5 шагов на пути к империи
Кингсбург: Построй империю (Kingsburg: to Forge a Realm). Является дополнением к игре «Кингсбург». Оценка — 9.
Бэкграунд. Тритусу при поддержке губернаторов удалось защитить свое королевство и стабилизировать границы. Однако теперь король вынашивает новый амбициозный план – превратить королевство в империю. Для этого ему вновь понадобится полная поддержка губернаторов. Необходимо расширяться за счет новейших построек и думать о безопасности на границе.
Особенности игрового процесса. Дополнение к «Кингсбургу» состоит из 5 модулей, которые можно добавлять к базовой версии либо все вместе, либо по отдельности. Модуль Расцвет зодчества предлагает увеличить количество рядов построек на листах провинций с 5 до 7. Модуль Провинциальный колорит позволяет каждому игроку создать свой уникальный лист провинций, заменив 1-2 ряда на стартовом листе. Модуль Характер вождя дает возможность игроку получить особое свойство на всю партию или некоторое преимущество над соперниками в начале игры. Модуль Гримасы судьбы вносит в игру дополнительное разнообразие и элемент неожиданности. Теперь в начале каждого года происходит некое событие, существенно влияющее на игровой процесс. Интересно, что при использовании этого модуля партия может длиться менее 5 лет. Это случается, если событие «Король болен» выпадает 2 года подряд. Наконец, модуль Разум стратега делает зимние бои более прогнозируемыми. Теперь в распоряжении игроков жетоны 0, 1, 1, 2, 3, 4. Каждый сам решает, каким из жетонов воспользоваться. Оставшийся после 5 лет жетон добавляется игроку в качестве победных очков.
Тема и атмосфера. Поскольку дополнение – неотъемлемая часть базовой версии, тематика не является для игры важнейшим компонентом. Но хотя и здесь присутствует значительная доля абстракции, стоит отметить ряд тематических удач. Так, Лесопилка перерабатывает дерево, Каменоломня – камень. Укрепления – не самая лучшая защита, поэтому помогает только против не очень сильных врагов. Весьма тематично выглядят случайные события из модуля «Гримасы судьбы». Логично, что Герцог может повлиять на Герцогиню, Рудокоп добывает золото, а Архитектор возводит здания. Однако свойства, скажем, Философа и Проповедника представляются достаточно абстрактными. Весьма абстрактно выглядят Монетный двор и Виноградники. Атмосферы возведения империи тут, разумеется, нет. Есть азартная игра в расставление кубиков с необходимостью стратегического планирования.
Условия победы. Побеждает тот, кто наберет больше всех очков. Победные очки можно получить: 1) за постройку зданий; 2) за активирование особых свойств некоторых построенных зданий; 3) за влияние на некоторых советников; 4) за победу зимой над монстрами; 5) за использование особых свойств на карточках губернаторов; 6) за выполнение условий на карточках событий; 7) за сэкономленные жетоны солдат.
Замечания и недостатки:
- Поле 18 на игровом поле по-прежнему хуже поля 17.
- Тематика в игре присутствует лишь на уровне отдельных проявлений.
- Некоторые карточки губернаторов лучше других, что может привести к перевесу одного из игроков. Однако ваши шансы вытянуть «плохую» карточку губернатора сведены к минимуму, поскольку каждый игрок тянет по 3 карточки.
- Карточки событий могут внести существенные коррективы в стройность ваших стратегических планов. Впрочем, все игроки тут находятся в равных условиях. События же вследствие своей тематичности органично вписываются в игровой процесс, при этом здорово его разнообразят, не дают опытным игрокам механически выполнять заранее намеченный план.
Советы по игре:
- Не вижу причин, почему бы в каждой партии в «Кингсбург: Создай империю» не использовать модуль «Расцвет зодчества». Однако стоит ли в таком случае тратить время на базовую версию? Отвечу на этот вопрос утвердительно. «Кингсбург» — хорошо продуманная сбалансированная игра. При этом содержащая множество тонкостей. Если в обход базовой версии сразу начать играть с дополнением, вы рискуете упустить массу интересных такических и стратегических нюансов, что уменьшит наслаждение в целом от игры. Так что разбираться лучше начать с базы.
- Думаю, со второй-третьей партии стоит включить в игру модуль «Провинциальный колорит» и также больше никогда с ним не расставаться. Очень важно, что с появлением этого модуля каждый игрок получает возможность работать с отличным от соперников листом провинций. Теперь некоторые стратегии будут доступны одним и недоступны другим игрокам.
- Модуль «Характер вождя» — весьма специфический. Он может предоставить уже на старте одному из игроков существенное преимущество над соперниками. Если вас не беспокоит усиление рэндомизации, можете смело использовать модуль на регулярной основе. Однако включение модуля в игру в каждой партии совсем не обязательно. При этом подчеркну: использование этого модуля для опытного игрока – настоящий вызов. Ведь теперь вам придется выбирать оптимальную стратегию, учитывая особенности избранных вами и соперниками карточек.
- Модуль «Гримасы судьбы» также обязательным не назовешь. Однако я считаю его весьма приятным добавлением к базе. Пожалуй, это самый тематически продуманный модуль в игре. А ведь тематика – слабое место настолки. Так что считаю разумным использовать модуль регулярно. Но перед включением модуля в игру советую сначала хорошо освоиться с новыми рядами зданий, проведя определенное количество партий без него.
- Модуль «Разум стратега» можно назвать спорным. И не потому, что он плохой. Просто выбор этого модуля – дело вкуса. Если вас радует в игре азарт и непредсказуемость в конце каждого года, вам лучше вообще обойтись без этого модуля. Если же вы желали уменьшить в игре рэндом, модуль вам понравится.
- Вряд ли стоит играть в настолку вдвоем. Один из ключевых принципов игры – расставить кубики на незанятые соперниками места – в таком формате, по сути, исчезает, поскольку почти все поля свободны. Мне не очень нравится играть впятером, поскольку партия проходит уж слишком хаотично. Вы не можете расставить кубики не потому, что соперники вам мешают, а просто потому, что соперникам нужно хоть куда-то втулить свои кубики.
Впечатления от игры. Андреа Кьярвезио и Лука Еннако проделали большую работу, чтобы вывести «Кингсбург» на качественно новый уровень. Можно утверждать, что им это удалось. Игра стала невероятно разнообразной. Разработчиками были устранены почти все недостатки базовой версии. Но давайте поговорим о каждом модуле отдельно. Первый модуль – «Расцвет зодчества» — представляет собой своеобразный десерт для гурманов – больше рядов! Отлично, ведь это все тот же старый добрый «Кингсбург». Со второго модуля – «Провинциальный колорит» — начинается некое разнообразие. Тут реализована прекрасная идея – сделать уникальной провинцию каждого губернатора. Третий модуль – «Характер вождя» — вообще предлагает совершенно новый игровой формат. Хотя губернаторы отличаются по силе, однако выбор из 3 карточек сводит к минимуму вероятность вытащить по-настоящему слабого губернатора. Кроме того, опытный игрок вполне может попробовать сыграть более слабым губернатором, чтобы проверить свои силы. Наконец, выбор того или иного губернатора часто означает и выбор определенной игровой стратегии, что также не может не радовать тонких ценителей игры. Модуль «Гримасы судьбы» интересен своей тематичностью, а также тем, что способен нарушить планы любителей готовых стратегий. Привыкшим играть по шаблону придется импровизировать, находить новые пути к победе. И это является гарантией того, что игра долго будет оставаться реиграбельной. Модуль «Разум стратега» мне, пожалуй, понравился меньше остальных. В каждой новой партии в «Кингсбург: Построй империю» я обязательно использую первые 4 модуля. И лишь изредка воспользуюсь пятым. Почему? Я считаю, что модуль «Разум стратега» нарочито ставит на первое место военную мощь. Если ты как следует не прокачал оборону, то гарантированно проиграл. Это несколько зажимает игру в тиски, уменьшает азарт и возможность рисковать. Для меня очарование «Кингсбурга» заключается в разумном балансе между стратегическим планированием и рэндомизацией. Модуль «Разум стратега» с рэндомизацией пытается бороться. Но насколько все же прикольней, когда результат равной игры зависит от последнего броска кубика! Играя с жетонами солдат, вы заранее знаете исход последней битвы и всей партии. Вне всяких сомнений, дополнение стоит приобрести всем, кому понравилась базовая версия. Впрочем, сейчас дополнение продается в одной коробке с базой, что решает проблему покупки J.
На какую игру похожа?
Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вам нравится, когда в дополнении устранены недостатки базы;
- Вы любите разнообразие в игре;
- Вы любите, чтобы дополнение расширяло базу за счет новых игровых концептов;
- Вы любите игры с разумным балансом между стратегическим планированием и рэндомизацией.
Вам не подойдет игра, если:
- Вам не подошла базовая версия игры;
- Вы не любите игры, в которых слабо работает тема;
- Вы опасаетесь рэндома во всех его проявлениях (даже разумных J).
Как победить:
- Камень в игре добыть сложнее всего. Дерево – на втором месте. Легче всего добывается золото. Учитывайте это при выборе ресурсов.
- В первой фазе первого года каждый игрок может взять один товар по выбору. Выбирайте тот товар, который пригодится при возведении первого здания. Никогда не берите золото (возведение Статуи в начале партии – ошибка). Если для возведения первого здания в числе прочих товаров необходим камень, выберите камень.
- Добыть 2 камня «на заказ» в течение одного сезона крайне сложно. Выручат поля 12, 13, 14 и 17, но без Рынка и жетона «+2» «гарантировать» нужный бросок себе вы не сможете. Добыть камень и какой-то другой ресурс значительно легче. Отсюда мораль: если игровая ситуация позволяет, возьмите 1 камень на предыдущем ходу. Кстати, взять 2 дерева за одну фазу тоже не всегда легко. 2 разных ресурса взять почти всегда легче.
- Желательно продумывать выбор ресурсов на 3 постройки вперед. В этом случае даже если вам не пришли в текущей фазе нужные ресурсы, вы сможете собирать на следующее здание. Но мало смысла брать дерево, если вы не планируете его использовать до конца игры.
- Если вы собираетесь победить, нужно построить не меньше 10-11 зданий. Учтите, что некоторые умудряются построить даже 15!
- Если вы будете играть в «Кингсбург» против компьютерных игроков, то заметите, что искусственный интеллект всегда первым делом ставит один из кубиков на поле 1, получая победное очко. Подобная тактика будет хороша далеко не всегда. Если вы могли, но не построили здание, не добрав нужных ресурсов, то, скорее всего, заплатили слишком большую цену. Скажем, вы могли бы получить это же победное очко в фазе 3 «Королевская награда». Другое дело, если вы можете собрать нужные ресурсы и при этом забрать победное очко. Или же в конце игры вы уже не успеваете построить ничего стоящего.
- Не забывайте собирать очки в фазе 3 «Королевская награда». Не каждая стратегия предполагает сбор в этой фазе пяти очков, но отказываться от очков без серьезной причины не стоит. Вы должны четко понимать, ради чего отказываетесь от лишнего победного очка. Возможно, скорейшее возведение Посольства или Монетного двора принесет вам больше.
- В большинстве случаев обмен двух ресурсов на одного солдата в фазе 7 «Наем воинов» будет ошибкой. Обмен можно считать равноправным, если вы построили Казармы. И даже выгодным, если вы возвели Дом вербовщика. Так или иначе, но я стараюсь не пользоваться свойством фазы 7 до наступления четвертого и пятого годов. В последний год стоит подумать над тем, чтобы использовать все оставшиеся ресурсы в фазе 7. Если вы тратите ресурсы на покупку солдат в фазе 7 до начала четвертого года, то, скорее всего, вы неправильно выбрали игровую стратегию. Ресурсы нужны для постройки зданий (в том числе оборонительных), а не для исправления ваших ошибок.
- Не комплексуйте по поводу плохих бросков кубика. Во-первых, полезно помнить, что Часовня (Алтарь) позволяет перебросить кубики, если выпало 7 (9) или меньше. Во-вторых, Грифонятня и Университет принесут вам бонусы, если на кубиках выпало 9 или меньше. В-третьих, карточки губернаторов Принц и Философ также помогают извлечь пользу из не самых удачных бросков. И самое главное: результат кубиков 1, 2, 3 может оказаться отличным, если вы можете занять тремя кубиками соответствующие места на игровом поле.
- В фазе 8 «Зима» важно не переборщить с наемными солдатами, отбирающими ваши ресурсы. Секрет успеха в «Кингсбурге» напрямую зависит от того, насколько грамотно вы выделили ресурсы на фазу 8. В большинстве случаев, если вы активировали поле 10 (Генерал), в этот сезон вы не сможете ничего построить. Если вы сделали это 5 раз за игру, победить вы не сможете. С другой стороны, жестокое поражение в конце года также может означать ваше поражение в игре. Какая же сила позволяет чувствовать себя достаточно уверенно перед началом зимы? Итак, перед броском белого кубика зимой в конце первого года нужно иметь силу 1, в конце второго – 2, в конце третьего – 3, в конце четвертого – 5, в конце пятого – 7. Заметьте, я говорю не о гарантиях, а об определенной уверенности в положительном исходе. Почему названы именно такие цифры? Дело в том, что вплоть до пятого года далеко не все монстры являются одинаково опасными. Скажем, Орки, атакующие вас в первую зиму с силой 3, отбирают в случае вашего поражения 1 победное очко и 2 ресурса. Это можно пережить, особенно если ресурсов у вас нет и отдавать нечего. Суть в том, что в первые три зимы монстры с наибольшей силой наносят не очень опасный урон. Так что реально опасаться нужно монстров с наименьшей и средней силой. Если мы придерживаемся указанной выше схемы, то рискуем серьезно проиграть лишь тогда, когда на белом кубике (посланные королем воины) выпадет «1». В первые три зимы я почти никогда не ставлю кубики на поля 5 и 10 и не докупаю солдат в фазе 7. Всегда полезней возвести защитное здание. А вот в четвертый и особенно пятый год я частенько активирую Генерала (при построенной Конюшне). В последний год, если есть возможность, я стараюсь довести силу до 8 и гарантированно избежать поражения. Дело в том, что в последний год поражение от любого из 5 монстров будет, скорее всего, означать поражение во всей игре.
Если же вы играете с модулем «Разум стратега», рэндом будет сведен к минимуму и будет зависеть только от уровня монстра. Поскольку чудесной помощи от короля ждать не приходится, нам необходимо обезопасить себя от критических поражений. Таким образом, сумма всех оборонительных бонусов вместе с жетонами солдат в первый год должна составлять не меньше 3, во второй – не меньше 4, в третий – не меньше 5, в четвертый – 7, в пятый – 9. Впрочем, при игре с модулем «Разум стратега» иногда не мешает и подстраховаться. Скажем, если в конце третьего года у вас на руках много ресурсов, поражение от Демонов с силой 6 будет иметь крайне неприятные последствия.
- На что нужно обратить внимание, оценивая полезность зданий? Во-первых, на стоимость здания в ресурсах и количество потенциальных победных очков. По этому показателю здания ряда «Собор» вне конкуренции. Во-вторых, на особые свойства зданий. А вот по этому показателю здания ряда «Собор» являются как раз наихудшими J. Именно поэтому здания этого ряда выстраиваются под конец игры, не раньше четвертого года. До конца третьего года вам необходимо выстроить набор зданий с максимально полезными особыми свойствами, чтобы эти свойства приносили вам регулярный доход до конца партии.
- Победитель в «Кингсбурге» и «Кингсбурге: Построй империю» обычно набирает 45+ (мой рекорд – 62). Однажды мне удалось выиграть с результатом 35 очков, но это скорее факт из разряда «Удивительное рядом».
- Какое количество ресурсов необходимо добывать за сезон, чтобы играть эффективно? Старайтесь в любом случае добыть не меньше 2. Я строю игру таким образом, чтобы в год получалось 7 ресурсов. Здорово, если вы можете регулярно добывать по 8 в год. Тогда вам подойдет практически любая ресурсозатратная стратегия.
- В каждой партии игроки в «Кингсбург: Построй империю» имеют возможность возвести 36 различных зданий (включая два дополнительных ряда модуля «Провинциальный колорит»). Однако построить им, как и в базовой версии, удастся максимум 15. В дополнении стратегическое разнообразие весьма велико. При этом правильно выбранный порядок построения зданий по-прежнему является ключом к победе в игре. Каждая эффективная стратегия обязательно содержит некую изюминку, бесперебойный механизм по набору победных очков. Например, ряд «Посольство», выстроенный быстро до последнего здания, способен принести массу победных очков, хотя само возведение зданий ряда приносит всего 7 победных очков.
- Модуль «Расцвет зодчества»
Рассмотрим стратегический потенциал каждого из двух новых рядов зданий.
А). Ряд «Монетный двор». Для возведения всех зданий необходим 21 ресурс (9 золото, 6 дерево, 6 камень). Это наиболее ресурсозатратный ряд во всей игре. Количество победных очков за возведение зданий – 11.
Оценка зданий ряда. Лесопилка весьма полезна сама по себе, если вам нужны дополнительные ресурсы. Ее хорошо возводить, если ваша стратегия предполагает аккумулирование большого количества золота на спецпроекты. Каменоломня как отдельно взятое здание – значительно хуже. Камень в игре добыть очень не просто, так что вы далеко не всегда захотите обменять его на 3 золота. К тому же вы в конце лета можете добыть 3 золота с помощью Лесопилки. Зачем вам в конце лета 6 золота? Разве что на спецпроекты вроде Собора или Монетного двора. Если вы возводите Плавильню, то Лесопилка и Каменоломня приобретают дополнительный смысл. Теперь ясно, зачем вам столько золота. Однако Плавильня в силу своего особого свойства способна принести лишь 4 дополнительных очка. Весьма вероятно, что ровно столько вы потеряете в фазе «Королевская награда», пока будете возводить Плавильню. А вот Монетный двор утраивает силу каждого из зданий, что приводит к построению весьма эффективной стратегии.
Суть стратегии: к концу третьего года выстроить Монетный двор, затем каждый сезон использовать особые свойства зданий ряда.
Реализация стратегии:
1-й год: Лесопилка – Укрепления – Каменоломня. Для постройки всех зданий необходимо 8 ресурсов. Однако собрать нужно только 7 – 1 вы получите бесплатно в начале игры. Укрепления следует возвести летом, а потом уже копить на Каменоломню. Укрепления выбраны потому, что это одно из двух самых дешевых оборонительных зданий. При этом Укрепления обеспечивают нас более надежной защитой, чем Частокол, на первые 3 года. Это идеальный вариант, поскольку в последние 2 года построить надежную оборону будет нетрудно.
2-й год: Форт – Плавильня. Скорее всего, начиная с этого года, мы перестанем получать победные очки в фазе «Королевская награда». Однако этот недостаток будет с лихвой компенсирован за счет особых свойств зданий ряда «Монетный двор». Обратите внимание: на постройку зданий мы тратим 7, а не 8 ресурсов, поскольку в конце лета с помощью Лесопилки конвертируем 1 дерево в 3 золота. Именно по этой причине Плавильня возводится осенью.
3-й год: Статуя – Монетный двор. На возведение зданий необходимо аж 10 (!) ресурсов. Но тут все просто: в конце лета мы используем особые свойства Лесопилки и Каменоломни. Обратите внимание: на 3-й год мы не возводим оборонительных зданий. Но этого и не требуется: и летом, и осенью необходимо активировать особое свойство Плавильни, получив 2 солдата. Начиная с лета 3-го года, мы без перерывов задействуем особое свойство Плавильни, по необходимости особые свойства Лесопилки и Каменоломни. Теперь мы особо не нуждаемся в защите благодаря Плавильне, а также имеем избыточное количество золота. Логично будет перейти к постройке зданий ряда «Собор», требующих на возведение много золота и приносящих много победных очков.
4-й год: Часовня – Церковь. Благодаря Лесопилке и Каменоломне здания обойдутся нам всего в 6 ресурсов. В фазе 7 «Наем солдат» имеет смысл приобрести одного солдата за 2 золота.
5-й год: Собор – возможно, Кузница. Собор мы, разумеется, строим со «скидкой». Нужна ли Кузница, решайте по ситуации. В последний год необходимо выстроить солидную оборону. Это легко достижимо, поскольку мы обязаны построить только одно здание. Для усиления обороны трижды активируем Плавильню, если нужно – разок Генерала. Оставшееся в обилии золото необходимо конвертировать в солдат в фазе 7 таким образом, чтобы довести защиту до 8. Все, что осталось, переведите в победные очки по особому свойству Собора.
Вердикт. Очень мощная стратегия. С ее помощью вполне реально набрать 50+ очков. Хороша тем, что с середины партии игрок не испытывает недостатка в ресурсах. За счет избытка ресурсов легко выстроить надежную защиту.
Б). Ряд «Военная академия». Для возведения всех зданий необходимо 10 ресурсов (4 золото, 4 дерево, 2 камень). Это один из двух наименее ресурсозатратных рядов во всей игре. Количество победных очков за возведение зданий – 6.
Оценка зданий ряда. Укрепления хороши тем, что требуют на постройку всего 1 ресурс. Это значит, что их можно эффективно использовать в различных стратегиях для решения проблем обороны на старте. В отличие от Частокола, Укрепления гарантируют +1 в битве, однако лишь в первые три года. Дом вербовщика по действию похож на Казармы. Конечно, отдать жетон за солдата предпочтительней, чем товар. Однако для нормального функционирования Дома вербовщика необходимо возвести Трактир, не приносящий победных очков и работающий исключительно на военные нужды. Лагерь рекрутов – не самое лучшее здание в игре. Кузница строится с помощью таких же ресурсов, однако дает гарантированные +1 в битве. Лагерь рекрутов поможет, только если вы до конца осени избегали найма солдат. Военная академия, безусловно, полезна. Кому не понравится перспектива перебросить кубик? Однако если вдуматься, то она не дает никаких гарантий: кубик может дважды выпасть не очень удачно. Военная академия – не панацея от всех бед. Использовать ее нужно с умом.
Суть стратегии: возведение Военной академии, которая должна обеспечить безопасность зимой и развязать руки в постройке зданий из ряда «Собор». Важное место в стратегии занимают ранняя постройка Лесопилки, способной принести много золота, а также Трактира, готовящего жетоны для Дома вербовщика.
Реализация стратегии требует тонкого подхода. Здания ряда приносят крайне мало победных очков (6). Лагерь рекрутов фактически запрещает активировать поле 10; по той же причине бессмысленно строить Конюшни. Усиление обороны возможно либо за счет зданий, либо за счет наема солдат в фазе 7.
1-й год: Укрепления – Лесопилка (Трактир) – Дом вербовщика. Если получится, желательно уже в первое лето воспользоваться особым свойством Лесопилки. Если по каким-то причинам не удалось возвести Лесопилку, постройте Трактир, чтобы получить лишний жетон «+2». В результате построек первого года у вас должны остаться неиспользованные ресурсы. Еще 1 ресурс (80% вероятности) вы получите за победу зимой.
2-й год: Трактир (Лесопилка) – Лагерь рекрутов – Военная академия. Начиная с лета 2-го года, важно обязательно каждый раз активировать особое свойство Лесопилки.
3-й год: Форт – Статуя – Часовня. После летней активации Лесопилки для постройки Часовни потребуется найти лишь 1 камень.
4-5-й годы: Кузница – Церковь – Собор. Построенный нами во 2-й год Трактир принесет 4 жетона, которые мы ни на что не тратим, если только не сможем добыть их дополнительно. В 4-й год в фазе «Наем солдат» меняем 1 жетон на солдата; в 5-й год – три жетона на трех солдат. На возведение зданий необходимо аж 17 ресурсов, 9 из которых – золото. Лесопилка вам в помощь. Советую возвести Собор осенью 5-го года.
Вердикт. Стратегия способна принести 50+ очков. Благодаря Лесопилке нет недостатка в золоте. 4-5 победных очков приносит фаза «Королевская награда». Некоторое количество очков могут принести самые убедительные победы над врагами зимой.
- Модуль «Провинциальный колорит»
Рассмотрим стратегический потенциал каждого из семи новых рядов зданий.
А). Ряд «Арена». Для возведения всех зданий необходимо 18 ресурсов (6 золото, 6 дерево, 6 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 12.
Оценка зданий ряда. Турнирное поле и Цирк – одинаково полезные здания. Их необходимо построить как можно раньше. Школа меча – стандартный бонус +1 в битве, дающий доступ к Арене. Арена же достаточно хороша, чтобы стать основой стратегического планирования.
Суть стратегии: максимально быстрое возведение Турнирного поля и Цирка, затем как следует подготовленная постройка Арены (не позднее 3-го года). После этого стабильно поддерживаем перевес по нанятым солдатам, для этого обязательно выстраивается Конюшня. Под конец постройка Статуи и Часовни.
Реализация стратегии:
1-й год: Укрепления – Турнирное поле – Цирк. Возводим Турнирное поле и Цирк в первый год, чтобы заработать 9 очков.
2-й год: Палисад – Школа меча. Палисад – не только оборонительное здание, но и подготовка к постройке Конюшен.
3-й год: Арена – Конюшни. Построив Конюшни, следите, чтобы у вас всегда было больше всех солдат. Помните: вы получите победное очко даже в том случае, если ни вы, ни соперники не нанимали солдат.
4-й год: Статуя – Форт – Кузница. Раньше или позже наймите Сержанта (поле 5), чтобы обеспечить надежную защиту.
5-й год: Часовня – Каменные стены (Церковь). В начале года активируйте Генерала (поле 10) и следите за поддержанием доминирования по солдатам.
Вердикт. Стратегия способна принести 50+ очков, если вы все делаете вовремя. А вот с этим как раз могут возникнуть проблемы. Ряд «Арена» требует 18 ресурсов, 6 из которых – камень. Если у вас на кубиках почти никогда не выпадает больше 10 (как у меня), сделать это довольно не просто. Ведь много камня способны принести поля, начиная с 12. Арену в любом случае нужно построить не позднее 3-го года (желательно летом), иначе выиграть не удастся. В 4-й и 5-й год защита ослаблена, что требует наема солдат. Впрочем, тут нет особой проблемы, поскольку это позволяет набирать победные очки по особому свойству Арены. Второй недостаток – наличие других стратегий, которые основаны на получении солдат, что будет препятствовать регулярному получению очков по особому свойству Арены. Среди таких стратегий: 1) «Гильдия алхимиков» (из-за Зимних квартир); 2) «Поместье» (из-за Малого палисада и Грифонятни); 3) «Университет» (из-за Школы); 4) частично «Военная академия» (из-за Лагеря рекрутов).
Б). Ряд «Базилика». Для возведения всех зданий необходимо 18 ресурсов (7 золото, 3 дерево, 8 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 21. Это второй результат по количеству очков.
Оценка зданий ряда. Мост – самое выгодное здание по шкале «затрата ресурсов/набранные очки». В «компенсацию» за это Мост не имеет никаких особых свойств. Впрочем, если учесть, что Статуя из ряда «Собор» имеет отвратительное особое свойство, то замена более чем выгодная. При этом Мост построить сложнее – нужны сразу 2 камня. Алтарь приносит меньше очков, чем Часовня, однако на порядок лучше благодаря своему особому свойству. Алтарь может пригодиться при любой стратегии, требующей значительное количество ресурсов. Монастырь имеет очень подлое особое свойство. Если у вас в конце лета нет товаров, то вы ничего не построите осенью!!! Не советую попадать в такую ситуацию. Разве что случайно. По сути, это здание без свойства. У Церкви особое свойство тоже не выдающееся. Но, во-первых, за 6 ресурсов вы получаете 7 очков (при использовании Лесопилки – за 4 ресурса – 7 очков). Во-вторых, зимой вы все же в 4 случаях получите +1 к битве. Ненадежно, но лучше, чем ничего. Без сомнений, хорошо, что ваше самое дорогое здание – Базилика – никогда не будет разрушено. Но если вы хотите выиграть в «Кингсбург», вы не можете допустить потери ни одного здания! Так что, по сути, имеем еще одно здание без свойств.
Вердикт. Основывать стратегию на построении всех зданий ряда «Базилика» не имеет никакого смысла, поскольку 3 из 4 зданий, по сути, не имеют особых свойств. Если вам нужен ряд для набора очков, то ряд «Собор» принесет вам на 3 очка больше. Если же ваша стратегия не предполагает постройки всех зданий ряда «Собор», тогда я бы рекомендовал заменить его рядом «Базилика» и выстроить первые 2 здания.
В). Ряд «Порт». Для возведения всех зданий необходимо 16 ресурсов (5 золото, 8 дерево, 3 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 4. Это наименьшее количество очков во всей игре.
Оценка зданий ряда. Пивоварня имеет довольно плохое особое свойство. Потеря воина очень неприятна, и никакие победные очки эту потерю не восполнят, если придется расплачиваться зданием за поражение зимой. Так что если вы построили Пивоварню, набирать солдат вы сможете только осенью и в фазе 7. Как отдельное здание бесполезна. Ярмарка имеет отличное особое свойство. Впрочем, чем больше игроков, тем меньшей будет сила этого здания. Виноградники, безусловно, полезны сами по себе. Проблема лишь в том, что к этому моменту вы уже потратили 11 ресурсов и набрали всего 2 победных очка. Возвести Виноградники вы сможете на 2-й год, что дает нам 4 дополнительных белых кубика. Вопрос в том, сможете ли вы отбить за эти 4 броска потраченные ресурсы. Порт – еще одно здание, приносящее катастрофически мало очков. К моменту постройки здания вы получите мало выгоды от его особого свойства. Да и постройка Порта отнимет у вас не меньше двух сезонов. Именно поэтому при реализации стратегии Порт возводить вряд ли стоит.
Суть стратегии: в 1-й год строим Ярмарку, стараясь по возможности получать 3 товара за сезон. До осени 2-го года строим Виноградники. В 3-й год строим Лесопилку, чтобы облегчить возведение зданий из ряда «Собор».
Реализация стратегии:
1-й год: Пивоварня – Форт – Ярмарка. После возведения Ярмарки старайтесь, где можно, получать по 3 товара за сезон. Активируйте поле 1, когда это не мешает своевременной реализации стратегии.
2-й год: Виноградники – Кузница (Палисад).
3-й год: Палисад (Кузница) – Лесопилка – Статуя. Летом активируем Лесопилку. Максимально собираем ресурсы на следующие годы.
4-5-й год: Часовня – Церковь – Собор – Конюшни. Активируем Лесопилку каждое лето. Конюшни скорее нужны для набора победных очков. Если выходит, активируйте их осенью 5-го года, наняв солдат.
Вердикт. Стратегия предоставляет много ресурсов, однако крайне сложно наверстать время, потерянное на старте на возведение ресурсозатратных зданий ряда «Порт». Если не успеваете достроить Собор, победить точно не удастся. Второй недостаток – критически ослабленная защита в последние 2 года. Могли бы выручить Конюшни, но их сила нивелируется постройкой Пивоварни. Стратегия слишком опасна, чтобы ее можно было рекомендовать. Более перспективной выглядит постройка в 1-й год Пивоварни и Ярмарки в поддержку какой-либо другой стратегии.
Г). Ряд «Гильдия алхимиков». Для возведения всех зданий необходимо 15 ресурсов (4 золото, 7 дерево, 4 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 9.
Оценка зданий ряда. Дозорная башня – отличное здание, поскольку в последние 2 года (период самых сложных боев) позволяет заранее выяснить силу врага. Оружейня – здание полезное, но ненадежное. Все-таки в вопросах обороны нужна определенность. Недостатки Оружейни, правда, частично нивелируются достоинствами Дозорной башни. Также недостатки Оружейни скрашивают Палисад и Церковь. Зимние квартиры – нормальное здание. Игрок, использующий стратегию «Гильдия алхимиков», зачастую будет побеждать зимой с наивысшей боевой мощью. Гильдия алхимиков особенно сильна в контексте достоинств Дозорной башни.
Суть стратегии: ранняя постройка Лесопилки с последующим возведением рядов «Гильдия алхимиков» и «Собор».
Реализация стратегии:
1-й год: Палисад – Лесопилка – Дозорная башня. Летом по возможности активируем Лесопилку.
2-й год: Оружейня – Зимние квартиры – Статуя. Летом активируем Лесопилку, благодаря чему получаем возможность построить Статую «бесплатно».
3-й год: Конюшни – Гильдия алхимиков. Обязательна активация Лесопилки. Ряд «Гильдия алхимиков» приносит настолько много защитных очков, что в большинстве партий активировать Конюшни вам не придется. Постройка их весной приносит 2 победных очка плюс победное очко в фазе 3 «Королевская награда».
4-5-й год: Часовня – Церковь – Собор.
Вердикт. Стратегию характеризует крайне надежная оборона. Причем ряд «Гильдия алхимиков» способен потенциально дать большую защиту, чем ряд «Гильдия магов». 50+ очков набрать вполне реально. Ряд очков принесут победы с наивысшей боевой мощью. Не меньше трех очков приносит фаза «Королевская награда». Постройка Лесопилки решает проблему добычи золота.
Д). Ряд «Поместье». Для возведения всех зданий необходимо 12 ресурсов (6 золото, 2 дерево, 4 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 9.
Оценка зданий ряда. Малый палисад – здание, не гарантирующее военную мощь, зато дешевое. Очень полезно, если вы планируете ежегодно нанимать воинов. Грифонятня – просто отличное здание, благодаря особому свойству которого плохие броски кубика становятся хорошими. Почти идеально сочетается с особым свойством Малого палисада. Катапульты – неудачное здание. Камень – труднодобываемый товар, который вы станете тратить только в случае крайней необходимости и тогда, когда вам известен будущий враг. Именно поэтому и Казармы, и Дом вербовщика будут получше. Ничья в битве – не такой уж частый исход, так что это свойство вряд ли особо увеличивает ценность Катапульт. Впрочем, при игре с модулем «Разум стратега» ничья встречается значительно чаще. Поместье пригодится, если вы выстроите его достаточно быстро (2-й год). В последний год может принести даже 2-3 дополнительных победных очка.
Суть стратегии: к концу 2-го года выстраиваем Поместье; на 3-й год возводим Лесопилку, чтобы строить здания ряда «Собор».
Реализация стратегии:
1-й год: Малый палисад – Грифонятня – Форт.
2-й год: Катапульты – Поместье.
3-й год: Кузница – Лесопилка – Статуя. Активируем Лесопилку и сразу же возводим Статую.
4-5-й год: Часовня – Церковь – Собор – Казармы. Дважды активируем Лесопилку. Казармы удается построить благодаря удвоенной награде за победы зимой (по свойству Поместья). Вероятнее всего, в последний год защиту стоит усилить, наняв несколько солдат.
Вердикт. Стратегия способна принести 50+ очков. Как минимум 2 очка вы получите в фазе «Королевская награда». Часть очков могут принести самые крупные победы, если Грифонятня будет регулярно поставлять солдат. Часть очков обязательно принесет особое свойство Поместья. Защита будет ослаблена в последние два года, когда стоит подумать о наеме дополнительных солдат.
Е). Ряд «Гильдия зодчих». Для возведения всех зданий необходимо 10 ресурсов после постройки Плотницкой (3 золото, 3 дерево, 4 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 6.
Оценка зданий ряда. Укрытие вряд ли стоит возводить в поддержку других стратегий. Гораздо полезней будет построить оборонительное здание. Однако Укрытие может подчас здорово выручить. Скажем, 2 из 5 врагов зимой в последний 5-й год для вас совершенно безвредны, если вы построили Укрытие. Плотницкая весьма полезна сама по себе, поскольку позволяет возводить здания со скидкой. Биржа позволяет совершить очень выгодную сделку – обменять 1 товар сразу на 2 победных очка. Это позволяет набрать 8-10 победных очков за партию. Наконец, Гильдия зодчих – потрясающее здание, способное принести огромное количество победных очков. Ради этого здания вполне можно выстроить весь ряд.
Суть стратегии: каждый сезон быть среди лидеров по постройкам, возводя ради этого самые дешевые здания. Гильдия зодчих – ключевое здание всей стратегии – должна быть построена не позднее лета 2-го года. Большое значение имеют также Лесопилка, Трактир и Дом вербовщика. Для обороны необходимо выстроить весь ряд «Военная академия».
Реализация стратегии:
1-й год: Укрепления – Укрытие – Плотницкая. Скапливаем 3-4 товара, чтобы без перебоев выстроить здания следующего года.
2-й год: Биржа – Гильдия зодчих – Палисад. Если вы уложились в этот график, Гильдия зодчих должна принести вам 13 очков, не считая очков за ее возведение. Еще 8 приносит Биржа, которую обязательно активируем каждую осень.
3-й год: Лесопилка – Трактир – Форт. Каждое лето желательно активировать Лесопилку.
4-й год: Кузница – Дом вербовщика – Лагерь рекрутов. Тратим в фазе 7 «Наем солдат» 1 жетон «+2».
5-й год: Статуя – Военная академия – Конюшни. Вместо постройки Конюшен, возможно, имеет смысл нанять парочку воинов. Все зависит от того, насколько идет плотное соперничество. Тратим в фазе 7 «Наем солдат» 2 жетона «+2».
Вердикт. Невероятно простая и надежная стратегия для зарабатывания 50+ очков. Абсолютно все здания – дешевые в плане затраты товаров, поэтому их легко строить. Почти всегда есть выбор, что строить и в каком порядке.
Ж). Ряд «Университет». Для возведения всех зданий необходимо 10 ресурсов (3 золото, 5 дерево, 2 камень). Количество победных очков за возведение зданий – 5.
Оценка зданий ряда. Фонтан – крайне выгодная сделка. Разумеется, стоит возвести его в 1-й год. Если вам не нужны никакие здания из ряда «Военная академия», имеет смысл выставить ряд «Университет» хотя бы ради Фонтана. Парк имеет весьма полезное особое свойство, которым, правда, вы вряд ли станете пользоваться регулярно. Активация особого свойства Парка будет, как правило, означать, что вы расставили все кубики на полях от 1 до 6. С этим вряд ли согласятся ваши соперники. Да и кубики не всегда выпадут с тремя различными результатами. Вот если вы регулярно получаете белый кубик, перспектива постоянного получения очков становится более реальной. Школа обещает победные очки, если вы нанимаете много воинов. Если вы не собираетесь нанимать воинов, Школа будет бесполезна. Университет объективно хорош, поскольку делает выгодными малорезультативные броски кубиков. В целом особенность ряда «Университет» в том, что он гарантирует крайне мало очков за возведение зданий, но обещает значительные дивиденды в процессе игры.
Суть стратегии: на 2-й год выстраиваем все здания ряда «Университет». Затем Конюшни, чтобы построить защиту и получить бонусы от Школы, а также здания ряда «Собор».
Реализация стратегии:
1-й год: Фонтан – Парк – Палисад. Собирается ряд ресурсов на покупки следующего года. С момента постройки Парка старайтесь повлиять на трех разных советников, если это не противоречит плану построек.
2-й год: Школа – Университет – Форт.
3-й год: Конюшни – Кузница. По ситуации активируется поле 10 для получения двух победных очков (Школа). Но в военном плане эта мера на 3-й год практически бесполезна.
4-й год: Статуя – Часовня. Активируется поле 10 для получения двух победных очков (Школа).
5-й год: Церковь. Активируется поле 10 для получения двух победных очков (Школа).
Вердикт. И Парк, и Школа, и Университет способны регулярно приносить победные очки, что и составляет силу стратегии. С помощью стратегии вполне можно набрать 45-50 очков. В оборонительном плане последние два года требуют усиления. Придется нанять солдат. Старайтесь оба раза активировать именно поле 10: с помощью Конюшен оно даст сразу троих солдат, что позволит активировать особое свойство Школы.
- Модуль «Характер вождя»
Поскольку вы можете выбрать одну из трех карточек губернаторов, имеет смысл разобраться, кому из них отдать предпочтение. Губернаторов можно поделить на отличных, хороших и плохих.
Отличный губернатор гарантированно приносит существенную пользу. Ни какая-то другая стратегия, ни деятельность других губернаторов не могут повлиять на его эффективность. К отличным губернаторам относятся: Герцог, Вельможа, Философ, Принц, Проповедник.
Герцог, возможно, сильнейший губернатор в игре. Благодаря Герцогу серьезно повышается вероятность получения четырех ресурсов с помощью трех кубиков. Регулярно стремитесь к тому, чтобы активировать каждым кубиком поля от 2 до 6. Если повезет, кроме четырех ресурсов вы получите еще и жетон «+2».
Вельможа просто гарантированно дает много победных очков. При выборе губернатора помните, что в «Кингсбурге» победные очки не растут на деревьях.
Философ полностью решает проблему плохих бросков. С таким губернатором вас устроит практически все, что будет выпадать на кубиках. Если получается, усильте эффект от Философа Грифонятней и/или Университетом.
Благодаря Принцу любой бросок кубиков с суммой 8 или меньше превращается в идеальный. Можете смело избрать стратегию, требующую много камня, ведь активировать поле 13 вы сможете с завидной регулярностью.
Проповедник, безусловно, очень полезен. Вы получите 1 очко даже в том случае, если единственный, кто не строил в этот сезон, — вы сами. Проповедник позволяет использовать такую тактику: не строить здание тогда, когда строят все соперники. Впрочем, соперники могут постараться помешать деятельности Проповедника, каждый год выстраивая дешевые здания. Но даже в этом случае вы гарантированно заработаете 4-5 очков. Просто изберите стратегию с обязательным возведением дорогих зданий, приносящих много победных очков (ряды «Собор», «Базилика», «Монетный двор», «Арена»). Так что противостоять особому свойству Проповедника крайне затруднительно. На практике вы всегда наберете больше, чем 4-5 очков. Естественный «враг» Проповедника – Архитектор.
Хороший губернатор может принести либо значительную пользу, либо весьма умеренную. Причем определяться это будет стечением обстоятельств и влиянием со стороны соперников. К хорошим относятся: Менестрель, Интриган, Фея, Ловкач, Наемник, Полководец, Паладин, Священник, Наследница, Плотник, Скульптор, Рудокоп, Архитектор, Чародей, Дама.
Менестрель может оказаться настолько же полезен, как и Вельможа. Однако тут не все будет зависеть от вас. Во-первых, вам теперь подходят не все стратегии. Сосредоточьтесь на тех, которые приносят мало очков вначале, но наращивают темп ближе к концу игры. Скажем, хорошо подойдут ряды «Посольство», «Университет» и «Военная академия» в основе стратегии. Во-вторых, соперники могут, зная вашего губернатора, активно противодействовать, также не торопясь набирать много очков в начале и середине партии. Теоретически Менестрель может принести вам 10 победных очков. Однако вряд ли вы захотите, чтобы 2 очка достались вам в последний год. При виртуозной игре вы, вероятно, можете рассчитывать на 8 очков. Скорее всего, ваш результат окажется в районе 4-6 победных очков. Хотя если вы всю игру шли на последнем месте, то и 10 очков заработаете не напрягаясь.
Священник должен принести вам приблизительно столько же победных очков, сколько и Вельможа. Для этого вы, разумеется, перед каждым урожаем совершаете молебен. Но, во-первых, тут все зависит от рэндома, во-вторых, думающие соперники могут подложить вам порядочную свинью, взяв под контроль белый кубик (например, с помощью Фермы, Виноградников или Феи). В этом случае молебен будет каждый сезон приносить им победные очки. Наконец, в-третьих, кто-то все равно будет регулярно бросать белый кубик весной вследствие наименьшего количества построек. С другой стороны, вы можете существенно увеличить количество победных очков, если сами возьмете под контроль дополнительный белый кубик (Фермы и Виноградники).
Паладин – отличная страховка от неприятных неожиданностей. Можете позволить себе проигнорировать защиту в одну из зим. Проблема в том, что в случае потери Паладина вы не получите 3 победных очка в конце игры. Так что возведенные вами в этот год здания должны с лихвой перекрывать потерю Паладина и утрату трех очков. Паладин очень пригодится для возведения рядов «Посольство» и «Гильдия зодчих» за первые 4 сезона (к весне 2-го года), поскольку защита тут полностью игнорируется.
Интриган был бы, вероятно, отличным губернатором, если бы соперники не могли противодействовать его деятельности. Помешать Интригану довольно легко – просто не выставляйте кубики на поля 14-18. Пожалуй, от поля 17 даже в этом случае отказываться не стоит.
Фея была бы отличным губернатором, если бы белый кубик бросался каждый сезон. Здорово, если вы можете объединить усилия Феи с возведением Виноградников. Естественным образом противодействует деятельности Священника.
Способностями Ловкача стоит воспользоваться, чтобы как можно чаще активировать поле 17. Для этого обязательно необходимо возвести Трактир и Рынок. Весьма пригодится и дополнительный белый кубик.
С помощью Наемника вы легко решите проблемы с безопасностью зимой. Теперь можно себе позволить вообще не возводить оборонительные здания первые два года. С другой стороны, отсутствие награды за победу над врагом – существенный недостаток. Особенно в последний год, когда за победу можно получить 3 победных очка. Так что не тратьте время – возводимые вами здания должны стать серьезной компенсацией. Напрашивается быстрое возведение всех зданий одного из рядов – «Посольство», «Университет», «Гильдия зодчих».
Полководец не так силен, как Наемник, зато не имеет его недостатков. Почему же Полководец не является отличным губернатором? Дело в том, что грамотно выстроенная стратегия позволяет обойтись без бонусных оборонительных очков. Так что Полководец – это либо дополнительная страховка для неопытного игрока, либо возможность быстрого возведения всех зданий одного из рядов – «Посольство», «Университет», «Гильдия зодчих».
Наследница – полезный губернатор. Помимо указанных на карточке товаров и жетонов, она может еще пару раз принести победные очки. Но, во-первых, многое будет зависеть от рэндома. Во-вторых, победных очков вряд ли будет много. В-третьих, было бы лучше, если бы вместо двух жетонов «+2» на карточке оказались, скажем, камень и дерево. Однако это хороший губернатор. Особенно Наследница порадует тех, кого «не любят» кубики.
Плотник приносит очевидную пользу. Теперь, возводя в конце игры ряд «Собор», вы не будете избегать полей, приносящих дерево. И вообще: всегда берите дерево вместо золота. К сожалению, 1 из 5 товаров вы получите в самом конце игры. Чтобы им воспользоваться, Собор строить придется обязательно.
Скульптор приносит 5 дополнительных камней, что здорово. Жаль, что 1 из них вы сможете использовать только при финальном подсчете очков. Второй недостаток – тратить камни вместо золота вы вряд ли часто захотите.
Рудокоп приносит аж 6 единиц золота (хотя 1 золото используется только при подсчете очков). Плотник и Скульптор, пожалуй, смотрятся поинтересней.
Архитектор очевидным образом снижает ваш стратегический потенциал. Выбрав его губернатором, вы будете вынуждены возвести массу дешевых зданий, рассчитывая постепенно скопить товары на более серьезные покупки. Рекомендую заложить в основу стратегии один из рядов, требующий минимальное количество товаров. Архитектор способен сослужить медвежью услугу, если вы будете бездумно возводить здания ради общего количества. Я бы настоятельно рекомендовал выбрать Архитектора губернатором, если ваша стратегия основывается на ряде «Гильдия зодчих». Вот тогда эффективность действительно потрясающая. Но насколько велики шансы, что вы втемную вытащите и ряд «Гильдия зодчих», и карточку Архитектора?
Чародей принесет пользу, если вы будете тонко им пользоваться. Иначе он принесет вам вред. Совершенно однозначно: нельзя возводить с помощью Чародея те здания, которые приносят много очков, – Статую и Мост. Наибольшую пользу вы получите от бесплатного возведения Лесопилки и Турнирного поля (для возведения нужны 3 товара). Таким образом, Чародей принесет особую пользу при реализации тех стратегий, в которых до начала 3-го года не успели построить Лесопилку и Трактир. Стройте игру таким образом, чтобы после возведения трех зданий с помощью Чародея только вы получали победное очко в фазе 3 «Королевская награда».
Дама регулярно приносит пользу. Однако вам придется построить Ратушу, чтобы максимально реализовать потенциал Дамы. Трактир также совершенно необходим. В этом случае вам доступна только стратегия, основанная на ряде «Посольство».
Плохой губернатор даже при невооруженном взгляде смотрится крайне слабо. Такие губернаторы при элементарном сравнении оказываются значительно слабее своих коллег. Таких губернаторов в игре 4 – Сборщик налогов, Политик, Вор и Принцесса.
Сборщик налогов. Какое-то число товаров вы в большинстве партий получите – играть вообще без зданий из 4-й колонки крайне сложно. Хотя соперники могут сыграть назло вам и оставить вообще без бонусов. Заметьте: чем больше игроков, тем сильнее Сборщик налогов. При игре втроем Сборщик налогов довольно жалок.
Политик – неважный губернатор. Кто-то получил 6 победных очков, а вы – возможность альтернативного размещения кубиков. В целом возможность выставить 1 кубик на поле 5 и взять любой товар неплоха, но уж слишком проигрывает свойствам других губернаторов.
Принцесса просто дает катастрофически мало.
Вор – это, извините за каламбур, просто грабеж. Вы получаете 4 единицы самого легкодоступного в игре ресурса, при этом у вас отбирают целых 3 победных очка. Более того, соперники получат в начале игры товар на выбор, а вы – нет. Не представляю, в какой ситуации можно выбрать такого губернатора.
- Модуль «Гримасы судьбы» не поддается контролю. Более того, вносит хаос в заранее продуманные безупречные стратегии. Настраивайтесь на то, что может понадобиться план «Б». Если вы точно знаете, что без возведенного Собора ваш план не сработает, начните собирать на него товары несколько раньше, чем обычно. Скажем, событие «Скверные советники» вряд ли позволит вам насобирать много товаров в течение всего года. Попытайтесь как можно быстрее выстроить избранный стратегический механизм – в следующем году, вследствие неудачного события, может оказаться слишком поздно.
- Модуль «Разум стратега», как указывалось выше, предполагает больший контроль за игровым процессом. Теперь вам необходимы гарантированные оборонительные очки от зданий и наема солдат. Любая из стратегий, указанных в обзорах по «Кингсбургу» и «Кингсбургу: Построй империю», может быть реализована при использовании модуля «Разум стратега». Просто в ряде случаев вам придется более интенсивно активировать Сержанта (поле 5) и Генерала (поле 10). Поскольку солдаты лишь временно приходят на помощь, я бы все же предпочел делать акцент на оборонительные здания. Тем не менее, Конюшни становятся одним из важнейших зданий, которое позволяет быстро залатать дыру в обороне. На поздних этапах игры (особенно в последний год) большую пользу могут принести Казармы. В пункте 10 этого раздела мы указывали, какое количество оборонительных очков позволяет чувствовать себя зимой в относительной безопасности. Для удобства напомним эти цифры еще раз: не меньше 3 в 1-й год; не меньше 4 во 2-й год; не меньше 5 в 3-й год; 7 в 4-й год; 9 в 5-й год. Разумеется, в идеале в конце игры у вас на руках должен остаться жетон «+4». Однако вряд ли стоит рисковать понапрасну ради 1-2 победных очков. Раз вы решили использовать этот модуль, надежная оборона должна стать вашим приоритетом.
Мне бы не хотелось увеличивать и без того немалый объем данного раздела расписыванием вариантов использования каждой из стратегий с участием модуля «Разум стратега». Уверен: если вы дочитали до этого места, то уже и сами можете приспособить имеющиеся стратегии к этому модулю. Для наглядности приведу лишь один пример, успешно апробированный на практике:
1-й год: Лесопилка – Форт – Палисад. Если получается, активируем Лесопилку. Перед наступлением зимы используем жетон «+1». Это гарантирует нам ничью – против Зомби с силой 4 эффективен Палисад.
2-й год: Конюшни – Кузница – Статуя. Перед зимой используем жетон «+0». Активируем Лесопилку летом. Летом или осенью обязательно активируем поле 5, чтобы нанять двух солдат. Это снова гарантирует нам ничью.
3-й год: Каменные стены – Крепость. Активируем Лесопилку. Используем жетон «+1», что дает нам суммарную силу 6. Теперь и в дальнейшем гарантированная ничья приносит нам победу благодаря постройке Каменных стен.
4-5-й годы: Часовня – Церковь – Собор. В 4-й год используем жетон «+2», в 5-й – «+4». Таким образом, на руках у нас остается 3 победных очка.
Отмечу, что модуль «Гримасы судьбы» способен основательно нарушить реализацию этой стратегии, так что будьте готовы к гибким решениям. Это в первую очередь касается полей 5 и 10 и жетонов из модуля «Разум стратега». В некоторых случаях вместо Крепости и Собора имеет смысл возвести Казармы и Гильдию магов. Вы потеряете в очках, зато залатаете дыры в обороне.