За бортом: Людоедство (Lifeboat Expansion 1: Cannibalism)

В море две беды – пьяные женщины и людоедство

«За бортом: Людоедство» (Lifeboat Expansion 1: Cannibalism) и «За бортом: Море по колено» (Lifeboat Expansion 2: Liquid Courage). Дополнения к игре «За бортом!»

Оценка — 2.

Разработчик – Джефф Сиадек. Время игры: 45 минут (официальное), 2-4 часа (реальное). Количество игроков – 4-8 (рекомендуемое – 5-8).


Бэкграунд. Лодка с выжившими после кораблекрушения подобрала в бекрайнем море еще двух несчастных – доктора и женщину. А вот припасов больше не стало. Люди страдают от голода и жажды и как-то нехорошо поглядывают друг на друга… Смогут ли они все мирно доплыть до берега, покажет время.


Особенности игрового процесса. В игру добавились 2 новых персонажа – Доктор Хартер и Мадам Вонг. Каждый из них обладает весьма полезным особым свойством, хотя физической силой персонажи не отличаются. Теперь количество играющих можно увеличить до 8.

В игру добавился весьма важный вид припасов – Огненная вода. Отпив из фляги, вы можете увеличить свою силу на 3 до конца хода, однако в конце хода из-за этого будете испытывать дополнительную жажду. Также в игре появилась карточка припасов Людоедство. Разделив тело мертвеца, каждый из игроков может вылечить одну рану.

Тема и атмосфера. Тема и атмосфера, как мне кажется, — это вообще лучшее, что есть в игре. Карточка Людоедство, безусловно, идеально вписывается в тематику игры. Огненная вода тоже смотрится в наборе совершенно естественно: после выпитого частенько хочется затеять ссору. Не очень понятно, почему одного из персонажей назвали Мадам Вонг. Причем тут знаменитая предводительница пиратов?

Условия победы. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество победных очков. Победные очки можно набрать следующим образом: 1) за то, что ваш персонаж выжил; 2) за то, что выжил твой друг; 3) за то, что погиб твой враг; 4) за карты денег, драгоценностей и картин.

Замечания и недостатки:

  • Ожидать, что правила базовой версии игры будут улучшены, было, разумеется, наивно. Вопросы возникают даже к двум маленьким бумажечкам, которые заменяют правила в дополнениях. Почему в «правилах» нет ни слова о появлении карточки Людоедство? Почему половина правил занята биографией Мадам Вонг? Не о чем было больше писать?
  • В процессе партии игроки часто разбиваются на два враждующих лагеря. Если один из лагерей заметно сильнее и им удалось захватить ключевые места на лодке, для второго лагеря игра практически закончена. И это довольно типичный сценарий.
  • На лодке два ключевых места – нос и корма. Все остальные места – проигрышные. Или вы своевременно включаетесь в борьбу за контроль над этими местами в самом начале игры, или сидите и спокойно ждете поражения. Вы можете проиграть игру в самом начале просто потому, что кто-то прямо у вас под носом успел заключить удачный договор.
  • Каждому игроку доступен ряд действий. Однако практически все действия приводят к появлению усталости, которая может стать причиной возникновения жажды и ранения. Так что совершать действия в игре довольно опасно. Но что тогда делать человеку, который не контролирует нос и корму? Это, пожалуй, единственная игра на свете, в которой совершение любых действий чревато серьезными последствиями.
  • Хотя создатели игры уверяют нас, что игра длится не больше часа, на самом деле игра может длиться очень долго. Нам ни разу не удалось сыграть быстрее, чем за два часа. Однажды переговоры относительно одной драки шли 45 минут. А теперь представьте, что вы потратили столько времени, и уже с первого хода медленно и уверенно проигрывали, не имея никаких шансов. Захочется ли вам еще раз сыграть в эту игру и потратить еще 3 часа по тому же сценарию?
  • Вы можете умереть довольно быстро. В этом случае вам останется только сидеть и несколько часов наблюдать за игрой.
  • Колода персонажей имеет 2 вида рубашек – с надписями «Банка» и «Персонаж». Карточки с надписью «Банка» выкладываются в центре стола, карточки с надписью «Персонаж» — возле каждого игрока. Проблема в том, что в моем наборе обе карточки Мадам Вонг имеют рубашки с надписью «Банка».
  • С появлением в дополнении Мадам Вонг и Доктора Хартера в игре стало 4 персонажа (также Шкет и Черпак), особые свойства которых влияют на протекание партии. Тем обиднее играть остальными персонажами.
  • Карточка Людоедство ничего особого не добавляет в игру. Тем более странно, что одно из дополнений названо в честь этой карточки.
  • Зачем вводить в игру историческую личность? Есть в этом хоть какой-то смысл?
  • Как можно сделать сразу 2 дополнения, добавив в игру ТОЛЬКО 2 новых персонажа и 2 новых карточки припасов? По сути, единственное достоинство дополнений – это увеличение количества игроков до 8.

Советы по игре:

  • Ни в коем случае не играйте в «За бортом!» с обидчивыми людьми. Вы даже не представляете себе, как легко можно поругаться с лучшими друзьями.
  • Не рекомендуется играть вчетвером. Если два сильных персонажа оказались друзьями (например, Капитан и Боцман), два других не имеют ни единого шанса. Им лучше просто уйти домой и не тратить кучу времени и нервов.
  • Когда вы перед началом игры будете тянуть взакрытую карточки персонажей, тяните карточки с надписью «Банка» на рубашке. Иначе из-за опечатки все сразу догадаются, где карточка Мадам Вонг.

Впечатления от игры. Скажу откровенно: на месте разработчика мне было бы стыдно выпускать сразу ДВА дополнения, в которых, по сути, добавилось 4 новых карточки. Такая большая любовь к деньгам или просто отсутствие фантазии? Дополнения абсолютно ничего не привнесли в игру, кроме возможности играть ввосьмером. Все остальное, включая колоссальные проблемы в игровом процессе и отвратительно написанные правила, осталось неизменным. Если вы еще не купили базовую версию, то и не покупайте ни ее, ни дополнения! Если вы уже купили «За бортом!» и она вам понравилась, покупать дополнения имеет смысл только для увеличения количества играющих. Впрочем, у дополнений есть одно существенное достоинство – они, как правило, стоят недорого.

На какую игру похожа?

Игра является дополнением и похожа на те же настолки, что и «За бортом!»

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы обычно играете большой компанией на 7-8 человек;
  • Вам очень понравилась «За бортом!» и вам не терпится попробовать в игре двух новых персонажей.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вам не понравилась базовая версия игры;
  • Вы не понимаете, как в двух дополнениях может быть всего 4 новых карточки;
  • Вам не нравится, когда правила плохо составлены;
  • Вы не любите настолки с недостатками в игровом процессе;
  • Вы не любите конфликтные игры.

Как победить:

  • На лодке две ключевых позиции – нос и корма. Если вы и дружественный вам игрок установили прочный контроль над этими позициями, вам остается только методично передушить всех остальных соперников, а в конце разыграть победу в борьбе один на один. Иногда случаются неожиданности, но чаще нет.
  • Позиция на носу лодки важна тем, что вы первым выбираете карту припасов. Соответственно, все самые лучшие карты достанутся именно вам. Поначалу не берите карты, приносящие победные очки. Эти карты вы легко отберете у других игроков, когда завладеете оружием. Или же соперники умрут от ранений, оставив карты победных очков на поругание мародерам. Так что главным приоритетом для сидящего на носу является сбор оружия.
  • Не забывайте, что позиция на носу лодки важна до тех пор, пока персонажи делят карты припасов. Как только эти карты закончатся, носовая часть теряет свое доминирующее значение.
  • Позиция на корме решающим образом влияет на ход игры. Именно персонаж, сидящий на корме, определяет, какая из карт навигации сыграет, кто из персонажей выпадет за борт, а кто будет испытывать жажду. Поэтому сидящий на корме по своему желанию может регулярно выбрасывать неугодных персонажей из лодки. Отсюда как будто бы логично следует вывод, что каждый персонаж (кроме сидящего на носу) должен попытаться сместить сидящего на корме и занять его место. Однако не все так просто. Во-первых, затевать драку весьма опасно. Каждый участник драки получит маркер усталости, который может в конце хода превратиться в ранение. Проигравшие в драке в дополнение к усталости автоматически получают ранение. Таким образом, в ходе драки вы можете получить сразу два ранения. Во-вторых, Шкет на корме более или менее устраивает всех игроков, поскольку он изначально довольно слаб – всего 3 очка силы. А вот если там окажется Капитан (7 очков силы) или Боцман (8 очков силы), то это может стать решающим фактором при определении победителя. Так что даже ваш друг может оказаться против такого расклада. Все это означает, что со Шкетом, сидящим на корме в начале игры, нужно заключить договор. Это уже на первом ходу должны попытаться сделать все персонажи. Суть делового предложения: персонаж предлагает нечто Шкету за то, что тот в конце хода выберет карту навигации, не затрагивающую ни этого персонажа, ни Шкета. Миледи, сидящая в начале игры на носу, может обратиться к Шкету первая. Изначально персонаж Миледи слабый – 4 очка силы. Однако она за пару ходов может набрать силу благодаря картам оружия из колоды припасов. Возможно, она уже взяла какую-то сильную карту на первом ходу. Предложение формулируется так: «Я уже имею на руках очень сильную карту оружия, за пару ходов стану сильнее и Капитана, и Боцмана. Предлагаю тебе защиту за то, что ты будешь правильно выбирать карту навигации». Для Шкета это предложение весьма выгодное. Он может попытаться разве что выторговать у Миледи карту в придачу к договору. Впрочем, скорее всего он карту не получит. Опасность только одна – пока Миледи не вошла в полную силу, другие персонажи могут быстро организовать против них заговор и сбросить кого-то из них с ключевых позиций. Но это не так уж просто сделать – вряд ли кого-то порадует Боцман на носу или корме. Если же бунта не произойдет, то преимущество этого дуэта может быстро стать решающим. Предложение Капитана и Боцмана (если до них дойдет очередь) очень простое. Они – сильнейшие персонажи на поле, поэтому предлагать Шкету должны свою защиту. По сути, их предложение идентично предложению Миледи, просто они сильнее в самом начале игры. Если предложение от Миледи не поступило, такое предложение также вполне приемлемо для Шкета. Защита ему необходима. И как можно быстрее. Заметим, что даже от врага предложение Шкет принять должен. Свои симпатии и антипатии открыто лучше не демонстрировать, а до конца игры многое может измениться. До Черпака очередь вряд ли дойдет, но предложить он все равно может только свою силу. Мадам Вонг хотя и вступает в игру чуть раньше Черпака, но она ни силой, ни хорошими карточками похвастаться не может. Договориться со Шкетом сможет только в партии с начинающими игроками. Снобу сформулировать деловое предложение для Шкета непросто. Сила у него небольшая, а карты припасов он получает хуже, чем Миледи. Как правило, ему достаются победные очки или не очень хорошее оружие. Тут нужно или обещать карты в подарок (на будущее), или включать какие-нибудь манипулятивные рычаги. Например, пообещать что-нибудь в реальной жизни. С Доктором Хартером дружить захотели бы все благодаря его уникальному свойству, так что суть его предложения очевидна. Как вы понимаете, Шкет не может принять больше одного предложения. Всех порадовать не выйдет.
  • Если вы договорились со Шкетом, то вам придется грести. Шкет должен иметь карты навигации, из которых он может выбрать нужную карту. Если вы не договорились со Шкетом, то грести не нужно. Он все равно выберет ту карту, которая устроит не вас, а его и союзника.
  • Постарайтесь использовать особое свойство своего персонажа. Если Сноб решил взять победную карту, то лучше брать картины. Капитану много очков приносят деньги, Миледи – драгоценности. Однако эти карты будут важны только в конце игры, а до него еще нужно дожить. Не спешите брать эти карты. Если вы взяли игру под контроль, то вы легко отберете эти карты у других персонажей. Шкет может воровать карты, которые игроки держат взакрытую. Большую проблему это представляет, по сути, только для Миледи и Сноба, поскольку именно к ним могут прийти очень хорошие карты. Если Миледи заключила со Шкетом союз, то для нее проблема отпадает. Снобу же придется решать, стоит ли раскрывать карты. Напомню, что если персонаж падает за борт, он теряет все открытые карты. Мадам Вонг только в очень редких случаях получит ранение вследствие усталости, однако лишний раз испытывать судьбу не стоит. С другой стороны, Мадам Вонг не стоит набирать карточки Воды. Пользуйтесь чужой и постарайтесь насобирать победные очки для переговоров. Оружие до вас все равно не дойдет. А вот Огненную воду взять стоит. Мадам Вонг как раз очень полезна в приблизительно равной драке, особенно если в ней используется Огненная вода. У Доктора Хартера очень сильное свойство. Он, кстати, может лечить всех и сразу. Разумеется, ему не стоит делать это бесплатно. Лучше всего получить плату оружием, если, конечно, кто-то согласится J. Если вы играете против Доктора Хартера или желаете скорейшей смерти кому-то из персонажей, не дайте Доктору Хартеру получить Аптечку. Без Аптечки Доктор Хартер – персонаж без свойства. Если Аптечка не приходит, Доктору Хартеру имеет смысл объявить, что он будет бесплатно лечить того, кто отдаст ему Аптечку. Как долго, решите в ходе переговоров.
  • Каждому персонажу в колоде навигации соответствуют 4 карточки, из-за которых он может оказаться за бортом. Для Миледи такая карточка всего одна, для Мадам Вонг – две. Также есть 2 карточки, согласно которым за борт падают все сразу; и одна, согласно которой за борт падают все любители огненной воды. Понятно, что, пока Шкет на корме, он сам себя не сбросит. Черпаку все равно – он хороший пловец. А вот Капитану, Боцману, Снобу и Доктору Хартеру отсидеться в обороне не удастся. Им нужно что-то предпринимать, если они не контролируют корму. Доктор Хартер, выпав за борт, может вдобавок потерять Аптечку. Скинуть Миледи в воду мало шансов. А вопрос этот может быть очень актуальным, особенно если она уже набрала и выложила кучу оружия. Возможно, сидящему на корме стоит даже выкинуть всех за борт, чтобы Миледи лишилась запасов оружия.
  • Удачная тактика – привести с собой на игру друга или подругу, которая с удовольствием поддержит вас в конфликтных ситуациях.
  • Как можно больше манипулируйте. Если кто-то хочет получить выгоду, сразу поднимайте шум. Объясните всем, что этому человеку ни в коем случае нельзя позволять получить выгоду в данной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *