«Доминион» с повышенной интерактивностью
Доминион: Интрига (Dominion: Intrigue). Оценка — 9.
Бэкграунд. Ваше королевство постепенно расширяется – появляются новые здания и строения; прослышав о величии вашего королевства, свои услуги спешат предложить опытные профессионалы. Однако с расширением королевства управлять им становится намного сложнее. Удастся ли вам вновь оказаться на высоте, посрамив соседних монархов?
Особенности игрового процесса. Хотя «Доминион: Интрига» является дополнением к «Доминиону», однако это также вполне самостоятельная игра. Вы можете купить «Доминион: Интригу» и не покупать «Доминион». По сравнению с базой радикальных изменений в правилах нет. Добавилось 25 новых карточек. Впрочем, дополнение имеет ряд интересных тактических новшеств. Пожалуй, самое главное заключается в том, что ряд карточек предоставляют игроку выбор – либо + действия, либо + карточки (Вельможи); либо + монеты, либо сбросьте карточки с руки и наберите новые (Приспешник) и т. д. Некоторые карточки совмещают в себе несколько игровых функций – действие + реакция, действие + победа, сокровище + победа. Это создает весьма оригинальные игровые коллизии. Появились новые способы взаимодействия между игроками. Так, Маскарад позволяет игрокам обмениваться карточками; Саботажник может уничтожить карточку в вашей колоде, предложив выбрать более дешевую; Мучители могут оставить вас вообще без карточек в руке. В целом можно сказать, что количество игровых комбинаций и вариантов взаимодействия между карточками в дополнении значительно больше, чем в базе.
Тема и атмосфера. В этом плане никаких особых изменений по сравнению с базой нет. Тема по-прежнему может быть какой угодно. Правда, есть тематические удачи: Медник делает деньги на Меди; Заговорщик становится значительно полезней только вместе с другими карточками действий; Колодец желаний дает вам шанс угадать карточку сверху колоды; Саботажник, по сути, рушит труды чужой работы. При этом не очень понятно, в чем тематический смысл карточек Зал приемов, Гарем, Внутренний двор, Заложник. Атмосферы построения государства нет и в помине.
Условия победы. Тут изменений нет. Игра завершается в одном из двух случаев: 1) закончились карточки в колоде провинций; 2) закончились карточки в 3 любых колодах. Побеждает в любом случае тот, у кого в колоде больше победных очков.
Замечания и недостатки:
- Несмотря на ряд тематических удач, тема в целом просматривается в игре весьма слабо. Атмосферы нет вообще.
- Появился ряд карточек, позволяющих весьма агрессивно воздействовать на соперника. Но в ряде партий каждый игрок все равно будет раскладывать свой пасьянс.
Советы по игре:
- Как рассказывает сам создатель игры Дональд Ваккарино, систематическое использование Мучителей способно довести соперника до белого каления. Так что не стоит играть с излишне эмоциональными людьми.
- Не берите в партнеры по игре тех, кто любит веселые и яркие игры;
- Обязательно сначала отыграйте рекомендованные наборы карточек королевства, которые указаны в конце правил игры. Эти расклады хорошо отбалансированы и помогают освоить некоторые базовые стратегические принципы;
- Если у вас есть базовый «Доминион», настоятельно рекомендую соединить обе версии настолки и больше никогда не играть по отдельности.
Впечатления от игры. В тактическом плане «Доминион: Интрига» значительно разнообразнее «базы». В первую очередь это произошло благодаря «двойственной природе» ряда карточек в дополнении. В «Доминионе» игроки быстро усваивали основные сочетания и в дальнейшем играли, не задумываясь. Право выбора значительно усложнило жизнь любителям играть в «Доминион» в стиле «Домино». Впрочем, с накоплением игрового опыта и здесь процесс постепенно механизируется. Однако это не проблема – «Доминион» и не претендует на слишком большую глубину. Стоит ли покупать «Доминион: Интрига»? Если вам нравится базовая версия, но уже серьезно наскучила повторяемость игрового процесса, однозначно нужно покупать дополнение. Что купить: «Доминион» или «Доминион: Интригу»? Если вы твердо решили купить одну из этих игр, то новичку лучше купить «Доминион», а опытному настольщику больше подойдет «Интрига». Да, если у вас есть обе игры, вряд ли теперь имеет смысл играть в них по отдельности.
На какую игру похожа?
Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вы любите стратегии с большим тактическим потенциалом;
- Вы любите динамичные игры;
- Вы любите игры с высокой реиграбельностью;
- Вы любите, чтобы каждая новая партия по-новому раскрывала игру.
Вам не подойдет игра, если:
- Вы любите игры, в которых есть хорошо разработанная тема;
- Вы не любите игры, в которых отсутствует веселье и приходится все время думать;
- Вы не любите карточные игры, в которых отсутствует игровое поле;
- Вы считаете, что дополнение обязательно должно существенно менять базовую версию.
Как победить:
Автор благодарит создателей сайта http://dominionstrategy.com/ за глубокие материалы, которые весьма пригодились при написании данного раздела.
- К трем базовым стратегиям «Доминиона» (смотри обзор по «базе») в дополнении добавилась еще одна – Герцогства + Герцоги. Для реализации этой стратегии, что очевидно, вам необходимо приобрести определенное количество Герцогств и Герцогов. При игре вдвоем чтобы победить соперника, собирающего Провинции, необходимо добыть 7 Герцогств и 4 Герцога. Это принесет 49 очков (против 48 за 8 Провинций). При игре втроем все намного сложнее. Если 2 соперника стараются набрать как можно больше Провинций, то нужно предполагать такие расклады, как 6/6 и 7/5. Во втором случае играющему в Герцогства + Герцоги придется купить те же 7 Герцогств и 4 Герцога для победы. При этом времени на победу отводится меньше. Если при игре втроем один из соперников также решил сыграть в Герцогства + Герцоги, то, скорее всего, вы оба проиграете. При игре вчетвером партия обещает быть совсем короткой. Берете 5, максимум 6 Герцогств и переключаетесь на Герцогов. Если удастся захватить лидерство, серьезно подумайте о том, чтобы как можно быстрее истощить 3 стопки карточек.
Перед тем как ринуться скупать «зеленые» карточки, нужно подготовить колоду. Для начала наполните колоду 15 монетами. Пригодится даже Медь. Специально ее не покупайте, но если выпадет + покупка за 0/1 монету, взять нужно. Запаситесь карточками неограниченного действия (+ действия, + карточки). Возьмите фильтр(ы) для просеивания большого количества «зелени». Весьма пригодится Следопыт.
После того как вы выстроили колоду, без перерыва скупайте Герцогства до нужного количества (от 5 до 7). Смысл в том, что соперник(и), разгадав ваш замысел, могут попытаться купить 2-3 Герцогства. Так что медлить тут нельзя. После этого сразу же начинайте покупать Герцогов.
- В «Доминионе: Интрига» появился новый тип карточек – сканеры. Сканеры позволяют вам посмотреть некоторое количество карточек на верху вашей колоды. Если просматриваемых карточек больше одной, вы также можете разложить их в правильном порядке. Сканеры из «Интриги» становятся составной частью многих тактических взаимодействий. Скажем, при выборе стратегии Герцогства + Герцоги вам нужно, чтобы за ход вам приходило ровно 5 монет. Если приходит меньше, вы теряете время. Если приходит больше, вы транжирите деньги, которых может не хватить на следующий ход. Сканер позволяет отмерить правильное число монет. Сканеры позволяют защититься от атак соперников (Саботажник, Подать), выложив на верх колоды «правильные» карточки. К сканерам мы относим Следопыта, Внутренний двор и Тайник. Сканеры – ситуативные карточки, которые необходимы не в каждой партии. Но иногда они могут стать важнейшей частью победного механизма.
Разберем особенности всех карточек набора
- Внутренний двор (ВД). Нетрудно заметить подобие между ВД и Кузницей. Однако у карточек много отличий. Во-первых, ВД стоит вдвое дешевле. Во-вторых, Кузница – ускоритель, а ВД – сканер. ВД тоже может служить ускорителем, однако весьма посредственным. Кузница хороша в быстрых колодах без карточек атаки. Лаборатории + Кузница, Деревни + Кузницы, «Большие деньги» + Кузницы – вот эффективные сочетания для Кузницы. ВД в первую очередь необходим для выполнения других функций. Во-первых, он является хорошей защитой от карточек атаки – Саботажника, Подати, Вора. Если ВД завершает ваш ход, положите на верх колоды карточку, наименее уязвимую для атак соперников. Во-вторых, ВД позволяет улучшить менеджмент карточек. Если вы играете в Герцогства + Герцоги, вам нужно иметь на каждом ходу ровно 5 монет. ВД должен быть последней карточкой действий на вашем ходу. И дело тут даже не в том, что он является ограничителем. Разыгранные с помощью Деревень несколько Кузниц подряд будут весьма эффективны. С несколькими ВД вы будете просто топтаться на месте.
- Заложник. Не очень понятно, почему эту карточку назвали Заложник. Первое впечатление от Заложника – его явно недооценили (столько возможностей всего за 2 монеты). Однако постепенно становится понятно, что 2 действия на выбор не всегда принесут пользу. Скажем, само по себе сочетание «+ карточка, + действие» не приносит абсолютно ничего. Польза все же будет, если вы строите колоду на Заговорщиках. В этом случае любая карточка, продлевающая цепочку действий, будет на вес золота. Сочетание «+ карточка, + покупка» означает, что ваша колода способна регулярно выдавать большое количество денег. Однако даже стратегия «Большие деньги» не выдает 16 монет без поддержки. То есть помимо большого количества денег в вашей колоде должно быть и эффективное сочетание действий. Но если ваша колода настолько хороша, то вы, вероятно, обойдетесь и без помощи Заложника. Сочетание «+ карточка, + монета» полезно именно для стратегии «Большие деньги», когда в колоде находятся преимущественно карточки сокровищ. Но если вы собирались разыграть Заложника именно таким образом, то, вероятно, следовало предпочесть Серебро. Таким образом, Заложник – весьма ситуативная карточка. Ни в коем случае не берите ее, если у вас в руке больше двух монет. А вот за 2 возьмите. Ее сила – в вариативности. Иногда вам не хватит именно одной монеты, чтобы купить Провинцию; в другой раз вы решите рискнуть и вытянуть новую карточку из колоды.
- Тайник. Своеобразная карточка защиты, которая, по сути, не защищает от атаки J. Атака все равно проходит, но вы можете свести ее действие к минимуму или даже получить от атаки выгоду. Например, если вас атакует Саботажник, разыграйте Тайник и подложите под атаку Проклятие (или Медь). Тайник может пригодиться, если вы играете в Герцогства + Герцоги. В этом случае замена карточки на монету может оказаться крайне полезной. Тайник может сработать вместе с Колодцем желаний, но только если атака соперника не была направлена на колоду. Карточка способна принести пользу, но переоценивать ее значение все же не стоит.
- Зал приемов. Колоде двигаться не мешает, при этом приносит победное очко. Пустячок, а приятно. Обычно соперники сначала разбирают стопку с Залами приемов, а потом уже начинают думать о других вещах. Думаю, что на 5 монет Зал приемов все же покупать не стоит. А вот купить 2 Зала приемов за 6 монет с двумя покупками – дело стоящее. Очень полезен, если вы строите колоду на Заговорщиках. Отлично работает в паре со Следопытами.
- Маскарад. Одна из тех карточек, которая значительно повышает взаимодействие в «Доминионе». Маскарад – полезный «чистильщик». Он не только позволяет выкинуть на Свалку ненужную карточку, но и дает возможность подсунуть плохую карточку сопернику. Здорово, если перед использованием Маскарада можно сначала уменьшить количество карточек в руке соперника до 3 с помощью Ополчения или Мучителя. Тогда соперник вынужден будет отдать вам хорошую карточку. При обмене сопернику лучше всего отдать Поместье или Проклятье. Маскарад еще и отличное средство против Мучителя. Когда вас атакуют Мучителем, возьмите Проклятие. Можно даже взять 2, если Мучитель проводит двойную атаку с помощью Тронного зала. В свой ход, используя Маскарад, одно Проклятие отдадите сопернику, а другое сбросите. Маскарад очень эффективен, если соперник вычистил колоду от Поместий и Меди с помощью Часовни. Тогда он вынужден будет отдать вам что-то ценное. При этом не стоит играть Маскарад, если у вас на руке только ценные карточки. Маскарад лучше приобрести как можно раньше, как и любой другой «чистильщик».
- Трущобы. Похожи на Деревню, но ситуативно могут оказаться как лучше, так и хуже. Поскольку Трущобы обеспечивают дополнительные действия, в колоду можно добавить ограничителей. Но основой колоды все-таки должны стать карточки неограниченного действия. Трущобами колоду испортить, конечно, нельзя, но и скупать всю стопку также не следует – потеряете время. Помимо неограниченных карточек, колоде с Трущобами нужны также ускорители и деньги. Идеально с Трущобами будут сочетаться Вельможи, которые по необходимости могут стать и ускорителем, и неограниченной карточкой. Деньги могут предоставить Заговорщики, которых в случае надобности поддержат дополнительные действия Трущоб. Добавьте сюда еще 2 Следопыта и получите идеальную колоду.
- Управляющий. Похож на Заложника своей вариативностью, однако предоставляет более существенные бонусы. Управляющего хорошо купить вначале как умеренный «чистильщик». С его помощью вы и колоду почистите, и быстро доберетесь до карточек стоимостью в 5 монет. С течением партии польза от Управляющего будет уменьшаться. Во-первых, обратите внимание, что Управляющий обязывает выкинуть на Свалку строго 2 карточки. То есть у вас в руке должно одновременно оказаться 2 плохих карточки вместе с Управляющим, что в середине партии сделать не так просто. Во-вторых, ускоритель из Управляющего весьма средний. В-третьих, Серебро в колоду вписывается как минимум не хуже.
- Мошенник. Наиболее эффективен в начале партии. Цель Мошенника в дебюте – карточки Меди. Их Мошенник превращает в Проклятия. Это особенно здорово, если в раскладе отсутствуют хорошие чистильщики. В середине партии ценность Мошенника уменьшается. Если у вас в колоде много ограниченных действий, он будет только путаться под ногами. Впрочем, и на этом этапе есть интересная тактическая опция: если колода соперника держится на карточках стоимостью в 5 монет, замените одну из них на Герцогство. Немного противоречиво, но колоду замедлит. Под конец партии ценность Мошенника может снова вырасти. Скажем, если вы лидируете по очкам, вы можете заменить Провинцию соперника на Провинцию из резерва, приближая завершение партии. Таким же образом вы можете приближать завершение партии, истощая любые другие колоды. Болезненным может оказаться обмен Герцогства на другую карточку стоимостью в 5 монет в конце партии. По этой причине Мошенник является весомым противодействием стратегии Герцогства + Герцоги. А вот стратегии Мастерские + Сады, в силу ее низкобюджетности и нацеленности на блицкриг, Мошенник вряд ли опасен. Силу Мошенника может увеличить Шпион. Это как раз тот случай, когда затариться Шпионами – интересный тактический ход.
- Колодец желаний (КЖ). На первый взгляд, КЖ хорошо использовать в начале партии, когда вы с большой вероятностью угадаете Медь. Но много ли вы на этом выиграете? Может, вместо КЖ стоило просто купить Серебро? На мой взгляд, КЖ – весьма ситуативная карточка, работающая по-настоящему эффективно только со Следопытом. Иногда вам поможет Тайник. Суть в том, чтобы не гадать на кофейной гуще, а точно знать, в каком порядке лежат карточки. КЖ полезен, если вы хотите выстроить частокол из Заговорщиков (но Следопыт и тут необходим). Однако в каждом конкретном случае перед покупкой КЖ обязательно проводите «тест на Серебро». В большинстве случаев КЖ его не пройдет.
- Барон. Полезен только на старте. Если надумали брать Барона, купите его в первой же сдаче в 4 монеты. В дальнейшем шансы увидеть Барона в одной сдаче с Поместьем будут уменьшаться. Барон может обеспечить очень быстрый старт. Если повезет, с его помощью можно даже Провинцию купить. А на золото вы можете рассчитывать вполне реально. Другое дело, что Поместий всего 3. Если вам не повезло со сдачей карточек, Барон будет просто загромождать вам руку. Он, кстати, все равно будет вам мешать, когда вы уничтожете все Поместья. Поэтому хорошо, если в колоде есть Реконструкция или Улучшение. Ни в коем случае не берите Бароном Поместье! Таким путем нормальную колоду не сделать.
- Мост. В «Доминионе: Интрига» появился целый ряд интересных карточек по цене в 4 монеты. Одна из них – Мост. Существует мнение, что Мост – это «ограниченное Серебро». Это утверждение было бы правдивым, если бы Мост не позволял сделать 2 покупки со скидкой за 1 ход. В случае с двумя покупками Мост приносит не 2 монеты, а целых 3! Таким образом, если в раскладе немало полезных карточек по цене от 2 до 4, Мост будет существенно полезней Серебра. Мост приобретает большую силу в паре с Тронным залом. Да и вообще возможность разыграть сразу несколько Мостов может привести к фантастическим покупкам. Впрочем, используя только «базу» и «Доминион: Интригу», это сделать весьма не просто.
- Заговорщик. Интересная карточка, подходящая далеко не для каждой стратегии. Воистину, Заговорщик – ограниченное Серебро, если вам не удается регулярно активировать его свойство «+ карточка, + действие». На Заговорщиках можно выстроить колоду. Для этого вам нужно как можно больше карточек действий. При этом желательно, чтобы большинство карточек приносили + карточки и + действия. Очень хороша Лаборатория, эффективны Трущобы, весьма полезен Следопыт. При этом старайтесь свести к минимуму количество Сокровищ в колоде. Если колода начнет работать, деньгами колоду обеспечат Заговорщики.
- Медник. Полезная карточка для начала партии. Если брать, то на первой же сдаче, когда вам выпало 4 монеты. Значение Медника будет постепенно уменьшаться по мере того, как будет расти колода. После того как Медник принесет пользу на старте, от него желательно избавиться либо Реконструкцией, либо Улучшением. Забивать колоду Медью и строить на этом игру категорически не рекомендую.
- Кузнечный цех (КЦ). Если в колоде много хороших карточек по цене 3-4 монеты, КЦ нужно купить практически сразу. Сделайте КЦ одной из первых покупок, если в раскладе есть Зал приемов. Взяв его с помощью КЦ, вы получите сразу и + карточку, и + действие. Если вам удастся заранее разыграть на этом ходу Мост, вы сможете получить с помощью КЦ карточку стоимостью в 5 монет. КЦ полезен, если вы выигрываете и собираетесь быстро очистить 3 колоды. Несмотря на всю полезность КЦ, забивать ими колоду все же не стоит. 2-3 – максимум.
- Шахтерский поселок (ШП). Перед нами улучшенная версия Деревни, стоящая на 1 монету дороже. ШП можно использовать двумя различными способами. Во-первых, ШП можно сбросить в самом начале партии, чтобы получить карточку стоимостью 5-6 монет, то есть использовать для быстрого старта. Во-вторых, ШП могут стать основой для построения большой серии действий. Только не забывайте, что Деревня и ШП медленно разгоняют колоду в сравнении, скажем, с Лабораторией. Если вы не сбросили ШП в начале партии, ищите особо важные случаи. Я сбрасываю ШП только для получения Провинций.
- Следопыт. Полезен практически при любых раскладах благодаря тому, что очищает твою «будущую» руку от карточек победы. Следопыт особенно здорово проявляет себя с такими карточками, как Зал приемов, Гарем и Вельможи. Поскольку это карточки победы, Следопыт позволяет взять их в руку и продолжить движение колоды. Следопыта здорово разыгрывать с любыми карточками, позволяющими тянуть дополнительные карточки из колоды. Сначала активируете Следопыта, раскладываете карточки нужным вам образом (карточки победы при этом уходят к вам в руку), а затем играете карточки, позволяющие взять новые карточки. Особенно здорово, если при этом у вас есть дополнительные действия. Следопыт также эффективен в паре с Колодцем желаний. После розыгрыша Следопыта Колодец желаний гарантированно принесет вам нужную карточку. Только не забывайте, что вам нужно запомнить не первую, а вторую карточку. 2 Следопыта пригодятся практически в любой колоде, но по ситуации можно взять и больше. Если вы берете много победных карточек, не стесняйтесь покупать Следопытов.
- Герцог. О пользе Герцога как составной части стратегии Герцогства + Герцоги написано выше. Без связки с Герцогствами Герцог мало полезен. Помните, что Герцог принесет больше очков, чем Провинция, если вы уже купили 7+ Герцогств.
- Приспешник. Приспешники, собранные в достаточном количестве, сами по себе могут составить победный механизм. Им даже не нужны никакие другие карточки. Создайте колоду, в которой каждая четвертая карточка будет Приспешником, и вы будете на пути к победе. В отличие от Лабораторий, также способных создать мощный победный механизм, Приспешник еще и обеспечивает колоду деньгами. Более того, в процессе игры необходимо избавлять колоду от лишних карточек сокровищ, поскольку они тормозят движение колоды от одного Приспешника к другому.
Самое лучшее, что можно противопоставить колоде с Приспешниками в основе, — это забить ее Проклятиями. Хорошо поможет и Мошенник. Поскольку в колоде каждая четвертая карточка – Приспешник, вероятность вытянуть ее будет очень высока. Если в данный момент не конец партии, имеет смысл в качестве противодействия обменять Приспешника на Герцогство (а еще лучше на Герцога J).
С другими карточками, включая и карточки сокровищ, Приспешник взаимодействует неважно. Они только мешают. Лучший помощник Приспешнику – это другой Приспешник.
- Саботажник. Некоторые называют Саботажника сильнейшей карточкой дополнения. Пожалуй, это довольно спорное утверждение. Саботажник – редкий экземпляр среди карточек атаки, который не приносит разыгравшему никакой пользы. Ну, этот недостаток вроде бы должен нивелироваться наносимым сопернику уроном. Во-вторых, цена Саботажника крайне высока. В-третьих, это ограниченная карточка, которая стопорит колоду. Второй и третий недостатки особенно наглядны, если вы вместо Саботажника купили Лабораторию. Очевидное достоинство Саботажника – способность уничтожить ключевые карточки соперника. Так когда же его купить, чтобы нанести максимальный урон? Если вы его купите в начале партии, то принесете соперникам пользу, а не вред, избавив их колоды от Поместий и Меди. В конце партии покупать Саботажника поздно – как правило, в этот момент все расхватывают победные очки. Возможно, он вообще ни разу не войдет в игру. Лучше всего купить его на переходе от начала к середине партии, когда соперник уже успел запастись ключевыми для колоды карточками. А вот теперь самое главное: так ли уж опасен Саботажник? В середине партии колода становится совсем не маленькой. Это значит, с одной стороны, что Саботажник будет появляться не так часто, а с другой – что он не обязательно будет поражать ключевые карточки соперника. И в середине партии вы можете избавить колоду соперника от мусора. Наиболее эффективен Саботажник будет против колоды, которую хорошо вычистили с помощью Часовни. Не покупайте 2 Саботажника. В большинстве случаев это будет означать, что нормально ваша колода работать уже не будет. Если соперник купил Саботажника, не обращайте внимания. Продолжайте выстраивать то, что задумали. Конечно, в какой-то партии вам не повезет – Саботажник соперника атакует вашу Провинцию. Просто замените ее на Герцогство и работайте по плану. В большинстве случаев все равно выигрывает тот, у кого лучше работает колода.
- Мучитель. Карточка с говорящим названием. Сам создатель игры Дональд Ваккарино пишет, что при умелом использовании Мучителя соперники в бешенстве выскакивают из-за стола в середине партии. Почему так происходит? По сути, один Мучитель для соперника ничем не хуже Ополчения. А если вы разыграете за ход два Мучителя? А три? А если вы будете играть такую связку на каждом ходу? Вот тут-то у соперников и начинаются проблемы. Самый простой способ разыграть двух Мучителей за ход – Тронный зал. Разумеется, подойдет и комбинация Шахтерский поселок – Шахтерский поселок – Мучитель – Мучитель – Мучитель. Противостоять Мучителям следует исходя из ситуации. Скажем, если даже 3 карточки в руке принесут вам Провинцию, не стоит посыпать голову пеплом. Если же именно на этом ходу вам нужны все 5 карточек, возьмите в этот раз Проклятие. Если у вас в руке есть чистильщик, берите Проклятие без всякой задней мысли. Очень полезен в этой ситуации Маскарад, позволяющий тут же вернуть Проклятие.
- Фактория. Сила Фактории в том, что она очищает колоду, при этом не ослабляя покупательную способность игрока. Более того, покупательная способность может даже увеличиться, если вы скинули, скажем, Медь и Поместье. Часто возникает ситуация, когда на руке у вас только одна ненужная карточка, а по правилам вы обязаны скинуть две. Если у вас на руке при этом есть Серебро, скиньте его вместе с ненужной карточкой. Ваша колода все равно стала немного чище. Факторию можно смело играть вместе с временными чистильщиками (Ростовщик). Когда придет время, вы просто переработаете отыгравшие свое карточки с помощью Фактории. Единственный минус Фактории – высокая цена. Но она стоит затраченных денег.
- Подать. В одном экземпляре пригодится практически в любой колоде. Помимо прямой пользы, Подать оказывает неприятное психологическое воздействие на соперника: его карточки увеличивают силу вашей руки. От Подати нельзя защититься, поскольку она не является карточкой атаки. Подать можно усилить введением в колоду нескольких Шпионов: так вы сможете влиять на выбор верхней карточки в колоде соперника. Обязательно введите в колоду Подать, если у соперника слева от вас есть в колоде такие карточки, как Гарем, Вельможи, Зал приемов. От них вы получите сразу двойную пользу. Недостаток Подати в том, что при довольно высокой цене эта карточка связана с рэндомом. На одном ходу вы исключительно благодаря Подати возьмете Провинцию, на другом – получите 4 дополнительных действия, не имея нужных карточек на руках.
- Улучшение. Этой карточке досталось немало хвалебных эпитетов. Во-первых, Улучшение позволяет избавляться от мусора (Медь, Проклятия), не получая взамен другой мусор. Во-вторых, Улучшение позволяет избавить колоду от карточек, которые выполнили свою миссию на определенном этапе (Часовня, Ростовщик). При этом вы не теряете игровой темп, поскольку в колоду тут же приходит нужная вам карточка на монету дороже. Чтобы определить, необходимо ли колоде Улучшение, оцените расклад перед началом партии. Определите, действительно ли в раскладе есть полезные для вас карточки за 2, 3, 4, 5 и 6 монет. Если какой-то этап вас не устраивает, стоит подумать про использование другого чистильщика. В отличие от Фактории, Улучшение приносит вам карточку в колоду, а не в руку. То есть ваша рука может оказаться после этого ослабленной, хотя, вероятно, незначительно. Бывают ситуации, когда в руке у вас нет плохих карточек для Свалки. Вы разыгрываете Улучшение, надеясь, что плохая карточка придет сейчас из колоды. Так вот: так делать, как правило, не стоит! Карточку сбросить вам все равно придется, хорошую или плохую. В таком случае лучше Улучшение вообще не разыгрывать. Таким образом, я бы не стал идеализировать Улучшение. Оно полезно, но не всегда это будет лучший чистильщик.
- Гарем. Дорого, но уж очень полезно. Когда вам нужно, Гарем – карточка победы; когда нужно – сокровище. Следопыт с Гаремом – идеальное сочетание (только представьте этот альянс J). Но, с другой стороны, Гарем очень удобно атаковать Податью. Да и Саботажник наносит Гарему непоправимый ущерб (Провинцию все-таки можно заменить на Герцогство, а вот комплексную природу Гарема ничем не заменить). При этом почти всегда, когда вы выбираете между Золотом и Гаремом, стоит выбрать Гарем.
- Вельможи. Настолько хороши, что все игроки, несмотря на цену, первым делом стараются разобрать всех Вельмож. Вельможи особенно хороши, когда их много. В этом случае они способны прокручивать почти всю колоду. Да, они тоже здорово сочетаются со Следопытом и плохо реагируют на Подать и Саботажника. Разумеется, они гораздо полезнее Золота. В случае выбора лучше взять Гарем или Вельмож? Я бы предпочел Вельмож в силу их способности двигать колоду.