталось не так много карточек какого-то цвета. К таким специфическим событиям я бы отнес, например, Карантин, Особые поручения и Передвижной госпиталь.

Обязательно просчитывайте ходы наперед. В каждый отдельный момент времени вы должны хорошо понимать, что на своем ходу будет делать каждый из троих персонажей. То есть вы должны считать на 3 хода вперед. Гораздо лучше, если вы можете посчитать на 4 хода вперед. То есть в момент хода персонажа вы сразу рассчитываете, чтобы его следующий ход не оказался пустым.

Пилот – классный передатчик. Помните, что Пилот за один ход может передать (забрать) 2 карточки у персонажа, которого несет с собой. Скажем, если у Пилота есть Москва и Калькутта, он может разыграть ход по схеме прилетел – отдал – прилетел – отдал. Можно даже провернуть чуть более сложную комбинацию: забрал персонажа – прилетел – отдал – прилетел, с тем чтобы другой персонаж забрал вторую карточку своим первым действием. Я бы искал такую комбинацию, если в результате на руках одного из персонажей собирается 5 карточек одного цвета.

Готовьтесь к тому, чтобы поменять игровую тактику в концовке партии. Если вам повезет, карточки одного цвета хорошо и красиво будут собираться в одной руке. Если же нет, вам придется в концовке закатать рукава. Партия при семи эпидемиях на модуле «Всемирная паника» может оказаться настолько тяжелой, что вы всю партию, не разгибаясь, будете тупо сбивать кубики. И если карточки не сложились в лекарства сами, в концовке им необходимо будет помочь. Если карточки плохо складываются, наша игровая группа полностью переключается на сбор карточек за 7 ходов до конца партии. Это значит, что мы почти полностью забиваем на борьбу с кубиками болезней на поле. 7 ходов – это 3 хода Пилота, 2 хода Медика и 2 хода СПП. Если вы хотите, чтобы Медик и/или СПП собрали какое-то лекарство, у них будет только один ход на подготовку, чтобы вторым ходом сделать изобретение. Конечно, в концовке велика будет роль Пилота в переносе персонажей и передаче карточек. И, возможно, Пилот справится со своей задачей. Но бывают партии, когда у всех троих персонажей на руках не хватает карточек, чтобы изобрести лекарство какого-то цвета. В этот момент пора внимательно изучить сброс. Выясните, карточки каких городов этого цвета должны войти в игру. Если ситуация критическая, поставьте одного из персонажей в город, карточка которого должна войти в игру. В этом случае у него можно будет забрать карточку в самый последний миг партии. В целом довольно удачно, что именно Пилот будет завершать партию. Благодаря своим прыжкам по карте он даже на последнем ходу способен забрать последнюю карточку и принести победу. Мы так выиграли не одну партию. При этом не забывайте, что Пилот не может ставить станции. Так что готовая станция должна ждать Пилота где-то неподалеку.

  • «Вирулентный штамм» + «Мутация: Всемирная паника». Несмотря на некоторые опасения, мы очень быстро победили при 4, 5 и 6 карточках эпидемий. Впереди были партии на 7 эпидемий. Надо сказать, что эта задача покорилась нам всего за 11 партий. Думаю, причина относительно быстрой победы заключалась в том, что мы проделали большую аналитическую работу, играя чуть ранее против «Всемирной паники». По сути, для победы при сочетании модулей нужны все те принципы, которые я изложил выше. Я плохо себе представляю, как на этом уровне можно победить без команды Пилот – Медик – СПП. Но если партия сложится удачно, можно победить даже с хорошим запасом прочности. В победной партии нам удалось добиться результата за 7 ходов до конца. Отмечу, что мы старались все время делать расчет на 4-5 ходов вперед. Также мы стали заранее передавать карточки, если персонаж оказывался в нужном городе, чтобы снять кубики.
  • Модуль «Лаборатория». В этом модуле очень сильно меняется игровая тактика. Главная проблема в «базе» и дополнениях заключалась в том, чтобы собрать в одной руке сразу 5 карточек одного цвета. Чтобы передать недостающие карточки, нужно было потратить немало времени. В модуле «Лаборатория» нужно собрать одновременно на руке только три карточки одного цвета, так что в большинстве случаев карточки собираются на руке естественным путем. Главная сложность этого модуля в том, что для изобретения лекарства теперь нужно потратить массу дополнительных действий, находясь на исследовательской станции. Но поскольку мы почти никогда не тратим действия на передачу карточек, траты времени выходят сопоставимые. По мнению одного из создателей дополнения Тома Леманна, «Лаборатория» делает игру несколько сложнее. По мнению некоторых игроков, игра стала невыносимо сложной. Объективная сложность модуля «Лаборатория» заключается в том, что значительную часть необходимых игровых действий можно выполнить только на станции. Но если столько времени проводить на станции, то как же собирать с поля кубики болезней? Давайте попробуем дать несколько советов по игре.

Ставьте как можно больше станций. Много станций тут не бывает. Иногда мы ставим 6-ю, а потом еще 7-ю и 8-ю. Станций должно быть много, чтобы можно было и собрать с поля кубики, и потратить часть действий на станции. Разумеется, Организатор в этом модуле – на вес золота. Старайтесь, чтобы он ставил станцию на каждом ходу. Достаточно активно может ставить станции и Помощник. Помните, что каждая новая станция дает вам дополнительное действие в лаборатории.

Вторую станцию нужно поставить как можно быстрее. Если у вас есть Организатор или Помощник, станцию нужно поставить на первом ходу. Если их в составе нет, потратьте действия и карточки, чтобы сделать это побыстрее. Вторая станция позволит открыть вторую карточку структуры болезни, что даст вам возможность более эффективно собирать кубики.

Действия в лаборатории – главный игровой приоритет. Раньше главным приоритетом было сбивание с поля «троек». Теперь вы сбиваете именно ту «тройку», которая позволит отправить кубики в лабораторию. Затем вы должны выполнить все доступные лабораторные действия и только после этого заняться оставшимися на поле «тройками». Конечно, иногда по ситуации приоритеты могут поменяться. Скажем, «тройки» появились в двух соседних городах, и оставлять это без внимания нельзя. Или же на поле «тройка» вирулентного штамма, грозящая более опасным взрывом, чем обычно. Но в целом просто ходить по полю и чистить кубики в этом модуле нельзя. Здесь придется больше рисковать, оставляя «тройки» на поле дольше, чем хотелось бы. Не забывайте, что с помощью лабораторного действия Тестирование вакцины вы можете дистанционно снять одну «тройку».

Лабораторное действие «Выделение структуры болезни». Самые лучшие карточки структуры болезни – это те, на которых присутствуют 1-2 цвета. Если на карточке больше цветов, подумайте над тем, чтобы сменить карточку.

Не ищите варианты для передачи карточек. Как показывает практика, 3 карточки одного цвета собираются на руке естественным путем. Это очень важный момент, потому что именно на этом мы выигрываем кучу действий для лаборатории. Возможно, лишь в концовке вам придется подумать, как передать 1 карточку для последнего лекарства.

На 4, 5 и 6 карточек эпидемий выиграть партию довольно легко. Но в партии на 7 эпидемий я все же решил заняться поиском оптимального состава персонажей. Было очевидно, что в состав должен войти Организатор, поскольку его свойства в этом модуле работают просто идеально. Вторым я решил попробовать Эпидемиолога, поскольку он может выиграть нам сразу 2 действия, а ведь именно на экономии действий построен этот модуль. Третьим я решил взять Исследователя. Не за то, что он может передавать карточки, а за то, что он выигрывает действие в лаборатории. Надо признаться, что я потерпел 2 тяжелых поражения практически без шансов. После этого я заменил Исследователя на Медика и очень легко победил.

Вот как проходит первый раунд в составе Организатор – Медик – Эпидемиолог.

Организатор. 1). Прилетел в город с «тройкой» по своему свойству. 2). Поставил лабораторию. 3). Выложил вторую карточку структуры болезни. 4). Снял кубик с «тройки» и отправил его в лабораторию. 5). Выполнил еще одно лабораторное действие или снял еще один кубик.

Медик. За 4 действия желательно снять 5-6 кубиков нужных для лаборатории цветов (в лабораторию идут только 2).

Эпидемиолог. Большинство своих действий, если не все, должен проделать в лаборатории. Но это только на первый раунд. В дальнейшем Эпидемиолог также будет перемещаться по карте.

«Лаборатория» + Вирулентный штамм. Партии на 4, 5 и 6 эпидемий тут выигрываются довольно легко. А вот на 7 эпидемий могут возникнуть проблемы. Для начала я немного улучшил оптимальный состав персонажей, заменив Эпидемиолога на Эрудита. Да, Эпидемиолог может дать даже 6 действий, но только если сложатся обстоятельства. Подчас же он будет выполнять только 4 действия. Преимущество Эрудита в том, что он всегда дает гарантированные 5 действий, которые не ограничены никакой спецификой. Если нужно, Эрудит и кубики поразгребает, и в лаборатории потрудится. Короче, так надежнее. Таким составом выиграть можно достаточно быстро. Нам это удалось за 3 партии.

«Лаборатория» + «Мутация: Всемирная паника». Про это сочетание модулей ходят легенды. Некоторые люди на форумах пишут, что побеждают на всех уровнях в дополнении «На грани», но не могут победить при вот таком сочетании модулей ни в одной партии даже на уровне 4-х эпидемий! Есть целый ряд сообщений от обиженных пользователей о том, что дополнение «В лаборатории» невыносимо сложное, и его просто не стоит покупать. Я нашел только два отчета о победах при пяти карточках эпидемий, но ни одного – на шести или семи.

Теперь про наш игровой опыт. Для начала мы сыграли две партии на уровне 4 эпидемии с рэндомными ролями и довольно жестко проиграли. Нужно сказать, что играть при таком сочетании модулей с рэндомными ролями откровенно неприятно. Модуль «Лаборатория» заточен под то, чтобы максимально эффективно использовать все игровые действия. Но как можно эффективно исполнять лабораторные действия, если в нашей команде никто не может нормально без потери всех действий (карточек) поставить станцию? Так что в третьей партии мы просто взяли суперсостав из Организатора, Медика и Эрудита и в дальнейшем играли только так. В этой партии мы победили с огромным запасом за 8 ходов до конца. Интересной особенностью партии было то, что мы не изобретали лекарство от фиолетовой болезни, а просто снесли все фиолетовые кубики.

В партиях с пятью и шестью эпидемиями мы победили с первой попытки. На пять эпидемий партия была просто трудная, победа досталась за ход до конца. А вот на шесть эпидемий партия была похожа на остросюжетный триллер, в котором очень долго все держалось на очень тоненькой ниточке. Тут было просто все. И дефицит фиолетовых кубиков (долгое время их оставалось в резерве 1-2). И одновременное нахождение на поле восьми «троек» в концовке партии. И очень сложный пошаговый расчет на последние пять ходов. И затем необходимость расширить этот расчет, потому что фиолетовая карточка грозила снести все фиолетовые кубики из резерва. И смена роли Эрудита… на Руководителя подразделения. В результате победа на последнем ходу. Ноль фиолетовых кубиков в запасе. Организатору на самом последнем ходу хватило как раз ровно четырех действий. Он отдал все свои четыре карточки, причем одна из них соответствовала городу с фиолетовыми кубиками.

В партиях на семь эпидемий начало было жестким. За вечер мы проиграли сразу пять партий. Причем некоторые партии начинались настолько жестко, что по-хорошему ходу на пятом их нужно было прекращать. А потом мы собрались на следующий день и достаточно уверенно победили с первой попытки! От этой партии у меня осталось ощущение, что игра, словно раненый зверь, все время была готова прыгнуть на нас из кустов, если бы мы допустили хоть малейшую неточность. Но рэндом в этой партии нам благоволил. А на таком уровне без доли удачи никуда.

Давайте я дам несколько советов относительно отыгрыша в таком сочетании модулей.

  • Если в игру зашла «фиолетовая» карточка структуры болезни, но у вас на руках нет ни одного города с фиолетовыми кубиками, эту карточку нужно как можно быстрее прокрутить. Если у вас есть хотя бы одна карточка города с фиолетовыми кубиками, можно начинать сбор лекарства от фиолетовой болезни.
  • Без серьезных причин не сбрасывайте карточки, соответствующие городам с фиолетовыми кубиками. Если лекарства от фиолетовой болезни еще нет, каждый ход проверяйте, не появились ли у вас такие карточки. С другой стороны, весьма желательно не снести все фиолетовые кубики из города, который соответствует карточке в вашей руке. В этом случае не отправляйте в такой город Медика. Но если фиолетовые «тройки» меня сильно донимают, я иногда сношу под корень даже такие города. В большинстве партий у вас не возникнет никаких проблем с «фиолетовыми» карточками городов.
  • Карточки структуры для создания фиолетового лекарства наиболее сложные из всех, то есть требуют много времени и различных условий для изготовления. Если ближе к концу партии лекарство от фиолетовой болезни все еще не изобретено, начните рассматривать вариант с полным уничтожением фиолетовых кубиков. Иногда такой вариант реализовать будет значительно проще. Используйте для этого различные события: Перелет (чтобы быстро оказаться в городе с фиолетовыми кубиками), Время в долг, Дистанционное лечение и т. д.
  • Если карточка структуры позволяет выбрать, от какой болезни изобретать лекарство, выбирайте ту, для которой: 1) на руках у игроков больше всего карточек; 2) на поле хватает кубиков.

«Лаборатория» + «Мутация: Всемирная паника» + «Вирулентный штамм». Сразу признаюсь, что все партии были сыграны суперсоставом Организатор – Медик – Эрудит. Во-первых, к этому моменту наступила усталость от игры, и хотелось все это побыстрее свернуть. Во-вторых, сочетание модулей реально термоядерное. В партиях на 4, 5 и 6 карточек эпидемий мы выиграли довольно быстро. Как всегда, главной проблемой должна была стать партия на 7 карточек. Здесь нам удалось справиться за 10 партий. В целом играть на этом уровне крайне неприятно. В первой же партии показалось, что победа близка. Нам удалось уничтожить сразу две болезни. Внезапно оказалось, что мы не успеваем изобрести сразу 2 лекарства. Почему так получилось? Да просто карточки неудачно распределялись на руках. На этом уровне в лаборатории должно происходить постоянное движение. Если 5-6 ходов в лаборатории простой, можете смело начинать новую партию. Кстати, дважды мы именно так и поступили.

Поражения на этом уровне психологически довольно тяжелые. Все время сомневаешься, можно ли тут победить в принципе. Начинаешь вдумываться в каждый ход, боясь совершить малейшую ошибку. От этого быстро приходит усталость, отчего и правда начинаешь тупить. Чтобы иметь шанс победить на этом уровне, для начала нужно понять: ты ничего не контролируешь. Как бы хорошо ты ни играл, наиболее вероятный результат – поражение. Нужно постараться не совершать ошибки и просто ждать ту партию, в которой будет удачное сочетание игровых карточек. А вот тут зевать нельзя, потому что следующую такую партию придется ждать долго. Вот несколько игровых советов на основании сыгранных партий.

  • Крайне желательно в начале партии уничтожить одну болезнь. Это заметно снизит нагрузку на игровом поле. В победной партии на 7 эпидемий нам удалось уничтожить штамм. Уничтожать вторую болезнь стоит далеко не всегда. Возможно, вы теряете драгоценное время.
  • Некоторые карточки структуры болезни предлагают вам выбор, какую болезнь исследовать. Постарайтесь как можно быстрее выбрать штамм. Чем больше карточек эпидемий зайдет в игру, тем сильнее будет на вас давление. Не давайте штамму разгуляться.
  • Практика показывает, что изобретать лекарство от фиолетовой болезни желательно в самом конце партии. Просто оно требует очень много усилий и времени, а параллельно начинают зверствовать другие болезни. Не забывайте, что иногда фиолетовую болезнь легче снести с поля, чем изобрести от нее лекарство.
  • Обязательно просчитывайте действия команды на 3-4 хода вперед. Ни в коем случае не допускайте «пустых» действий. Старайтесь играть так, чтобы по минимуму даже просто ходить по карте. Где можно, прыгайте через станции или летайте.

Одиночная игра. Сразу отмечу, что я не фанат этого вида игры. Я с удовольствием играю в «Пандемию» в одиночку, но в этом случае всегда беру троих персонажей. «Пандемия» мне интересна именно командным (кооперативным) взаимодействием. Один персонаж выглядит на большой карте просто сиротливо, поэтому в помощь ему разработчик добавил ЦКЗ. И вот именно ЦКЗ – главная причина, почему я не стану больше играть в этом формате. После того, как свои действия выполнил главный персонаж, ЦКЗ может выполнить одно из пяти доступных ему действий. И вот я не могу понять, почему эти действия были придуманы таким неудобным и неуклюжим образом. Чтобы не быть голословным, я сейчас разберу эти действия.

  • Взять верхнюю карточку из колоды. На первый взгляд однозначно полезное действие, но возникают проблемы. Первая проблема заключается в том, что таким образом сокращается количество ходов, которое мог бы сделать ваш главный персонаж за партию. Во-вторых, в игре на сложных уровнях часто возникает ситуация, когда вот-вот зайдет новая карточка эпидемии, но ты в последний момент успеваешь спасти положение. Так вот вытянуть в этот момент карточку эпидемии – это ну очень тупо. В-третьих, карточка нужного цвета может уйти не в те руки, что очень обидно. В итоге на сложных уровнях я вообще старался не тянуть карточки за ЦКЗ.
  • Изобрести лекарство. При 4-5 карточках эпидемий ЦКЗ может изобрести лекарство. При 7 это весьма проблематично. Особенно учитывая то, что я написал про набор карточек в предыдущем пункте.
  • Поменять роль. В целом возможность поменять роль – классная вещь. Проблема в том, что поменять роль можно только в том случае, если персонаж заканчивает ход на станции, то есть совершает ряд неоптимальных действий. В принципе это нужное действие, хотя происходить оно будет нечасто и с серьезными неудобствами.
  • Обменяться карточками. Снова на бумаге отличная опция. Но, во-первых, персонажу опять нужно закончить ход на станции; во-вторых, он должен отдать карточку того же цвета, что и город со станцией, в котором он находится. Но зачем такие сложности? Это действие должно быть полезным? Или это какой-то квест? Да, иногда это приходится делать, но в партии на 7 эпидемий это просто больно.
  • Можно передвинуть фишку персонажа. Чаще всего я за ЦКЗ совершаю именно это действие. И в большинстве случаев это реально полезно. Но бывают ситуации, когда ты закончил ход именно в нужной точке. И что тогда? В некоторых случаях я вообще не совершаю никакого действия за ЦКЗ! Вот как классно проработан ЦКЗ и насколько он полезен.

Теперь немного про сам игровой опыт. Начал я с базовой версии «Пандемии», играл рэндомными персонажами. На 4, 5 и 6 карточек эпидемий я победил довольно быстро и даже комфортно. А вот на 7 карточек я победить не смог, хотя пытался это сделать не один раз. Напомню, что в партии на 7 эпидемий инфицирование обычно происходит раз в 3,5 хода. А теперь, согласно правилам, удалите из колоды еще 16 карточек. Весьма вероятно, выиграть на легендарном уровне можно. Но вот я играю и все время задаю себе вопросы: почему персонажей не три, а один? Почему мы выкинули из колоды еще 16 карточек? Почему ЦКЗ такой конченный? И я не нахожу ответов. «Пандемия» — очень хорошая сбалансированная игра с интересными персонажами. И я не вижу для себя никакого смысла играть в эту усеченную версию. Впрочем, в сети я находил посты в поддержку этой версии, так что все индивидуально.

Теперь буквально несколько советов относительно того, на что стоит обратить внимание в одиночной игре.

  • Постарайтесь по возможности поставить станцию в игровой зоне каждого цвета. Удобнее обмен карточками с ЦКЗ от этого не станет, но по крайней мере вы получите физическую возможность это пару раз сделать. Со станциями вам очень сильно поможет Организатор.
  • Если играете на легендарном уровне, то быстро почувствуете дефицит карточек как минимум одного цвета. Помните, что некоторые удачные смены игровой роли могут помочь. Скажем, Ученый соберет лекарство с меньшим количеством карточек, а Архивариус достанет карточку(и) из сброса.
  • Стандартное действие для ЦКЗ – это перемещение главного персонажа. Если играете на легендарном уровне, очень хорошо подумайте, прежде чем потянуть за ЦКЗ карточку.

Командная игра. Сразу скажу, что командная версия меня сильно разочаровала. Главная проблема в том, что в одной игре довольно сложно объединить кооперативный и конкурентный режимы. В «Саботере» совместить форматы удалось, потому что, если ты не строишь путь к сокровищу, гномы-саботеры побеждают. Здесь же, если ты не уничтожаешь кубики на поле, то, по сути, будет ничья (что вряд ли пугает).

В начале партии каждой команде раздают карточки цели. То есть будет весьма логично придерживаться своей цели и ни на что другое не отвлекаться. При этом сразу четыре карточки цели дают ПО только за изобретение лекарства и уничтожение болезни. Что это значит на практике? Раз у вас такая цель, ни в коем случае не тратьте карточки на полеты. Ведь вы получите ПО только в том случае, если изобретете лекарство первым. Если вы с такой целью побежите сбивать «тройки», соперники над вами просто посмеются. Итак, мы не летаем, а ходим. Но даже в пешем режиме вам сбивать кубики не нужно. Идите в тот город, где товарищ по команде сможет передать вам карточку нужного цвета.

Теперь по поводу уничтожения болезни. Если лекарство изобретено, вас должно заинтересовать уничтожение кубиков определенного цвета. Проблема в том, что теперь у вас есть конкуренты, и ПО снова получит только один счастливчик. Представьте, что в партии на 3 команды кубики имеются в шести городах. Пытаясь набрать ПО за уничтожение болезни, вы уничтожили кубики в четырех из них. Как вы думаете, будет ли у вас шанс на уничтожение болезни после ходов двух других команд? Как правило, какая-то команда-лох должна начать расчистку кубиков, чтобы ПО получила какая-то другая команда. Но может быть мудрый разработчик не включил в некоторые цели уничтожение болезней? А вот и не угадали: такая задача есть абсолютно во всех целях! Да, в некоторых целях за уничтожение болезни прописан минимум ПО, но ПО в этой игре не растут на деревьях. Забрал ПО себе и не дал набрать их сопернику – очень разумное решение.

Еще одна цель, помимо ПО за создание лекарства и уничтожение болезней, включает очки за установленные на поле станции. Причем без разницы, установили ли их вы или нет. Во-первых, это просто дурные ПО ни за что. Во-вторых, команде с такой целью так же не нужно уничтожать кубики на поле.

Еще одна цель обещает ПО за оставшиеся в колоде карточки после окончания партии. Вот кому меньше всех других стоит отвлекаться от своей цели!

Наконец, 2 цели обещают тем больше ПО, чем меньше вспышек произошло за партию. Вот этим командам как раз необходимо бегать по карте и сбивать кубики. А если эти цели в партии на троих никто не вытянул? Тогда, видимо, победит игра.

Еще одна проблема командной игры – это разбалансировка персонажей. Самые нужные персонажи – это те, которые занимаются сбором и передачей карточек. Потому что за это дают ПО! По идее, Медик будет хорош в уничтожении болезней. В общем да, но в командной игре все намного сложнее. Если у соперников в команде Медик, ни в коем случае не начинайте уничтожение кубиков, если за один раунд не можете уничтожить все. А без помощи и Медику не под силу снести за раунд кубики в восьми городах.

Резюмирую. Тот, кто в командной игре действует на общее благо в ущерб выполнению своей цели, тот лох. И для игры это отвратительно. В таком формате имеет смысл играть в семейном кругу, где все друг друга поддерживают, а результат не важен. С другой стороны, почему бы им тогда не играть в кооперативном формате, который продуман почти идеально?

 

 

 

5.03.2022