Суровый рэндом по Терри Пратчетту
Плоский мир: Анк-Морпорк (Discworld: Ankh—Morpork). Оценка – 7.
Бэкграунд. Анк-Морпорк – главный город вселенной писателя-фантаста Терри Пратчетта. На первый взгляд, это вполне тихий город. Впрочем, неприятности никогда не оставляют его надолго в покое. Здесь все время разворачивается борьба между различными силами. Однако в самый безнадежный момент всегда находится тот, кто способен поддержать равновесие.
Особенности игрового процесса. Игра проходит на поле, представляющем собой карту Анк-Морпорка. Город поделен на 12 районов. Игроки могут приобрести любой из районов за сумму, указанную на поле. В этом случае купленный район позволит игроку каждый ход получать определенную выгоду.
Одна из наиболее интересных особенностей игры заключается в том, что игроки в закрытую получают карточки игровых ролей (персонажей). Персонажей в игре 7. Каждый из них имеет свою специфическую игровую цель, хотя у трех лордов цель совпадает. Соперники должны постараться как можно быстрее вычислить роли оппонентов, при этом не раскрывая своей.
Игровой процесс продвигается с помощью колоды карточек, разделенных на две части – с зеленой и коричневой лицевой стороной. Коричневые карточки позволяют игрокам более активно влиять на ход партии. С помощью колоды карточек игрок может выставлять на поле своих слуг, фишки приобретенных районов, жетоны неприятностей или же, наоборот, забирать с поля мешающие ему фишки.
Тема и атмосфера. В игре присутствует ряд тематических удач. Так, 7 персонажей борются за гегемонию в Анк-Морпорке. В городе постоянно что-то происходит, что символизируют жетоны неприятностей и карточки случайных событий (тоже весьма неприятны). Действия, доступные на карточках игровой колоды, довольно осмысленно соответствуют изображению. Так, все стражники и сержанты удаляют с поля жетоны неприятностей. Все убийцы позволяют удалить с поля одну фишку слуги (тролля, демона), а Смерть (карточка «Привет») помогает удалить с поля даже две фишки. Библиотекарь позволяет взять 4 карточки, что тоже логично. А теперь посмотрим на обратную сторону медали. Все убийцы и сержанты действуют в одинаковом ключе – логично, но однообразно. Почему Смерть после двух убийств позволяет приобрести район? Это приводит к тому, что, играя карточку, я совершенно не обращаю внимания на изображение на ней. Когда я играю за Дракона – Короля Гербов, я не стараюсь создать другим игрокам неприятности, а просто выкладываю на поле жетоны неприятностей. Точно так же, как за Дракона – Короля Гербов, я играю за Лорда Витинари, просто для победы выкладываю на поле другие фишки. Те, кто читал Пратчетта, прекрасно знают: никаких случайных событий в Плоском Мире не происходит. Это никакой на рэндом, а чья-то очередная попытка побороться за власть. Таким образом, в игре некоторым образом обозначена тема, однако атмосфера Плоского Мира, по сути, отсутствует.
Условия победы. Тут имеет место значительное разнообразие – у каждого персонажа свои условия победы. Очень важно, что особые победные условия должны быть достигнуты на начало хода игрока. Так, Лорду Витинари необходимо разместить своих слуг в разных районах города: 9 (при игре вчетвером), 10 (при игре втроем) и 11 (при игре вдвоем). Лорды Селачи, Ржав и де Словв должны взять под свой контроль определенное количество районов: 4 (при игре вчетвером), 5 (при игре втроем) и 7 (при игре вдвоем). Дракон – Король Гербов должен поспособствовать размещению на игровом поле не менее 8 жетонов неприятностей. Хризопраз должен насобирать не менее 50$. А вот Командор Ваймс выигрывает в том случае, если игровая колода закончилась, и никто из соперников не смог реализовать свои особые условия победы. Если же колода закончилась, а Командора Ваймса среди играющих нет, начинается подсчет победных очков. Игроки получают победные очки: 1) 5 очков за каждого своего слугу на поле; 2) за номинальную стоимость каждого района, который они приобрели; 3) по 1 очку за каждый имеющийся доллар. В случае ничьей побеждает игрок, владеющий районом наибольшей стоимости.
Замечания и недостатки:
- Рэндом в игре не Велик, а Жесток. Даже если вы играете очень хорошо, это совершенно не гарантирует вам победы. Выиграть может, например, ничего не сделавший для победы Командор Ваймс. А 12-гранный (!) кубик может 4 раза подряд выпасть на цифре «3», хотя для победы хватило бы даже трех различных значений.
- В течение игры вам могут просто не приходить карточки, необходимые для особой победы. Думающего игрока это может сильно огорчить.
- Персонажи работают весьма неравноценно. Скажем, Командор Ваймс может вообще ничего не делать. Хризопразу практически невозможно помешать выиграть, если ему нормально заходят карточки. А вот Витинари, трем Лордам и Дракону придется серьезно напрячься, при этом стараясь не раскрывать свою роль. И другие игроки могут им активно мешать. Впрочем, игровой опыт показывает, что при некотором стечении обстоятельств победить можно любым персонажем.
Советы по игре:
- Не играйте вдвоем. Для дуэльного формата есть слишком много хороших игр. Это игра для компании.
- Постарайтесь с юмором отнестись к игре, не нацеливаясь на победу любой ценой. Просто не получится.
- Очень бережно отнеситесь к карточкам персонажей. Любая пометка на этих карточках сделает игру бессмысленной.
Впечатления от игры. Игра забавная, но очень рэндомная. Играть весело, но местами очень обидно. Всю игру строишь комбинации, атакуешь сериями, обманываешь оппонентов, но в решающий момент неудачно выпадает кубик. Или все твои атаки отбили, а побеждает ничего не делавший Командор Ваймс. Если вы любите азартные карточные игры, то игра не разочарует. Тут много эмоций, неожиданностей. Большим плюсом является качественная полиграфия. Но стратегам часто играть противопоказано. В целом игра из тех, которые вполне можно приобрести и время от времени выкладывать на стол.
На какую игру похожа?
По своей рэндомности настолка напоминает «Манчкин», хотя здесь эффект случайности еще сильнее влияет на игровой процесс. Механизм скрытых ролей встречается в таких играх, как «За бортом!», «Саботер», «Bang!» и всех похожих на «Мафию» карточных играх. По миру Терри Пратчетта разработано еще несколько игр – «Guards! Guards! A Discworld boardgame», «The witches: a Discworld game» и другие. Впрочем, разработчику, вне всяких сомнений, удалось придумать весьма своеобразную игру.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вы любите романы Терри Пратчетта;
- Вы любите азартные игры с разнообразными примочками и частой сменой событий;
- Вы любите карточные игры со скрытыми ролями;
- Вы любите динамичные игры, требующие некоторого включения мозгов.
Вам не подойдет игра, если:
- Вы не любите рэндом;
- Вы считаете, что побеждать всегда должен сильнейший;
- Вы любите игры, где можно реализовать сложные стратегические планы;
- Вы не любите блефовать.
Как победить:
Начнем с общих советов, касающихся всех персонажей.
- Всячески старайтесь скрыть своего персонажа. Если вы Командор Ваймс, то помешать вам никто не может. Но, зная вашу роль, все игроки будут рваться к досрочной победе, что усложнит вам задачу. Узнав, что вы Хризопраз, все начнут отбирать деньги именно у вас. Оно вам надо? Ну а остальные просто не смогут выиграть, если раскроются раньше времени.
- Постарайтесь выдать себя за другого персонажа. Во время партии игроки обязательно будут вслух строить догадки, кто есть кто. Желательно, чтобы кто-то сказал про вас: «Ну, это, конечно, Хризопраз». А вот теперь начните реализовывать свою основную цель.
- Районы имеют различную цену и свои особые свойства. Определитесь, какие районы вам желательно купить, чтобы приблизить победу (об этом более детально – ниже). Но один из районов явно выделяется по своей ценности – это Сточный район. Он стоит всего 6$, при этом не только дает вам 2$ в ход, но и позволяет каждый ход сбросить ненужную карточку. Слишком соблазнительно – берите при первой возможности.
- Игровая колода делится на две части – зеленые и коричневые карточки. Для того, чтобы переигрывать соперников, наиболее нужными являются карточки, позволяющие сыграть еще одну карточку, то есть действовать комбинациями. В зеленой колоде таких карточек 11, однако 7 из них направлены на получение какой-то суммы денег и избавление от карточки. Только 4 зеленых карточки (Сержант Ангва, Старикашка Рон, Ринсвинд и в определенных ситуациях Пожарная Бригада) позволяют вам играть комбинационно. Таким образом, зеленая колода существует для подготовки к активным боевым действиям. Реальная борьба развернется с момента появления карточек из коричневой колоды. Карточки, позволяющие сыграть еще одну карточку, желательно собирать для серьезной атаки.
- В коричневой колоде есть две карточки, позволяющие сыграть еще две карточки. Это одни из наиболее ценных карточек в игре. Не тратьте их просто так.
Теперь перейдем к победным стратегиям отдельных персонажей.
Командор Ваймс
В сущности, одна из самых простых ролей. Можно победить, не совершая активных действий. Но лучше предупредить возможную опасность. Ваша стратегия – мешать соперникам.
- Один из наиболее опасных для вас – Хризопраз. Постарайтесь как можно быстрее выявить его (если он есть). Придержите карточки, отбирающие деньги у соперников, и играйте их именно против Хризопраза.
- Прикиньтесь другим персонажем, чтобы соперники были заняты отбиванием ваших «атак». Прикидываться Драконом – Королем Гербов опасно, поскольку вы можете таким образом помочь истинному Дракону. Отбиваться от Хризопраза крайне сложно, поэтому вас во многих случаях просто проигнорируют. Витинари нужно много времени на раскачку. Кроме того, истинный Витинари вам не поверит. Лучше всего прикинуться одним из трех Лордов. Вы сможете уже на ранней стадии заставить соперников отбиваться, вытягивая из них важные ресурсы.
- Из всех районов города вам нужнее всего Сточный район. Помимо стабильной прибыли, он позволяет вам каждый ход скидывать карточку, приближая миг победы. Ту же цель преследует и Внедвижимость, но она стоит в три раза дороже.
- Если вы избрали тактику запутывания соперников, изображая одного из Лордов, вам имеет смысл купить Мраколодец и/или Сестры Долли. Тогда вы сможете создавать соперникам проблемы практически каждый ход.
Хризопраз
Исполнять эту роль несложно. Если вам поначалу хорошо зайдут карты, остановить вас будет почти невозможно. Хризопразу даже не нужно особо скрываться, ведь деньги в игре важны сами по себе. Сразу несколько игроков могут интенсивно накапливать деньги, готовясь к финальному подсчету очков. Беспокоиться все начнут тогда, когда у вас будет порядка 40$. В большинстве случаев это будет означать, что победа Хризопраза – вопрос времени.
- Сразу же, ни на что не отвлекаясь, сосредоточьтесь на зарабатывании денег. Используйте все карточки, которые дают хоть минимальную денежную выгоду. Старайтесь как можно быстрее, без сожалений, избавляться от карточек, которые не связаны с получением денег сейчас или в перспективе.
- Вас интересует покупка зданий, приносящих стабильный доход каждый ход. Сточный район в этом смысле просто идеален – стоит всего 6$, приносит каждый ход 2$ и помогает скидывать ненужные карточки в поисках нужных. Стадион Гиппо и Драконья Посадка чуть хуже, но тоже весьма эффективны. Купите Семеро Спящих, если хватает денег. Сонные холмы и Длинная Стена стоят дорого, а доход приносят небольшой. Имеет смысл покупать, только если перечисленные районы недоступны.
Дракон – Король Гербов
- Прямой атакой вам не выиграть. Каждый человек умеет считать. Даже если вы каждый ход будете доводить количество жетонов неприятностей до 8, соперники будут играючи за целый круг уменьшать их количество на 1-2. Разумной будет выглядеть атака, результатом которой станет появление на поле 10 жетонов неприятностей. Даже 9 жетонов неприятностей вряд ли принесут вам успех – пробуйте только в крайнем случае.
- Не забывайте, что, если вы часто атакуете, естественной реакцией соперников будет убийство ваших слуг. Это крайне невыгодно вам в том случае, если игра закончится подсчетом очков. Атаку нужно хорошо готовить. Вам необходимо собирать на руках карточки, которые позволяют сыграть другие карточки. Сохраните для серьезной атаки карточки, позволяющие разыграть сразу две новых карточки.
- Разумеется, вам нужен район Тени, позволяющий выставлять жетоны неприятностей. Проблема в том, что Тени может купить либо Дракон, либо Командор Ваймс (чтобы запутать остальных), либо новичок в игре. Так что ранняя покупка может вас выдать. Лучше с покупкой Теней не торопиться – все равно очередь за этим районом стоять не будет. Купите, когда придет время активно атаковать.
- Дракону просто необходимо кем-то прикинуться. Лучше всего подойдет Витинари. Нам нужно добиться того, чтобы другие игроки своими руками выставляли на поле жетоны неприятностей. Поэтому в начале партии быстро выставляем своих слуг во все пустые районы. Иногда можно поставить в район, где есть один чужой слуга, но два хода подряд этого не делайте.
- Для исполнения роли лже-Витинари в некоторых случаях полезно купить Сестры Долли и Мраколодец. Это позволит вам время от времени проводить массированные атаки.
- Когда проводите атаку, постарайтесь активировать карточки случайных событий. Сразу 2 карточки из этой колоды способны значительно увеличить ваши шансы на победу: «Тролли» и «Демоны из подземельных измерений». Каждая из них может привести к появлению дополнительных жетонов неприятностей на поле.
Лорд Витинари
Проблема Витинари в том, что ему нужно выставить очень много фишек слуг. Поэтому игрок, вытянувший карточку Витинари, во многих партиях начинает атаковать только под конец игры.
- Если вас быстро раскроют как Витинари, шансов на победу не будет. Но и затягивать нельзя – нужно выставить много фишек. Лучше всего прикинуться Драконом – Королем Гербов. Как только видите район с одним слугой, сразу без раздумий ставьте туда своего.
- Вас очень интересуют районы Мраколодец и Сестры Долли, поскольку позволяют выставлять новых слуг. Но для исполнения этой тактики нужны деньги. Для этого подумайте о покупке Сточного района, когда представится возможность.
- Подобно Дракону, Витинари обречен на неудачу, если он выставляет на поле ровно столько слуг, сколько необходимо для победы. С другой стороны, помешать Витинари можно либо убийством, либо перестановкой слуг на поле. При игре втроем можно даже попробовать атаку, в которой количество слуг будет на одного превышать победную норму. Но значительно более эффективной будет атака, в которой победная норма превышена на два. Поэтому собирайте в руке карточки, позволяющие сыграть новые карточки.
Лорды Селачи, Ржав и де Словв
Победить непросто, но при определенных раскладах вполне возможно.
- В начале игры Лордам имеет смысл изображать Витинари, расставляя фишки в свободных районах.
- Совсем нелишним будет побороться за Сточный район, приносящий деньги и дающий возможность скинуть ненужные карточки. Затем нужно нацелиться на Сестры Долли и Мраколодец, позволяющие выставлять слуг.
- Атака Лордов должна превышать победную норму хотя бы на два района. Иначе она практически обречена. Собирайте на руках карточки, позволяющие разыграть дополнительные карточки. Особое внимание к двум карточкам, позволяющим разыграть сразу две новые.