Как захватить мир за 7 ходов
Экспансия (Endeavor). Оценка – 7.
Бэкграунд. Эпоха великих географических открытий – один из самых романтичных периодов в истории. Что может быть более волнующим, чем стоять на носу каравеллы, вглядываясь вдаль сквозь туман и непогоду, пытаясь разглядеть очератания неведомых земель? Вам предстоит возглавить великую европейскую державу: возводите здания, захватывайте города, отправляйте флотилии в поисках новых земель. Пусть ваше имя прославится в веках!
Особенности игрового процесса. Партия длится в течение 7 ходов. Игроки начинают в Европе и постепенно осваивают другие регионы мира. В течение хода игрок может построить здание, взять под контроль город, захватить чужой город, отправить корабли на освоение новых земель или взять карточку ресурсов. Изначально эти действия можно совершить только в Европе. Чтобы совершать эти действия на других континентах, их нужно сначала открыть.
Интересным игровым концептом являются 4 шкалы развития у каждой нации. Развивая шкалу индустрии, вы получаете возможность строить здания более высокого уровня. Развивая шкалу культуры, вы сможете получать больше фишек поселенцев каждый ход. Развивая шкалу финансов, вы сможете оплачивать труд поселенцев. Наконец, развивая шкалу политики, вы сможете удерживать на руках большее количество карточек ресурсов. Каждый раз, захватывая город, вы получаете возможность продвинуться на одной из четырех шкал. Также продвинуться по шкалам ресурсов вы можете благодаря постройке некоторых зданий, а также в результате приобретения карточек ресурсов.
Колода карточек ресурсов доступна игрокам на каждом континенте. При этом в Европе доступны сразу две колоды. Одна из них – колода рабства. Вы можете набирать карточки из этой колоды, однако если рабство в Европе будет отменено, вы потеряете как все карточки из колоды рабства, так и изображенные на них ресурсы.
Тема и атмосфера. Тема в игре проявлена средне. Карта Европы и Средиземноморья – чистая абстракция. Изображенные на игровом поле «новые земли» язык не поворачивается назвать словом «карта». А еще возникает ряд вопросов. Почему плавание в Северную Америку занимает больше времени, чем в Южную? Почему карточки ресурсов в разных регионах приносят именно такие ресурсы? Почему действие игры происходит в 18 веке? Как известно, Эпоха великих географических открытий началась в 15 веке и продолжалась до 17 века. Почему рабство доступно в Европе еще до того, как открыты новые континенты? С другой стороны, в игре есть и тематические удачи. Банк приносит деньги, Музей и Театр развивают культуру, Казармы позволяют атаковать соперников, Верфь – отправлять корабли в плавание. Само по себе наличие колоды рабства является хорошим тематическим ходом. Просто вписана идея с рабством в тематику игры несколько коряво. Атмосферы открытия новых земель в игре, разумеется, нет.
Условия победы. Побеждает тот, кто в конце партии набирает наибольшее количество очков. Победные очки приносят: 1) города; 2) маршруты; 3) шкалы развития; 4) некоторые карточки ресурсов; 5) место бесплатного губернатора, если оно не занято другой карточкой; 6) здание Университет; 7) каждые 3 фишки поселенцев, оставшихся в гавани игрока. Также игрок может потерять победные очки, если ему пришлось сбросить карточки рабства.
Замечания и недостатки:
- Настолка эксплуатирует замечательную по силе тематику, однако тема в игре проявлена слабо.
- В настольных играх ты, как правило, добиваешься успеха, если лучше других развиваешь определенное стратегическое направление (7 чудес, Деревня, Каменный век). В «Экспансии» ты будешь даже наказан, если слишком хорошо продвинешься в одном направлении. Даже если ты наберешь 25 пунктов по шкале культуры, больше максимальных 15 тебе не заработать. Но почему? Какой в этом тематический смысл? Еще пример. Ты опередил соперников в открытии новых земель и теперь заслуженно набираешь карточки ресурсов. Однако больше лимита карточек набрать не удастся. То есть в какой-то момент в партии может случиться ситуация, когда ты можешь взять карточки, но их не берешь!
- В партии случаются ситуации, когда ты используешь действие «плавание», но знаешь, что доплыть до земли в последние 2 хода не удастся – партия закончится! То есть ты плывешь ради того, чтобы плыть!
- Для партий в «Экспансию» весьма типичными являются «патовые» ситуации, когда 2 игрока претендуют на карточку губернатора в регионе. Но поскольку губернатором станет тот, кто поставит фишку последним, никто из игроков фишку не ставит.
- В играх цивилизационного типа развитие технологий (уровней зданий) приносит игрокам ощутимые выгоды. В «Экспансии» здания второго уровня мало чем отличаются от зданий первого уровня. Что лучше: Банк или Мастерская? Верфь или Казармы? Да, Гильдия в самом деле лучше Рынка. Точно ли здания третьего уровня лучше, чем здания второго уровня? Уверенно это можно сказать только про пару Казармы – Крепость. Вот здания четвертого уровня и правда очень сильные. Но ирония судьбы заключается в том, что когда ты строишь такое здание, партия почти сразу же подходит к концу.
- Ни в одной из партий в «Экспансию» с моим участием не было построено здание пятого уровня. Не поймите меня неправильно – здание пятого уровня построить можно. Только если вы его построите, то в самый последний момент. И не факт, что здания четвертого уровня окажутся хуже.
- Зачем в «Экспансию» введено правило о том, что жетоны зданий, позволяющие совершить два действия, предполагают совершение действий исключительно в одном регионе? Чтобы не сделать такие здания слишком сильными? Как уже было сказано выше, в большинстве игр играющий вознаграждается (не наказывается!) за то, что добился в какой-то области большего успеха, чем соперники.
- Выбор зданий для развития вашей цивилизации весьма ограничен. Это приводит к тому, что первые ходы игроков могут быть одинаковыми. Особенно это неприятно в партиях с теми игроками, которые привыкли заимствовать чужие идеи.
Советы по игре:
- Существует вариант правил для игры вдвоем. Но все-таки это игра для компании. Советую поиграть с разным количеством человек. Опыт игры втроем сильно отличается от опыта игры впятером.
- Советую после каждой партии пересчитывать жетоны торговли. Напомню, их в наборе 95 штук. Если вы потеряете даже 1 жетон торговли, то играть уже не сможете. Правда, в наборе есть жетоны-пустышки, на которых можно нарисовать утерянные элементы. Но до этого, разумеется, лучше не доводить.
Впечатления от игры. В целом «Экспансия» производит хорошее впечатление. Очень красиво сделанная коробка, качественная полиграфия, тематика игры, связанная с Эпохой великих географических открытий… Партия в «Экспансию» захватывает, возникает желание сыграть еще. При этом каждая следующая партия будет отличаться от предыдущей, поскольку совершенно иначе лягут на поле жетоны торговли. С другой стороны, недостатков у настолки хватает. Тема в игре работает довольно слабо. Небольшое количество зданий на каждом уровне приводит к идентичному разыгрыванию партии разными игроками. Спустя некоторое количество партий вы и сами начнете играть по шаблону. Меня сильно напрягает тот факт, что в развитии определенных стратегических направлений (шкалы развития, карточки ресурсов) в «Экспансии» установлены ограничители – ты не можешь получить больше, чем определенное количество очков (карточек). Как это можно объяснить с точки зрения игровой тематики? Не очень понятно также, почему настолько незначительно отличаются по своей силе здания разных уровней. Можно выиграть партию, выстраивая только здания первого и второго уровня. В общем и целом «Экспансия» — вполне годная для употребления игра. На интернет-форумах многие люди утверждают, что «Экспансия» — одна из самых любимых ими игр. Я не совсем понимаю, чем вызвана такая любовь. Все-таки существует масса игр, практически лишенных недостатков. Советую взять «Экспансию» напрокат и сыграть партий пять. Если после этого ваше желание поиграть не угаснет, подумайте о покупке настолки. Но в этом случае вам придется поднапрячься – издатели больше не планируют ее печатать. Так что придется покупать с рук.
На какую игру похожа?
Тематикой «Экспансия» напоминает знаменитую «Age of empires III: the age of discovery». Дерево развития технологий (зданий) вы встретите в целом ряде игр. Самая простая аналогия – «Цивилизация». Но подобрать прямой аналог не так-то просто.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вам нравятся игры, посвященные открытию новых земель, развитию цивилизации, борьбе за господство между странами;
- Вы любите качественную полиграфию;
- Вы любите игры, требующие тактического мышления.
Вам не подойдет игра, если:
- Вы не любите игры со слабо выраженной темой;
- Вы не любите игры, в которых ряд вещей проходят по шаблону;
- Вы любите игры, которые раскрываются по-новому с каждой сыгранной партией;
- Вы любите игры, в которых важна глубина стратегических замыслов.
Как победить:
- Секрет успеха в «Экспансии» заключается в гармоничном развитии всех четырех шкал. Еще раз подчеркну, что игра даже наказывает тех, кто активно развивает одну шкалу. Я стараюсь в начале партии развить шкалу культуры до получения трех поселенцев; потом сразу же разгоняю шкалу финансов, чтобы оплатить труд двоих поселенцев. Дальше продвижение по шкале политики и доступ к зданиям второго уровня (порядок зависит от ситуации). После этого опять возвращаемся к шкале культуры и доводим показатель до получения четырех поселенцев; затем снова шкала финансов и т. д. Почему я считаю шкалу культуры настолько важной? Без необходимого количества поселенцев выиграть партию нельзя – вы не сможете совершать действия. Для сравнения: вы можете победить в партии, даже если будете строить только здания первого и второго уровня. Цель гармоничного развития шкал – довести показатели по каждой из них до 10 или больше очков. С другой стороны, стремительное развитие одной из шкал в начале партии приводит, как правило, к тому, что по этой шкале вы набираете больше 15 очков. Но ведь в зачет пойдут только 15!
- Обратите внимание на то, что в начале партии вы можете легко перейти на новый уровень индустрии с помощью постройки Мастерской, на новый уровень культуры – с помощью постройки Театра, на новый уровень финансов – с помощью постройки Банка. В «Экспансии» действие, приносящее 2 победных очка, считается хорошим. Именно столько приносит в перспективе каждое из перечисленных зданий. Главное не переборщите с постройкой таких зданий, ведь поселенцы должны регулярно работать. Практика показывает, что оптимальное количество возведенных зданий без рабочих мест равняется трем.
- Большинство игроков начинают партию либо с постройки Мастерской, либо с постройки Верфи. Если игра позволяет, я предпочитаю начать с Верфи. Верфь преследует двойную цель: 1) как можно быстрее отправить корабль в плавание и 2) добиться получения трех поселенцев на втором ходу. Имейте в виду, что на первом ходу корабль в плавание вы не отправите: у вас всего 2 фишки поселенцев, захват, как правило, будет важнее. А вот захватив в Европе город с жетоном культуры, вы (после постройки Верфи) сразу продвинитесь на 2 деления по шкале культуры. Постарайтесь так или иначе продвинуться на шкале культуры до деления 2 до начала фазы роста населения второго хода. Почему это так важно? После завершения первого хода у вас остался 1 поселенец (вы совершили действие захват). Добавив к этому 3 поселенца, вы на втором ходу сможете совершить сразу 2 действия. Теперь вам нужно срочно подняться до деления 2 по шкале финансов, чтобы иметь возможность снять двух поселенцев с рабочих мест в Колониальном доме и Верфи. Ну, вы ведь знали об этом до партии (прочитав этот обзор
)и у вас уже есть 1-2 монетки на шкале финансов? Постройте на третьем ходу Мастерскую. Все-таки постепенно нам нужно двигаться и по индустриальной шкале. Кроме того, среди зданий второго уровня находится очень важное здание Банка. Нам его необходимо будет построить на 4-5 ходу (в зависимости от спроса на этот тип зданий среди соперников). Заметьте, что в игре нет зданий, дающих два жетона политики. Значит, эти жетоны вам нужно насобирать между другими ходами, чтобы иметь возможность держать у себя 2 карточки ресурсов. Обратите внимание, что первая, вторая и третья карточки в колоде Европы дают вам продвижение по политической шкале. То есть, сначала взяв такую карточку, вы тут же обеспечиваете себя ресурсами для ее сохранения. Вот мы и продвинулись по всем четырем шкалам. А как же карточки ресурсов? Ведь у нас до сих пор нет ни одного здания, позволяющего взять карточку. Если все идет по плану, Гильдию (дающую карточки ресурсов) я строю на четвертом ходу. Заметьте, что соперникам будет точно так же трудно заняться карточками на первых ходах, как и вам. Вначале на это просто не хватает поселенцев в гавани, потом их будут сдерживать лимит карточек и количество захваченных городов. В идеале подберите на первых ходах один из синих жетонов, дающих дополнительное действие «добыча». Если соперники не дали это сделать, ждите. В «Экспансию» выигрывает не тот, кто первым взял карточку
.
- Стоит ли брать карточки ресурсов из колоды рабства? Наверное, однозначного ответа тут быть не может. Но я не беру почти никогда. Я в каждой партии помногу использую действие «плавание». Это приводит к доступу к большому количеству карточек на разных континентах. Если же я все равно рано или поздно наберу нужные мне 6 карточек (5+1), то зачем мне рисковать со штрафными очками? Если вам по какой-то причине очень нужно взять карточку из колоды рабства, то совет такой: никогда не берите при игре втроем (возможность отменить рабство есть почти всегда), можете попробовать при игре впятером (отменить рабство весьма проблематично).
- Если вы имеете возможность взять жетон, дающий дополнительные действия, это нужно сделать в 99% случаев. Это джокеры в «Экспансии»! У вас должна быть очень серьезная причина, чтобы этого не делать. Жетон с действием «атака» — просто до неприличия выгодное действие.
- Каждое здание в игре так или иначе приносит пользу. Даже в конце партии вам может понадобиться здание первого уровня – Мастерская или Верфь. А вот здания четвертого уровня по-настоящему сильны. К сожалению (к счастью?), их можно построить только в самом конце партии, что сильно уменьшает их значение для игры. Но Картограф и в самом деле одно из сильнейших зданий в игре. Не стесняйтесь построить его даже на последнем ходу. Польза очевидна. Впрочем, тут уже стоит подумать о банальной постройке Университета.
- Картограф очень силен в ситуации, когда 2 соперника не могут решить, кто из них заберет карточку губернатора в регионе. Никто из них не хочет ставить жетон поселенца предпоследним. Тут как раз проблему решает Картограф, давая возможность выставить сразу 2 жетона.
- Разработчики нанесли мощнейший удар по зданию Доки, заставив совершать оба действия в одном регионе. Но даже при таком раскладе здание имеет несколько вариантов применения. Доки идеально подходят для ситуации, когда в каком-то регионе на шкале открытий осталось всего одно место. Другой вариант использования менее тривиальный. Соперники только что открыли какой-то регион без вашего участия. Теперь вы, активировав Доки, сначала обозначаете жетоном свое присутствие в регионе, а вторым действием осуществляете захват города. Такое действие будет эффективным, если соперники не учли подобный маневр, и оно нарушает их планы. Но все же имейте в виду, что в последнем случае вы, по сути, недополучаете 1 жетон ресурсов.
- Когда вы осуществляете действие «захват», всегда ищите возможность захвата маршрута между вашими городами. Также при осуществлении «захвата» учитывайте, какие ресурсы вам необходимы. И наоборот: старайтесь при «захвате» занять города таким образом, чтобы не дать сопернику возможности взять под контроль маршруты между городами.
- Как выбрать регион для действия «плавание»? При выборе региона учитывайте такие факторы: а) длина шкалы открытий; б) ресурсы на жетонах шкалы открытий; в) города региона, которые вместе с ранее захваченными вами городами Европы помогут взять под контроль маршруты; г) ресурсы на карточках региона.
- Чтобы хорошо играть в «Экспансию», полезно знать, какие ресурсы преимущественно принесут вам карточки региона. Так, карточки рабства приносят только монеты и пирамиды. Колода Европы приносит в основном щиты, кувшины и победные очки. Колода Индии дает все, кроме пирамид. На Дальний Восток стоит плыть за пирамидами и монетами. И только последняя карточка неожиданно приносит 3 щита и 3 победных очка. Южная Америка разбита на части. Карточка губернатора дает много щитов; 3 последующие карточки приносят много кувшинов; наконец, последние 2 приносят много монет и победных очков. На Карибских островах вас ждут в основном щиты и монеты. И лишь последняя карточка приносит пирамиды и победные очки. В Африке есть все, кроме кувшинов. В Северной Америке есть все. Последняя карточка порадует вас сразу шестью победными очками.
- Имеет ли смысл в «Экспансии» использовать действие «атака»? Действие «атака» очень дорогое, но иногда весьма полезное. Скажем, если вы можете, разыграв атаку, заработать сразу 3 победных очка (город плюс 2 маршрута), готовьте пушку
. Даже не задумывайтесь, если при этом вы еще и ресурсы отожмете. Напомню, в «Экспансии» считается хорошим действие, которое приносит 2 очка. Если соперник построил здание с «атакой», возможно, вам придется тут же отреагировать и построить здание с «атакой» самому. Смысл в том, чтобы иметь возможность восстановить статус-кво. Подчеркну, что «атака» с помощью синего жетона дополнительных действий – очень выгодная операция.