Игра престолов: Карточная игра (A Game of Thrones: the Card Game)

Борьба за власть по рецепту Джорджа Мартина

Игра престолов: Карточная игра (A Game of Thrones: the Card Game).

Оценка — 9.

Разработчики – Эрик Лэнг, Кристиан Петерсен, Нэйт Фрэнч. Время игры: 1-2 часа (официальное), 4 часа (реальное). Количество игроков – 2-4 (рекомендуемое для базовой версии – 3-4).


Бэкграунд. Мир Джорджа Мартина. Замки, рыцари, короли, прекрасные дамы, волшебники, драконы… Кто в своих фантазиях не мечтал стать частью всего этого? Так вот теперь ваша мечта осуществилась! Станьте во главе одной из четырех могущественных фракций Вестероса и покройте себя немеркнущей славой.


Особенности игрового процесса. В начале партии перед каждым игроком выкладывается колода его Дома. В каждой колоде 4 вида карточек: Герои, Места, Довески и События. В каждом раунде вы сможете ввести в игру за деньги карточки Героев, Мест и Довесков. Впрочем, часть этих карточек можно будет разыграть с помощью различных эффектов. Что касается Событий, то они входят в игру бесплатно. Чтобы пояснить, насколько сложна «Игра престолов: Карточная игра», отметим, что каждый раунд состоит из семи (!) фаз. Одна из самых стратегически важных – Замысел. У каждого Дома есть колода замыслов, лежащая отдельно от основной колоды. В колоде замыслов 7 карточек. В начале каждого раунда вы вскрываете выбранный замысел. Он содержит особое свойство, влияющее на ваши действия и действия соперников. Также замысел указывает доступное вам в раунде количество денег, инициативу (наибольшая инициатива позволяет игроку определить порядок хода в раунде) и силу ваших намерений (урон, который вы наносите сопернику при атаке). Разыгранный замысел станет доступен снова лишь после того, как будут разыграны все замыслы вашей колоды.

Каждый игрок в начале раунда должен выбрать себе один из шести титулов. Титулы предоставляют игрокам определенные бонусы. Также титулы вступают между собой в определенные отношения. Если ваш титул поддерживает другой титул, то атаковать его владельца в этом раунде вы не сможете. Правда, вы при желании можете вступиться за него в бою. Если ваш титул враждует с другим титулом, вы сможете получить дополнительные очки в случае победы над противником с этим титулом.

Для выяснения отношений между Домами существует фаза Вызовов. Введенными уже в игру героями вы можете атаковать соперников по трем параметрам: битве, интриге и власти. Каждый герой может участвовать только в тех вызовах, которые указаны на карточке героя. Победа в битве позволяет убить героя проигравшего соперника; победа по интриге приводит к тому, что соперник сбрасывает карточку с руки; победа по власти позволяет забрать у соперника жетон власти. Тот из игроков, кто наберет 15 жетонов власти, объявляется победителем партии. Помимо прочего, на карточках героев указаны их особые свойства, которые могут серьезнейшим образом повлиять на развитие отдельного вызова и даже всей партии.

Одна из важнейших особенностей игры – необходимость вести переговоры с соперниками в партии при 3-4 игроках. Буквально на каждом ходу необходимо заключать временные альянсы, а при удобном случае смело нарушать свои обещания. Именно в этом и заключается игра престолов.

Тема и атмосфера. Тема в игре раскрыта просто фантастически. Каждая колода воплощает сильные и слабые стороны Домов Вестероса в романах Джорджа Мартина. Соответственно, каждой колодой вы будете играть совершенно по-разному. Каждая карточка героя разработана исходя из его образа в книге. Поэтому, вводя карточку в игру, вы всегда ассоциируете ее с определенным человеком. Интересные связи существуют между отдельными карточками колод. Например, каждый из Старков становится сильнее в паре со своим лютоволком. Да и переговорный процесс в каждом раунде отлично передает дух интриг и заговоров, царящий в Вестеросе. Таким образом, тема и атмосфера реализованы идеально.

Условия победы. Побеждает игрок, первым набравший 15 жетонов власти.

Замечания и недостатки:

  • В наборе вы найдете 6 карточек Домов, но только 4 колоды (без Мартеллов и Грейджоев). Ловкий маркетинговый трюк, способствующий покупке дополнений. Кстати, во втором издании игры (2015 год) присутствуют все 6 колод Домов. В защиту игры все же скажу, что она совершенно самодостаточна при игре четырьмя базовыми колодами.
  • Ресурс Влияние, как показала практика, оказался для игры избыточным. Во втором издании настолки Влияние было упразднено за ненадобностью.
  • Хотя введение в игру титулов, по общему мнению, стало блестящей инновацией, отметим, что важность этих титулов далеко не равнозначна. Трудно вспомнить, когда в последний раз в партии на четверых кто-то из игроков брал титул Десница короля. В тех немногочисленных случаях, когда Влияние все же необходимо, его, как правило, обеспечивают карточки мест твоего Дома. Если вы назначены Первым игроком в текущем раунде, то Регент короны становится одним из наиболее интересных вариантов. Особенно при игре вчетвером, ведь может оказаться, что все соперники решат атаковать именно вас.
  • Карточек дубликатов в игре крайне мало. И, по правде, я не вижу ни особого игрового, ни особого тематического смысла в этом нововведении. Также заносим дубликаты в разряд избыточных правил.
  • Ключевые слова Домов в базовом наборе используются крайне редко и, по сути, являются избыточными.

Советы по игре:

  • Ни в коем случае не играйте в «Игру престолов» с новичками. Это убьет у них все желание продолжать играть в настолки. С другой стороны, очевидное слабое звено за столом может очень сильно нарушить баланс сил и испортить партию.
  • В «Игру престолов: Карточная игра» может играть от двух до четырех человек. Хотя на всех соревнованиях используется именно дуэльный вариант, в товарищеских играх я бы настоятельно рекомендовал играть втроем или вчетвером. На мой взгляд, суть вселенной Джорджа Мартина – в договорах и интригах. В партии на двоих этот элемент полностью исключен. По сути, вы сильно обедняете тематическое восприятие игры. Кроме того, ряд замыслов совершенно не приспособлены для игры вдвоем.

Впечатления от игры. «Игра престолов: Карточная игра» — замечательная во многих отношениях настолка. Тема и атмосфера в игре реализованы просто феноменально. Вводя героя в игру, ты представляешь себе конкретного персонажа саги Джорджа Мартина благодаря тонко продуманным статистическим показателям и особым свойствам. Каждая новая партия – это отдельно прожитая история из мира Вестероса, которую хочется обсудить с игроками-соперниками. Не последнюю роль в этом играет необходимость вести переговоры с соперниками, заключать временные союзы и, разумеется, нарушать все договоренности. Качество художественного оформления также находится на высоком уровне. Здесь нет игрового поля, однако карточки и фигурки титулов сделаны на «отлично». Игра предоставляет много интересных тактических возможностей для любителей сложных настолок. Реиграбельность «Игры престолов» абсолютно бесконечна. Даже с базой вам никогда не удастся сыграть две одинаковые партии. Я не могу представить ситуацию, при которой игра может стать однообразной. Недостатки у игры есть (см. раздел «Замечания и недостатки»), но они все же не настолько значительны, чтобы существенно навредить игровому процессу. Главный из них, пожалуй, — это слабость титула Десница короля. Я уверен, что каждый хардкорный игрок обязан купить «Игру престолов: Карточная игра». Особенно если хардкор при этом любит сагу Джорджа Мартина. Новичкам в мире настольных игр, даже обожающим романы Мартина, покупать игру категорически не рекомендую. Партия вполне может занять 5 часов, правила занимают 32 страницы текста. Игроки с приличным опытом в настолках обычно отмечают, что игра хорошая. Однако это не значит, что им автоматически стоит покупать игру. В этом случае советую взять игру напрокат и проверить, насколько она подходит лично вам.

На какую игру похожа?

Игру часто сравнивают со знаменитой «Magic: The Gathering». Безусловно, в играх много похожего. При этом обозреватели указывают на то, что «Игра престолов: Карточная игра» — это новый шаг в развитии подобных игр. Важно еще раз подчеркнуть, что «Игра престолов: Карточная игра» — это, в отличие от «Magic», самостоятельная игра, не требующая покупки дорогостоящих дополнений. Также настолка напоминает «Войны магов» и «Вархаммер: Вторжение». По тематике мира Джорджа Мартина вас могут заинтересовать игры «Битвы Вестероса» и еще одна «Игра престолов», имеющая игровое поле.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы любите романы Джорджа Мартина из серии «Песнь льда и пламени»;
  • Вы любите игры с темой и атмосферностью;
  • Вы любите сложные тактические игры;
  • Вы любите игры с активным взаимодействием между игроками;
  • Вы любите игры с качественным художественным оформлением.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы не любите долгие игры;
  • Вы не любите сложные игры;
  • Вы не любите игры, связанные с обманом соперников и словесными манипуляциями;
  • Вы не любите конфликтные игры;
  • Вы не любите игры, в которых нужно уничтожать героев соперников.

Как победить:

  • В «Игре престолов» необходимо постоянно общаться с соперниками. В начале партии постарайтесь определить, кто ваш самый главный конкурент, и сразу же начинайте понемногу настраивать других игроков против него.
  • Если вы в этом раунде не планируете нападать на какого-то игрока, сразу же предложите ему мирный договор на один раунд. Это может вам и в дальнейшем пригодиться, если договор никто из вас не нарушил.
  • Если кто-то лидирует, полезно бывает напасть на него втроем. Главное, чтобы никто в этом случае не нарушил договор.
  • Без весомой причины нарушать заключенные договоры не стоит. Вы должны понимать, что в этой партии вашему слову уже никто не поверит. Идеально нарушить договор в тот момент, когда вы можете завершить партию в свою пользу.
  • Лидировать по победным очкам в «Игре престолов» не всегда хорошо. Это сразу же настраивает ваших противников на агрессивные совместные действия против вас. Иногда лучше идти на втором месте. И желательно не привлекать к своим удачным действиям внимания других игроков. Если же ваши соперники не могут наладить совместную работу, смело захватывайте лидерство. Очень удачно, если кто-то из них в процессе партии уже успел испортить отношения.
  • В большинстве раундов наилучшая позиция – ходить последним. В этом случае вы и атакуете последним. Собиравшиеся атаковать соперники вынуждены ослабить свои атаки, оставляя часть войск для защиты. А вот под конец партии ходить первым может оказаться предпочтительней, так как на этом этапе важно опередить соперников.
  • Помните, что слабое место Старков – вызовы по интриге. В большинстве случаев всем трем соперникам выгодно атаковать Старков по интриге. Во-первых, вы заставляете Старков сбрасывать карточки с руки. Во-вторых, за непринятый вызов (и такое будет происходить регулярно) вы получите дополнительную власть.
  • Колоду замыслов нужно разыгрывать так, чтобы каждый из замыслов принес вам пользу. Поэтому старайтесь просчитать ситуацию на ближайшие ходы. Если какой-то из замыслов оказался совершенно бесполезным, значит, вы плохо провели стратегическое планирование.
  • Самый знаменитый замысел в игре – старковский Валар Моргулис. Мощное оружие, которое в неопытных руках может обернуться против самих Старков. Существует 2 основных способа разыгрывания этого замысла. Первый – в самом начале партии. Во время стартового расклада постарайтесь выложить только карточки мест. Затем Валар Моргулис уничтожит по 1-2 героя у каждого соперника. Второй – разыграть Валар Моргулис в тот момент, когда у вас накопилось 10+ жетонов власти. Таким путем вы расчистите поляну, и набрать недостающие очки станет проще. Разумеется, Валар Моргулис желательно разыграть в тот момент, когда противники выложили либо больше героев, либо особо ценных героев. Помните, что Бран позволяет сменить замысел, избавляя вас от необходимости разыгрывать Валар Моргулис.
  • Замысел Рабочая пора (Старки) необходимо разыграть как можно раньше. Постарайтесь что-нибудь выторговать у того соперника, которому вы даете возможность вместе с вами найти в колоде карточку места. Или можете устроить аукцион: «Я дам возможность выбрать карточку места тому из вас, кто в этом раунде не будет атаковать меня по власти». Принцип «выторговывания» касается и замысла Пора призыва (Баратеоны), и замысла Счет услугам (Таргариены).
  • Важно помнить, что лишь у Старков в колоде замыслов 2 карточки имеют силу намерений, равную 2. В остальных колодах только по одной такой карточке.
  • Разыгрывая замысел Приговор страны, позаботьтесь о том, чтобы выбранный вами игрок не убил вашего же героя. Так как гарантий тут быть не может, постарайтесь связать его какими-то взаимными обязательствами.
  • У Визериона (Таргариены) очень интересное особое свойство, однако активация этого свойства стоит огромных денег. Использовать его стоит лишь в крайних случаях. Например, на каком-то герое лежит 5 жетонов власти. Впрочем, и тут не все будет зависеть от вас: противник может не склонять этого героя в текущем раунде, а вы все равно потеряете кучу золота в фазе Налогов. Так что в целом свойство Визериона посредственное.
  • В игре есть целый ряд карточек из колоды Домов, которые можно бесплатно ввести с руки в подходящий момент. Скажем, у Таргариенов такими являются Бастард Титанов, Поцелуй пламени, Кхал Дрого, Дотракийская стража. Играть такие карточки в фазе Приказов за деньги имеет смысл только в случае крайней нужды. Помимо серьезной экономии ресурсов, вы также располагаете неожиданным тактическим средством, что очень ценится в «Игре престолов». Дотракийскую стражу разыгрывайте лишь в тот вызов, после которого стража гарантированно перейдет под ваш контроль. Иначе противник, в пользу которого вы сыграли стражу, никогда не будет ее разыгрывать в победных вызовах. А вот под убийство ее подставит с удовольствием. Можете разыграть стражу даже в вызове против себя самого, если вы проигрываете этот вызов.
  • Чтобы воспользоваться силой карточки места Порт Драконьего камня (Баратеоны), вы должны знать наизусть все карточки замыслов ваших соперников.
  • Сила колоды Ланнистеров заключается, в частности, в большом количестве получаемых денег. При этом эффекты многих карточек Ланнистеров требуют оплаты деньгами. Скажем, Ланниспорт способен приносить вам 1 власть за раунд. Просто каждый раунд атакуйте Старков по интриге и держите в резерве 1 золотой. Да и во многих других ситуациях игроку-Ланнистеру имеет смысл держать 1-2 золотых в резерве.
  • Перед тем, как разыграть с руки Осведомителя (Ланнистеры), заключите договор с Таргариеном, уже сыгравшим Визериона. Введя в игру Осведомителя, склоните самого опасного героя соперников. Таргариену придется удержать в резерве 4 золотых, чтобы убить склоненного героя в фазе Господства.
  • Старайтесь никогда не назначать Большого Джона Амбера (Старки) ни зачинщиком, ни защитником. Его сила как раз в том и заключается, что вы можете добавить его в вызов в самый последний момент.
  • Событие Короли Севера (Старки), вероятно, является одним из самых сильных в игре. С его помощью вы можете вырвать у соперников победу в условиях жесткой конкуренции. Скажем, перед фазой Господства у вас 12 жетонов власти. Вы выигрываете фазу Господства, тут же играете Королей Севера и побеждаете в партии!
  • Не забывайте о возможности перевести на себя чужой непринятый вызов по битве, если вы выбрали титул Лорд-командующий Королевской стражи. Это позволит вам не только получить 1 власть, но и отобрать ее у зачинщика. В некоторых ситуациях бывает полезно вступиться в вызов за игрока, титул которого вы поддерживаете. В этом случае, правда, вы ничего не получите. Но таким образом вы иногда сможете воспрепятствовать сопернику набрать решающие жетоны власти.
  • На этапе замыслов не забывайте, что умно выбранная Вражда при выборе титулов может принести вам одну дополнительную власть.
  • На старте партии, пока у вас много карточек на руках, Мастер Монеты может оказаться одним из самых полезных титулов, чтобы быстро развернуть свои силы. Впрочем, не забывайте про Валар Моргулис L. Одновременно полезно помнить, что в начале партии ни у кого из игроков нет жетонов власти. Вы не сможете забрать власть у того, у кого ее нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *