Нет ничего невозможного для хищника с интеллектом
Эволюция: Время летать (Evolution: Time to Fly). Дополнение к игре «Эволюция». Оценка – 7.
Бэкграунд. Эволюционный процесс не стоит на месте. Хищники становятся все более изощренными в своих попытках овладеть добычей. Однако и травоядные, приспосабливаясь к новым условиям, становятся все более изворотливыми. В какую сторону заведет мировую фауну новый виток эволюции?
Особенности игрового процесса. Если сравнивать дополнение с базовой версией, то изменений в механике игры не произошло никаких. Разумеется, в игру добавилось 10 новых видов карточек, что позволяет теперь играть вшестером. Следует отметить, что ряд новых свойств, не изменяя механику, существенно повлиял на игровой процесс, решив некоторые игровые проблемы. Например, свойство Интеллект заставляет даже хорошо защищенных травоядных со свойством Спячка все время находиться в напряжении. Удильщик, по сути, решает проблему неудачной сдачи карточек. Трематода создает дополнительное давление на слишком уж выигрышные связки животных в Сотрудничестве и Взаимодействии. Засада экономит Хищникам драгоценное время на кормежку, значительно облегчая им тяготы усиленного питания. В целом можно сказать, что в дополнении значительно расширились возможности как для атаки, так и для защиты. Ну и количество возможных вариаций свойств повысилось просто невероятно.
Тема и атмосфера. Для дополнения будет справедливым все, что мы отмечали для базовой версии игры.
Условия победы. Когда в колоде заканчиваются карточки, начинается последний ход. После этого подсчитываются очки, и определяется победитель. Очки можно заработать следующим образом: 1) 2 очка за каждое свое выжившее животное; 2) 1 очко за каждое свойство выживших животных; 3) дополнительные очки за свойства, которые требуют дополнительной еды для прокорма животного: а) +1 очко за Хищника, Большого, Интеллект, Живорождение; б) +2 очка за Паразита; в) +1 очко каждому из двух животных, на которых сыграна Трематода.
Замечания и недостатки:
- Рэндом из игры никуда не делся;
- Хорошая игра в начале и середине партии не гарантирует вам успеха в конце. Победные очки вы получите только за выживших в конце животных, а не за удачные действия в процессе партии;
- Потеряв хорошо развитое животное в середине партии, вы практически наверняка не выиграете. А если под самый конец, то гарантированно проиграете;
- Рубашки карточек дополнения и базовой версии игры отличаются. Поэтому соперники во многих случаях смогут догадаться, что вы не разыгрывали карточку Удильщика, а просто блефуете;
- Тактические возможности настолки значительно расширились, однако стратегическое направление развития осталось неизменным. Вам по-прежнему нужно стремиться к созданию колонии из 2-3 животных, соединенных Сотрудничествами и Взаимодействиями;
- По-прежнему остается возможность победить в игре, не выкладывая ни одной карточки (см. обзор по «Эволюции»). Процент подобных побед все еще невелик, но сама возможность такой победы сильно дискредитирует игру;
- Увеличение общего количества карточек и свойств практически всегда идет на пользу игре. Обратная сторона медали – партия теперь будет занимать больше времени, особенно при игре вшестером.
Советы по игре:
- «Эволюция: Время летать» — филлер. Не старайтесь выиграть любой ценой. Процесс тут важнее, чем победа.
- Настоятельно не рекомендую играть вдвоем. Победитель, как правило, определяется за 4-5 первых ходов. А дальше – тягомотина и ожидание чуда.
- Купите непрозрачные протекторы на карточки, чтобы решить проблему различных цветов у базы и дополнения.
- Если вас беспокоит то, что игра затянется вследствие увеличения количества карточек в колоде, возьмите по полколоды из базы и дополнения при игре втроем (так даже в правилах написано). Сделайте это даже при игре вчетвером (такого в правилах нет). А вот в компании из 6 человек вам все же придется играть полной колодой.
Впечатления от игры. Дополнение ничего не прибавило к механике базовой версии, однако сделало игру более разнообразной и острой. В «Эволюции: Время летать» решена проблема плохого начала партии вследствие несовместимости розданных карточек. Игроку также легче вернуться в игру, если все его животные погибли. С появлением в игре Интеллекта, по сути, исчезла проблема неубиваемых травоядных. И это не полный список улучшений. Однако глобальные недостатки игры решены не были. В настолке по-прежнему может победить игрок, до последнего хода не выложивший на стол ни одной карточки. Побеждавший всю игру может проиграть на предпоследнем ходу, если выдался голодный год. В целом дополнение придает базовой версии игры новый импульс. Если вы купили базовую версию игры, и она вам понравилась, рекомендую приобрести и «Эволюцию: Время летать».
На какую игру похожа?
«Эволюция: Время летать» является дополнением и похожа на те же игры, что и базовая версия.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вы считаете, что чем больше в игре свойств и характеристик, тем интереснее;
- Вам понравилась базовая версия игры – «Эволюция»;
- Вас радует увеличение тактических возможностей и комбинаций.
Вам не подойдет игра, если:
- Вы не любите рэндом;
- Вы считаете, что побеждать всегда должен тот, кто лучше играет;
- Вы любите сложные игры с разнообразием стратегических идей;
- Вы убеждены, что игра в филлер не должна идти слишком долго.
Как победить:
- Согласно предложенной нами классификации (см. обзор к игре «Эволюция»), появившиеся новые свойства подразделяются таким образом: стратегические (Специализации А и В, Метаморфоза), тактические агрессивные (Трематода, Интеллект, Засада), тактические оборонительные (Чернильное облако, Полет, Раковина, Удильщик). Да, Удильщик тоже включен в оборонительные карточки, поскольку его главное назначение – защищать еще не окрепшую колонию. А вот Живорождение не удается включить ни в один из выделенных типов. Пока будем рассматривать это свойство отдельно.
- Задачи в дополнении те же, что и в базовой версии: 1) нужно постоянно иметь больше, чем у соперников, животных; 2) нужно постоянно иметь на руках больше, чем у соперников, карточек; 3) нужно свести к минимуму карточки в сбросе. С появлением в колоде карточки Интеллект выполнение третьей задачи еще более усложнилось.
- В отличие от базовой версии, в дополнении стоит обратить серьезное внимание на стратегию «1 животное». Это, разумеется, самая осторожная стратегия – все карточки вы бросаете на защиту только одного животного, нет распыления сил и особо думать не нужно J. Добавьте ему свойства Хищник и Спячка, позвольте основательно заплыть жиром до полной автономности. Но в тот момент, когда вы полностью гарантировали безопасность своему животному, почему бы не задуматься о появлении второго? Второе животное может появиться из Удильщика/травоядного, которого стоит периодически выставлять, чтобы сильно не отстать от соперников по карточкам. Переход от Удильщика к по-настоящему обороноспособному животному желательно провести через карточки Сотрудничество/Взаимодействие.
- Думаю, что в дополнении ваше животное от виртуальной гибели должны отделять 3 сыгранные соперником карточки. С появлением Интеллекта только так вы можете чувствовать себя в безопасности. Конечно, если вы будете постоянно дуть на воду, то никогда не создадите колонию. Вам решать, где рисковать, а где нет.
- Полезно помнить, сколько карточек какого типа участвует в игре.
- Когда вам раздали 6 карточек в начале игры, изберите один из следующих «дебютных» вариантов: а) выложите на поле 2-3 Удильщика/травоядных. Здорово, если 1 из них и правда Удильщик. Соперники будут вас опасаться. Вероятность получить 3-4 карточки в конце хода весьма высока; б) если повезло с раздачей, выставьте Хищника с двумя защитами и сожрите одного из «Удильщиков». Пусть знают, с кем имеют дело! Еще 1 карточку обязательно выставьте в качестве «Удильщика». В крайнем случае, сами его съедите. Если нет, то получите 3 карточки в конце хода; в) выложите животное с 1-2 защитами и одного «Удильщика».
Второй «зверь» в каждом из вариантов нужен для того, чтобы сразу же начать борьбу за тактическое преимущество по карточкам в руке. Можете не выкладывать второе животное, только если: а) никто из соперников не выкладывает второе животное; б) розданные вам карточки слишком хороши, чтобы их выбрасывать; но тогда сразу же настраивайтесь на стратегию «1 животное».
- Перед началом нового хода посчитайте, сколько карточек отделяет ваше животное от виртуальной гибели. Держите про запас карточки, которыми можно усилить его защиту в случае необходимости, но старайтесь без надобности их не выкладывать – ваш тактический потенциал должен быть больше, чем у соперника.
- Стратегические карточки
А) Специализация А/В – хорошо работает вместе с Сотрудничеством в колонии животных. Как правило, стоит использовать в конце хода. Специализацию можно сыграть и для того, чтобы блокировать «вражескому» животному дополнительный источник питания.
Б) Метаморфоза – также весьма эффективна вместе с Сотрудничеством, но в качестве крайней меры. Метаморфоза, Специализация и Пиратство могут гарантировать колонии, соединенной Сотрудничествами, совершенно автономное существование. Метаморфоза поможет «облегчить» своего Хищника, чтобы съесть животное с Полетом.
9) Тактические агрессивные карточки
А) Интеллект – думаю, дополнение нужно было назвать именно в честь этого свойства. Уж слишком сильно оно влияет на игру. Теперь ни одно из оборонительных свойств не дает гарантированной защиты (ни Отбрасывание хвоста, ни связка Спячка/Норное). Если удар вашего Хищника с Интеллектом перевели с помощью Мимикрии на другое животное, на это другое животное Интеллект уже не действует. Интеллект работает более эффективно в паре с Засадой. Минус – Хищнику с Интеллектом нужно больше еды.
Б) Засада – помогает сберечь кормовую базу в голодный год, а также дает возможность Хищнику питаться в свой ход из кормовой базы. Наличие Засады делает игру Хищником значительно более привелекательной. Идеальное антинорное и антираковинное средство. Если можете атаковать из Засады нескольких животных, не бросайтесь на первого попавшегося. Подумайте, кого из них нейтрализовать важнее (например, Топотуна).
В) Трематода – ее можно сыграть на двух любых животных соперника, совершенно не обязательно соединенных другими парными свойствами. Если вам не терпится сожрать кого-то из соперников в начале игры, сыграйте на двоих «Удильщиков» Трематоду. Идеально в последний момент, когда соперник уже спасовал. В некоторых случаях будет даже полезней не есть их – пусть оба умрут с голоду. Или же съешьте накормленного.
10) тактические оборонительные карточки
А) Полет – особенно эффективен в начале игры, чтобы выставить на поле простейшее с минимальным риском. Если у вас на руках есть Удильщик, то Полет лучше не тратить. Полет будет также полезен, если вы выкладываете его на простейшее животное вместе с еще одним оборонительным свойством. Простейшему с Полетом опасны только брошенный на него Паразит (Трематода) и Хищник с Интеллектом. Для поедания существа с Полетом необходимо либо «утяжелить» это существо (Паразит, Трематода), либо «облегчить» Хищника. Хищник может отбросить одно из своих свойств с помощью Метаморфозы, а также, будучи атакован другим своим Хищником, избавиться еще от одного свойства Отбрасыванием хвоста.
Б) Чернильное облако – важное свойство, чтобы выиграть время. Оказывается, это свойство может пригодиться в целом ряде игровых ситуаций. 1). Норное и животное в Раковине благодаря Чернильному облаку могут успеть наесться и стать недосягаемыми для Хищника. 2). Если Хищники двух соперников способны съесть друг друга, победителем выйдет тот, у кого Чернильное облако. 3). Если у Хищника, атакующего Удильщика, из двух оборонительных свойств одно – Чернильное облако (другое, например, Камуфляж), то Хищник спасется. Если же Удильщик захочет атаковать этого Хищника в следующей фазе хода, то ему придется делать это как совершенно обычному Хищнику, и он снова не добьется успеха.
В) Раковина – по своим особенностям напоминает Норное. Общее у этих свойств то, что накормленное животное в обоих случаях недостижимо для Хищника. Отличаться свойства будут, когда животное не накормлено. Ненакормленное Норное будет просто съедено. Животное в Раковине тоже умрет, однако атаковавший Хищник остался ни с чем и на этом ходу больше не сможет атаковать. Чтобы уничтожить животное в Раковине, Хищник должен атаковать его на ранних стадиях фазы кормления, пока оно не наелось. Но тогда он и сам рискует не наесться. Для Хищника идеально, если он обладает свойством Засада. Тогда Хищник должен атаковать во время получения животным фишек еды из кормовой базы.
Г) Удильщик – свойство, значительно изменившее игровой процесс. Теперь Хищники вынуждены опасаться простейших животных. Свойство очень полезно в начале партии, если на руках нет достаточного количества оборонительных характеристик. Оно может пригодиться и впоследствии. Однако уже в середине партии Удильщик может стать бесполезным, поскольку выжившие Хищники будут к этому моменту надежно защищены. Чтобы решить проблему Удильщиков, нужно как можно быстрее добавить своему Хищнику 2 надежных оборонительных свойства (Камуфляж, Большой). Наличие в колоде Удильщика вводит в игру элемент блефа: вы можете делать вид, что одна из карточек – Удильщик. Или можно прикинуться чайником: вы еще не поняли правил и якобы выложили на поле «смертников».
11) Живорождение – теперь вам не нужно самому выкладывать на поле новых животных. Хорошо работает в паре с Хищником. Если Хищник еще не накормлен, он всегда может съесть только что появившееся на свет животное. Главное обеспечить, чтобы животное с Живорождением всегда было накормлено.
12) Если на пару ваших животных повесили и Паразитов, и Трематоду, свяжите ваших животных и Сотрудничеством, и Взаимодействием.