Цитадели (Citadels)

Что нам стоит град построить!

Цитадели (Citadels).

Оценка – 8.

Разработчик – Бруно Файдутти. Время игры: 20-60 минут (официальное и реальное). Количество игроков – 2-8 (рекомендуемое – 4-5).


Бэкграунд
. Вы – мэр города, которому благодаря вашим стараниям суждено превратиться в цветущий мегаполис. Но город необходимо отстраивать, возводя новые кварталы. Для этого вам придется заручиться поддержкой влиятельных жителей города. От успешности ваших деловых контактов будет зависеть, станет ли ваш город наиболее процветающим во всем государстве.


Особенности игрового процесса
. Основа игры – две колоды карточек (колода персонажей и колода кварталов). Базовая колода персонажей состоит из 8 карточек. Каждый персонаж обладает особым свойством, которое помогает быстрее строить ваш город и/или вредит соперникам. В каждом раунде вы выбираете себе карточку одного из персонажей. При этом роли других игроков вам неизвестны. Для успешной игры в «Цитадели» вам придется все время вычислять роли соперников. На карточке каждого персонажа указано его особое свойство, а также порядковый номер. После того как игроки выбрали персонажей, они в порядке возрастания порядкового номера по очереди раскрывают свои роли.

Ход каждого игрока разбивается на две фазы – действие и строительство кварталов. В первой фазе игрок либо берет из банка золото, либо тянет из колоды кварталов карточки. Во второй он имеет право построить один квартал (Архитектор и Волшебник позволяют строить больше одного квартала за ход). Правила указывают, когда персонаж может реализовать свое особое свойство.

Особые свойства карточек персонажей можно условно поделить на активные и пассивные. Активные свойства позволяют вам атаковать других игроков. Так, Убийца может заставить другого игрока пропустить свой ход, Вор способен украсть у одного из соперников все деньги, Колдун – утащить полезные карточки кварталов, а Военачальник – разрушить чужие кварталы. Пассивные свойства помогают вам получить доход с уже построенных вами кварталов (Король, Епископ, Купец, Военачальник), заработать дополнительные деньги (Купец), защитить свои кварталы (Епископ) или получить право первого выбора карточки персонажей в следующем раунде (Король).

Колода кварталов тоже имеет свои особенности. Все карточки кварталов отмечены одним из 5 цветов. Синий, желтый, зеленый и красный цвета обеспечивают ряду персонажей дополнительный доход. Фиолетовые кварталы обладают особыми свойствами, которые вы можете активировать в каждом раунде.

Тема и атмосфера. Как для карточной игры, тема разработана весьма прилично. Мы строим город, который состоит из кварталов. Свойства базовых персонажей соответствуют их титулам: Убийца убивает, Вор крадет, Купец зарабатывает деньги и т. д. Немного странно нарисован Архитектор, скорее напоминающий поэта или художника. А вот по персонажам из расширения возникают вопросы. Почему Навигатор берет 4 золотых или 4 карточки кварталов? Почему Дипломат может заменить свой квартал на чужой?

Много вопросов возникает по кварталам. Кварталы синего, зеленого, желтого и красного цвета могли бы, по большому счету, называться как угодно. Мэрия – вряд ли торговое здание. Впрочем, большинство кварталов тематически связаны с определенным персонажем (Храм и Собор имеют цвета Епископа, Замок и Дворец – цвета Короля). Отдельный вопрос – особые свойства фиолетовых кварталов. Почему Карьер позволяет построить квартал, который уже есть в твоем городе? Кузница, Библиотека и Обсерватория работают по сходному принципу, хотя, согласитесь, в жизни функционируют несколько по-разному. Почему совершенно идентичные свойства имеют Университет и Ворота Дракона? Как объясняются свойства Парка и Колодца желаний?

Атмосферы строительства города, разумеется, нет. Выкладываешь карточки и стараешься запутать соперников. Нечто вроде весьма своеобразной разновидности покера.

Условия победы. Раунд, в котором один из игроков построил восьмой квартал в своем городе, становится последним в игре. Победителем же становится тот, кто набрал больше всех очков. Игроки получают победные очки: 1) по количеству золотых монет, нарисованных на карточках построенных кварталов; 2) игрок, который первым построил восьмой квартал, получает 4 победных очка; 3) игроки, успевшие на последнем ходу вслед за первым построить 8 кварталов, получают по 2 победных очка; 4) если в городе игрока есть кварталы всех пяти цветов, он получает 3 победных очка.

Замечания и недостатки:

  • Украинский перевод настолки содержит несколько весьма грубых ошибок, влияющих на игровой процесс. 1). В памятке, которая раздается каждому игроку, указано, что если у игрока в конце партии есть кварталы всех пяти цветов, он получает пять очков. На самом деле (и в книге правил это указано верно) игрок в этом случае получает три очка. 2). На карточке персонажа Архитектор указано: «Після твого ходу візьми на руки дві додаткові карти». Это означает: «Когда ты закончишь свой ход, возьми две карты». На самом деле в тексте англоязычной карточки Архитектор указано, что две карточки нужно взять после завершения фазы действий (перед началом фазы строительства).
  • Карточки синих, зеленых, красных и желтых кварталов совершенно однотипны и различаются только ценой и цветом.
  • Считается, что все фиолетовые карточки кварталов уникальны, однако в колоде две карточки Форт. Карточки Университет и Стена Дракона отличаются только названием. Карточки Кузница, Библиотека и Обсерватория действуют по одному и тому же принципу, однако карточка Кузница очевидно лучше двух других.
  • Как и в любой другой карточной игре, рэндом может повлиять на течение партии. Скажем, в последнем раунде вам не придет нужная карточка. Однако в значительно большей мере результат будет зависеть от вашего психологического взаимодействия с соперниками.

Советы по игре:

  • Большинство обозревателей настолок рекомендуют играть впятером. На четверых игра тоже раскладывается совсем неплохо. Игра на 6-8 человек может существенно затянуться. Известный американский обозреватель Том Васел рассказывал, что одна партия в «Цитадели» однажды длилась 6 часов! В настолку действительно можно играть вдвоем-втроем, но для этого формата существует особый вариант правил. Отмечу, что игра все же по своей сути не является дуэльной, а предполагает активное взаимодействие между компанией игроков. Если же оба соперника не допускают глупых ошибок, то в большинстве случаев им приходится играть в угадайку с вероятностью успеха 50%.
  • Для карточек персонажей весьма рекомендуется купить протекторы – карточки очень быстро начинают стираться. Важно понимать, что внешний дефект даже на одной карточке персонажей делает бессмысленной всю игру.
  • Не стесняйтесь добавлять в каждую партию по 3 фиолетовых квартала из числа бонусных карточек. Поскольку все эти карточки имеют уникальный текст правил, это внесет в игру разнообразие.
  • Помните, что Убийца и Вор должны правильно назвать именно персонажа, то есть определенную игровую роль, для того, чтобы воздействовать на него. Колдун же может поменяться карточками кварталов с любым игроком (не персонажем).

Впечатления от игры. «Цитадели» — очень популярная во всем мире игра. Ее популярность основывается на нескольких факторах. Во-первых, она доступна широкому кругу людей. В «Цитадели» может успешно играть и даже побеждать практически любой человек. Во-вторых, игра подходит для различных ситуаций. В настолку можно играть и на вечеринке, и в семейном кругу с детьми. В-третьих, игра позволяет проявить аналитические способности любителям хитрых комбинаций. «Цитадели» весьма реиграбельны. К настолке можно возвращаться снова и снова. И, тем не менее, не скажу, что играл бы в нее целыми днями. Когда у тебя есть большой выбор различных настолок, «Цитадели» несколько утрачивают свое очарование. Но разок сыграть в нее всегда можно. Особенно в новой компании. Вне всяких сомнений, «Цитадели» стоит иметь в своей коллекции и новичкам, и даже опытным игрокам. Тем более что даже по нынешним ценам игра стоит совсем не дорого.

На какую игру похожа?

Систему скрытых игровых ролей вы найдете во многих других играх – «Мафия», «Werewolf», «Саботер», «Саботер 2», «Бэнг». Принцип постепенного выстраивания с помощью карточек своего города (государства) вы найдете в таких играх, как «7 чудес» и «Инновация». Однако «Цитадели» — игра, которая принципиально отличается от всех вышеназванных. Спутать ее с ними нельзя.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы любите игры со скрытыми ролями;
  • Вы любите тактические игры, в которых можно проявить аналитические способности;
  • Вы любите настолки с активным игровым взаимодействием.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы не любите игры со скрытыми ролями;
  • Вы не любите игры, в которых нет контроля над игровым процессом;
  • Вы не любите игры, в которых победить может тот, кто играет хуже.

Как победить:

  • Если вы играете впятером-всемером, ключ к победе может заключаться в незаметном поведении. Убедите остальных, что вы не являетесь опасным соперником, и спокойно набирайте победные очки. Позвольте вашим соперникам вредить друг другу. С другой стороны, будет очень тяжело выиграть, если постоянно пытаются навредить именно вам.
  • Стройте кварталы разных цветов. Во-первых, вам все равно нужно в конце игры выстроить кварталы всех пяти цветов для получения победных очков. Во-вторых, вам будет легче обмануть соперников, так как вы сможете получать дополнительный доход от использования различных персонажей.
  • Чаще всего Убийца и Вор атакуют Купца и Архитектора, имеющих слишком влияющие на игру особые свойства. Впрочем, многое зависит от сложившейся в игре ситуации. Так, значение Архитектора сильно возрастает к концу игры, поскольку он позволяет построить за ход от одного до трех зданий, завершив партию финишным рывком.
  • Построенные вами кварталы подсказывают соперникам, какого персонажа вы хотели бы выбрать. Поэтому весьма опасно выбирать персонажа, приносящего вам максимальный доход. Возможно, взяв на одну монету дохода меньше, вы не попадете под удар.
  • Не скапливайте на руках без серьезной причины большое количество денег. Старайтесь сразу же вкладывать их в покупку кварталов, чтобы не стать объектом атаки Вора. Игрок с количеством монет 4+ всегда будет привлекать внимание соперников. Опасность меньше, если у кого-то денег больше, чем у вас. Но даже в этом случае постарайтесь выбрать наименее очевидного персонажа: деньги вам на этом ходу не нужны, ведь самый дорогой квартал в игре стоит 6 монет.
  • Старайтесь не скапливать на руках большое количество карточек кварталов. Однозначно не скапливайте больше других игроков. Если Вор еще может промахнуться, то Колдун никогда не промахивается.
  • Если есть деньги и выбор кварталов, стройте сначала те, которые подороже. Обратите внимание на имеющиеся в руке фиолетовые кварталы. Если вы хотите воспользоваться свойством одного из фиолетовых кварталов, лучше построить его пораньше – принесет больше пользы. Кстати, опытные игроки сходятся во мнении, что наибольшую пользу приносит вовремя построенная Школа Магии. Если же свойства имеющихся на руках фиолетовых кварталов вам не очень полезны, то постройте сначала квартал другого цвета, чтобы заработать больше денег.
  • Естественно, приятнее всего выбирать карточку персонажа первым. Но для успешной атаки на соперника значительно удобнее выбирать вторым. Так что в случае, если вы собираетесь выбрать Убийцу или Вора, у вас будет 50-процентный шанс на успех против того, кто выбирал первым. Неопытных игроков вы будете ловить в таких ситуациях значительно чаще. Скажем, если у выбиравшего первым нет на руках ни одной карточки кварталов, но есть деньги, а выбирал он между Архитектором и Епископом, то смело берите Вора. При игре вшестером 50-процентный шанс может получить и предпоследний игрок, передающий 2 карточки последнему. Однако тут меньше шансов, что до вас дойдут карточки Убийцы и Вора. Кроме того, последний игрок больше готов к атаке со стороны соперников, чем первый.
  • Если получится, то постарайтесь оказаться в предпоследнем туре Королем (что тур предпоследний, иногда понятно по игровой ситуации). Тогда в последнем раунде вы первым сможете выбрать персонажа. Если у вас уже 7 кварталов, то обязательно берите Убийцу. В этом случае вы закончите первым и получите 4 победных очка. Можете еще и конкурента замочить. Если же кварталов меньше 7, то может спасти Архитектор.
  • Не берите персонажа, которого с большой долей вероятности выбрало бы большинство сидящих за столом на этом ходу (чаще всего Купец). Тогда вытянувший Убийцу (иногда Вора) выбирает жертву, практически не рискуя ошибиться.
  • Ни в коем случае не стройте кварталы за 1 монету в начале партии – до конца они точно не достоят. Можно попробовать рискнуть в середине игры, если идет жесткое соперничество и до вас пока никому нет дела. А вот в конце игры они могут быть довольно эффективны. Например, если вы завершаете партию таким кварталом. Или еще интересней: берете Архитектора и строите сразу 3 квартала за 1 монету.
  • Старайтесь без крайней надобности не тянуть карточки кварталов в фазе действий. Деньги намного важнее. Для приобретения карточек в колоде персонажей есть сразу два – Колдун и Архитектор.
  • Если вы играете вчетвером-ввосьмером, рекомендую на первом ходу выбрать карточку Вора. В этот момент у всех по 2 монеты – шансы на успех очень высоки. Атаковать соперников с такой высокой долей вероятности вы в этой партии больше не будете. Опасность только одна: если вытянувший Убийцу убьет Вора. Но для Убийцы это не лучший ход. Вор на этом ходу украденными деньгами не воспользуется, а на следующем сам может стать объектом грабежа. А вот Купец может провести этот ход весьма продуктивно (почему брать Купца в начале игры крайне опасно).
  • Если вы на первом ходу успешно украли деньги, то к началу второго хода у вас есть как минимум 2 монеты. Это практически наверняка означает, что вы сможете и на этом ходу без проблем построить здание. Помешать это вам сделать могут Убийца и Вор. Идеальный выход из положения – выбрать Убийцу.
  • На третьем ходу можно серьезно подумать о том, чтобы обзавестись лишними карточками. Выберите Колдуна. Затем постройте квартал и сразу же обменяйте свою руку (одну карточку) на чужую. Приоритет при обмене отдавайте тем, кто построил мало кварталов или же использовал Архитектора на предыдущих ходах.
  • Самое неприятное в игре – быть убитым, поскольку вы полностью пропускаете ход. Так что если хотим кому-то сильно навредить, берем Убийцу. Эта проблема частично решается фиолетовым кварталом Госпиталь, позволяющим в случае убийства отыграть первую фазу хода. Убийцу имеет смысл взять и в том случае, если вы хотите гарантированно защитить себя от атак Вора или Убийцы.
  • Если у одного или нескольких игроков скопилось много денег (4+ монет), возьмите Вора. Выбирая мишень для атаки, попробуйте найти персонажа, которого бы выбрало большинство игроков. Очень хороши для атаки позиция предпоследнего на драфте игрока (чтобы атаковать последнего, ведь мы передаем ему 2 карточки) и второго на драфте игрока (чтобы атаковать первого – одну карточку он выбрал, другая лежит лицом вниз в центре стола).
  • Выбирайте Колдуна в том случае, если вам нечего строить. Такая ситуация складывается, если: 1) у вас на руках остались кварталы, которые вы уже построили; 2) у вас на руках остались только кварталы стоимостью в одну монету; сейчас начало партии; 3) у вас нет карточек на руках. Не берите Колдуна, пока вам есть, что строить. Иногда его три карточки могут оказаться хуже одной вашей.
  • Если вы взяли Военачальника, а у соперников есть кварталы стоимостью в одну монету, обязательно уничтожьте один из них. При выборе отдавайте приоритет кварталу лидера. При этом старайтесь помешать сопернику набрать 3 очка за кварталы всех цветов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *