Может ли настоящий лидер быть источником хаоса?
7 чудес: Лидеры (7 wonders: Leaders). Является дополнением к игре «7 чудес». Оценка — 8.
Бэкграунд. Настал тот час, когда на авансцену истории выходят харизматичные лидеры. Именно им суждено повести за собой целые народы, поднять культуру на недостижимую высоту, заложить фундамент экономических отношений древних государств, заставить научные знания работать на благо людей и империй. Ваша задача – мудро подобрать лидеров, которые смогут привести нацию к процветанию.
Особенности игрового процесса. Главное то, что в игре появилась колода лидеров. Перед началом партии происходит драфтинг. Игрокам раздается по 4 лидера, они тянут по одной карточке и передают остальные соседу, пока не выберут себе 4 карточки. Теперь перед началом каждой эпохи игроки могут разыграть одного из этих лидеров, при этом одна карточка уходит в сброс.
Также в игру добавился город Рим с чудом света Колизей. Город создан специально под дополнение «Лидеры» и позволяет либо разыгрывать лидеров бесплатно, либо разыграть на 2 больше, чем соперники.
Тема и атмосфера. В тематическом плане игра, безусловно, прибавила. Скажем, Меценат позволяет вввести других лидеров в игру бесплатно. Мидас обеспечивает победное очко за каждые 3 монеты, оставшиеся у игрока в конце партии. Архимед позволяет вводить в игру научные карточки со скидкой. Но переоценивать глубину проникновения в тему в этом дополнении (как и в игре вообще) не стоит. Скажем, почему именно Цезарь дает 2 щита, Перикл – 2 победных очка за каждую красную карточку, а Леонид позволяет вводить карточки войны в игру со скидкой? Почему не в другом порядке? И что бы от этого изменилось? Но это все, разумеется, бессмысленные вопросы. Игра так популярна во всем мире не из-за того, что в ней много тонкостей и ярко раскрыта тема. Атмосферы построения цивилизации в этой игре по очевидным причинам быть не может.
Условия победы. Побеждает тот, кто к концу третьей эпохи наберет наибольшее количество очков.
Замечания и недостатки:
- Поскольку в игре появилось «восьмое чудо света», Колизей, ее с полным правом можно было бы назвать «8 чудес».
- С карточками лидеров игра стала более разнообразной, но в ней усилился рэндом. Когда вы выбираете лидеров, вы рассчитываете на их полезность, однако обстоятельства партии могут сделать их бесполезными. Сторона «Б» Рима рассчитана на то, что вы вытянете много карточек лидеров и сможете составить из них удачную комбинацию. Однако вы с таким же «успехом» можете вытянуть из колоды не очень хороших лидеров. Тогда положение Рима становится опасным. При этом довольно интересно, что дополнение увеличило возможности стратегического планирования. Выбранные вами лидеры, по сути, создают направление вашей дальнейшей деятельности с первых ходов партии.
- Лидеры неравноценны. Одних невозможно не разыграть, других станешь разыгрывать, только если просто нет другого выхода. И цена за лидеров никак не наводит баланс. Скажем, Имхотеп стоит 3 монеты, что является средней ценой за лидера. То есть мы вправе ожидать от него немалой (хотя и не выдающейся) пользы. Свойство Имхотепа в том, чтобы сократить на 1 ресурс/товар стоимость возведения каждого этапа чуда света. Но зачем это нужно? Играя в «базу», нам регулярно удавалось создать товарно-ресурсную основу для построения всех этапов чуда. Более того, если эта работа была проведена хорошо, нам затем было значительно легче возводить различные здания. Скидка бы очень пригодилась именно на здания, ведь мы не можем добывать в городе все товары и ресурсы. Таким образом, Имхотеп –узконаправленная карточка, которая является избыточной при возведении этапов чуда.
- Если вы займете место между двумя более слабыми игроками, ваши шансы на победу резко увеличатся.
- Карточки гильдий (включая и новые) могут оказаться в колоде третьей эпохи или не оказаться в ней. Если какая-то гильдия нужна для вашей стратегии, ее отсутствие в колоде будет сильно раздражать. Ведь вы специально собирали именно такие товары/ресурсы, чтобы ее построить.
- Вы можете очень хорошо играть всю партию, не делая ошибок, и все равно не выиграть. И наоборот: если вы выиграли, то не обязательно играли умно и интересно. Возможно, соперники просто вам не мешали (а может и помогали).
- По мнению очень многих игроков, это дополнение не должно стоить как половина базовой версии «7 чудес», потому что в коробке содержится гораздо меньше компонентов, чем в «базе».
Советы по игре:
- Играть в «7 чудес» вдвоем – это все равно, что играть в шахматы втроем. Не делайте это. На двоих придумана масса замечательных игр.
- Я бы не советовал играть в «7 чудес» с дополнениями «Лидеры» и «Города» втроем. В этом случае военные действия оказываются слишком опасным путем применения времени и сил. Причина в том, что в игре появилось слишком много значков дипломатии. Во-первых, значок дипломатии содержат 3 черные карточки из дополнения «Города». Во-вторых, этим значком помечены 2 этапа чуда света Византия «Б». В-третьих, в «Городах» добавился лидер Аспазия с этим же значком. Во всех этих случаях бесспорный победитель всех шести боев получает не 18 очков, а 9! Если вы к тому же потратили на войну стандартные 5 карточек, ваш доход просто смехотворен! Уменьшает доходы от войны и Томирис. Правда, тут потери не так значительны, но, скажем, война с обладателем карточки Томирис в первую эпоху не приносит победителю ничего. Я еще ни разу не играл партию, в которой бы не появился хотя бы 1 значок дипломатии. Таким образом, игра теряет баланс, если одно из важнейших направлений приложения усилий становится настолько более опасным, чем другие.
- Не стоит играть с новичками в «7 чудес» сразу с двумя дополнениями. Сыграйте сначала с ними несколько партий в «базу».
- Обязательно поиграйте в настолку с различным количеством участников. Это значительно разнообразит ваш игровой опыт, поскольку разное количество игроков существенно влияет на игровой процесс и игровую стратегию. Помните, что с дополнением «Города» в игру можно играть даже ввосьмером.
Впечатления от игры. Когда я только посмотрел обзор игры «7 чудес», я уже знал, что куплю не только «базу», но и дополнения «Лидеры» и «Города». Слишком интересными мне показались тема и игровая механика. И хотя «7 чудес» не являются моей любимой игрой в силу некоторой простоты, рэндомности и неглубокого проникновения в тему, я по-прежнему с удовольствием в нее играю. Игра на каждом шагу предлагает сделать интересный выбор. Пожалуй, это мне в «7 чудес» больше всего и нравится. Сыграть карточку в своих интересах или помешать сопернику? Заготовить ресурс на будущее или же выстроить культурное здание? Дополнение «Лидеры» делает проблему выбора еще более сложной и интересной. Если в «базе» ошибочный выбор карточки зачастую не имел катастрофических последствий, ошибки при выборе лидеров уже на старте могут дать соперникам очень большое преимущество. Да, некоторые лидеры полезнее других. Да, в одной руке на старте партии могут оказаться хорошие лидеры, а в другой плохие. Но вся прелесть драфта именно в том, что соперник не сможет забрать себе сразу всех четверых лидеров. Троих придется передать соседу. И главный смысл драфта даже не в том, чтобы отхватить «самых-самых». Очень важно найти правильное взаимодействие между выбранными лидерами и, в идеале, объединить их усилия с особенностями выбранного города. Вот тогда вы получите истинное наслаждение от игрового процесса. Дополнение «Лидеры» решило одну из проблем «базы». Теперь благодаря новой игровой фазе карточки 2 раза передаются влево и 2 раза – вправо. Это дополнение не привносит в игровой процесс особых новшеств. Фаза лидеров понятна всем, кто играл в «базу». Правда, при этом добавляется много новой символики, что существенно усложняет жизнь новичкам. И первая партия сильно затянется, поскольку нужно будет все время заглядывать в правила. Но тут я не вижу особой проблемы – новые игры всегда требуют периода освоения. Теперь о том, стоит ли покупать эту игру. «7 чудес» — это, безусловно, шедевр, о чем свидетельствуют многочисленные награды и невероятная популярность игры во всем мире. Поэтому я уверен, что любой профессиональный настольщик должен иметь эту игру в своей коллекции. Это касается и дополнения «Лидеры», которое расширяет игровой опыт и, кстати, делает игру сложнее. Играющим время от времени стоит взять дополнение напрокат и сыграть в него ряд партий. Многие жалуются на то, что партия с «Лидерами» стала длиннее и сложнее, и вот это им в игре уже не нравится. Тут все будет зависеть от индивидуального восприятия. Думаю, что новичкам дополнение вряд ли подойдет. Наворотов стало больше, легкость и прозрачность игрового процесса несколько утеряна.
На какую игру похожа?
Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.
Для кого эта игра?
Вам подойдет это дополнение, если:
- Вы любите игру «7 чудес»;
- Вам немного поднадоела «база», и вы хотите расширить игровой опыт;
- Вы хотите, чтобы дополнение привносило новые элементы, но принципиально не меняло механику игры;
- Вам нравится, если игра содержит не только тактическое начало, но и элементы стратегии.
Вам не подойдет это дополнение, если:
- Вы ценили «7 чудес» за простоту и доступность;
- Вам не нравится, что в первых нескольких партиях новичкам придется все время заглядывать в правила в поисках новых символов;
- Вас не радует увеличение рэндомности в настольных играх.
Как победить:
Суть дополнения «7 чудес: Лидеры» — это карточки лидеров и планшет Рима. Именно этим элементам мы и уделим внимание при анализе. Для полноты картины я также разберу здесь 6 карточек лидеров из дополнения «7 чудес: Города», включая карточку «Семирамида» с текстом правил.
- Если вы решили играть с дополнениями «Лидеры» и «Города», деньги, пожалуй, — самый важный из всех игровых ресурсов. Деньги теперь требуются на каждом шагу. Если в первую или вторую эпоху вам на руку пришла карточка, дающая 5 или больше монет, ее нужно выбирать почти всегда. Я бы сказал, что исключением будет только выбор зеленой карточки при реализации Классической научной стратегии.
- Если вы не играете Римом стороной «А», помните, что за лидеров нужно платить. Так что если вы наберете лидеров на 16 монет, то либо не сможете ввести всех их в игру, либо вам придется наплевать на ввод в игру ключевых карточек в третью эпоху.
- В идеале лидеров нужно подобрать так, чтобы они действовали сообща на реализацию единой цели. Скажем, Гипатия, Архимед и Аристотель претендуют на то, чтобы называться идеальным набором.
- Здорово, если вы можете подобрать лидеров под стратегию, которая является предпочтительной для вашего города. Но в целом отмечу: сильные лидеры могут оказаться важнее, чем предпочтительная для города стратегия. Скажем, если вы можете поднять на драфте Архимеда и Гипатию, то даже Гизе, вероятно, стоит задуматься о «науке». А вот Вавилону, как ни крути, в науку играть придется в любом случае, иначе он играет без поля.
- Когда выбираете карточки в фазе лидеров, сразу же думайте, кто из лидеров может быть разыгран в какую эпоху. Если вы выберете трех очень хороших лидеров, которых необходимо разыграть именно в начале 1-й эпохи, дальше партию вряд ли имеет смысл продолжать.
- Теперь перейдем непосредственно к анализу карточек. Сразу же оговорюсь, что провожу анализ для партии, в которой участвует не меньше четырех человек с включением «базы» и двух дополнений – «7 чудес: Города» и «7 чудес: Лидеры».
Все карточки мы делим на 4 категории. 1-я категория – карточки, которые определяют игровую стратегию. Эти карточки нужно брать на драфте при первой же раздаче. 2-я категория – это карточки, которые приносят существенную, но все же ограниченную пользу. Эти карточки берем на втором пике драфта. 3-я категория – это карточки полезные при тех или иных условиях. В какой-то партии они могут выйти на уровень 2-й категории, а в другой окажутся почти бесполезными. Это третий пик драфта. Наконец, 4-я категория – это карточки малопонятные. В большинстве случаев такую карточку вы получите по остаточному принципу в самом конце фазы лидеров.
1-я категория.
Перикл (6 монет) – 2 победных очка за каждую красную карточку в вашем городе. Перикл запускает военную стратегию и обладает прекрасной синергетикой с красными карточками. Как вы помните из обзора по «7 чудесам», эффективная военная стратегия предполагает использование пяти красных карточек. В этом случае Перикл принесет сразу 10 очков. Подчеркну, что это, по сути, гарантированные очки – вы ведь собираетесь побеждать по войне? Теперь даже 6-ю военную карточку будет играть не так обидно, хотя по возможности от этого стоит воздержаться. Играть перед началом 3-ей эпохи, чтобы раньше времени не раскрывать соперникам своей стратегии.
Цезарь (5 монет) – дает 2 щита. Если вашим соседом не является Родос, 2 лишних щита – серьезная заявка на победу во всех войнах. А если вы играете за Родос, то вряд ли после этого вообще кто-то из соседей будет играть в войну. Впрочем, всегда нужно помнить про силу черных карточек, связанных с войной. Играем перед началом 1-й эпохи, чтобы уменьшить желание соперников собирать красные карточки.
Навуходоносор (4 монеты) – 1 победное очко за каждую синюю карточку в вашем городе. Тут все просто до ужаса. Каждая синяя карточка сама по себе уже приносит победные очки. Теперь вы получаете за каждую из синих карточек на очко больше. Причем собрать синих карточек можно довольно много. Вероятно, тут очков будет немного меньше, чем от Перикла, однако и стоит Навуходоносор немного меньше. Так же, как и Перикла, играем в начале 3-ей эпохи.
Архимед (4 монеты) – дает скидку в 1 ресурс/товар на каждую научную карточку. Сила Архимеда в том, что теперь все научные здания 1-й эпохи можно возвести бесплатно. И если играющий в науку это сделает, то остановить его будет весьма сложно – дальше все карточки можно выстраивать по цепочке бесплатно. Но даже если вы и прервете одну из цепей, скидка в 1 ресурс/товар все равно пригодится и в будущем. С помощью Архимеда наукой можно набрать просто неприлично большие очки. Думаю, Архимеда можно остановить только одним способом. Перед началом первого хода 1-й эпохи игроки должны договориться скидывать за 3 монеты все пришедшие им на руку зеленые карточки. Если все будут честно соблюдать это условие, то может получиться. Разыгрываем, разумеется, в начале 1-й эпохи.
Гипатия (4 монеты) – 1 победное очко за каждую зеленую карточку в вашем городе. Тот же Навуходоносор, только зеленый J . И очков должен принести приблизителньо столько же. Прекрасно сочетается с Архимедом. Играем в начале 3-ей эпохи.
Аристотель (3 монеты) – 3 победных очка за каждый набор из трех различных научных символов. В базовой версии игры набрать 3 набора по 3 различных научных символа было возможно только с помощью соперников. С дополнениями «Города» и «Лидеры» 3 набора уже не кажутся чем-то невыполнимым. В любом случае, если вы играете в науку, то 2 набора (=6 очков) у вас уже практически в кармане. Играем в начале 3-ей эпохи.
2-я категория.
Птолемей, Эвклид, Пифагор (5 монет) – дают дополнительный научный символ. Как ни странно, даже 1 лишний научный символ – очень серьезная помощь при игре в науку. А если вы играете Вавилоном, то у вас их уже два! Как оценить очковый вклад этой троицы в окончательный результат? Стандартный результат при игре в науку – 6-11 научных символов. Карточки с 7-й по 11-ю дают обычно 5-7 очков каждая. Это приблизительно тот очковый диапазон, который приносят карточки 2-й категории. Играть в конце 3-й эпохи.
Хирам (3 монеты) – 2 победных очка за каждую гильдию в вашем городе. Далеко не каждая гильдия приносит пользу. Да и построить их не так-то просто. Если гильдия будет вам очень полезна, ее перехватят опытные соперники (особенно если им она тоже будет полезна). Так что вряд ли вы построите больше трех гильдий, что дает 6 очков. Можно строить перед любой эпохой.
Пракситель (3 монеты) – 2 победных очка за каждую серую карточку в вашем городе. Пракситель хуже Хирама, поскольку у него нет перспективы роста результата выше 6 очков. Вы, конечно, можете выстроить в городе и 4 товара, но это будет уже чересчур. Я очень редко строю даже все 3 (стекло, ткань, папирус), пытаясь выиграть время на постройку более важных зданий. Так что эта карточка – не для меня. Можно строить в любую эпоху – вряд ли вам кто-то будет сильно мешать.
Александр (3 монеты) – 1 победное очко за каждый жетон победы. Очковый потолок Александра – 6. И только в том случае, если будут выиграны все 6 войн. Для играющего в войну карточка вполне хорошая. Играть в начале 3-й эпохи.
Дарий (4 монеты) – 1 победное очко за каждую черную карточку. Я никогда не видел, чтобы кто-то выстраивал много черных карточек. Во-первых, многие из них стоят денег, которых постоянно не хватает. Во-вторых, если черная карточка очень хорошая, она не будет долго ходить по рукам. В отличие от Праксителя и Александра, у Дария есть перспективы очкового роста. Но вряд ли они слишком уж черные радужные. Играем в начале 3-й эпохи.
Рамзес (5 монет) – позволяет бесплатно возводить гильдии. Рамзес выглядит жутко полезным, потому что, во-первых, гильдии возводить тяжело, а, во-вторых, гильдии могут принести много очков. Однако гильдии приносят много очков далеко не всегда. В одной из партий на четверых разыгравший Рамзеса выстроил все 6 гильдий… и занял последнее место J . При этом не будем забывать, что Magistrates Guild и Scientists Guild могут запросто принести 10+ очков каждая. Так что о пользе Рамзеса для разыгравшего его игрока будет говорить каждая отдельная партия. Лучше строить перед 3-й эпохой, чтобы соперники не знали заранее о вашем преимуществе в последней части партии.
Соломон (3 монеты) – как только входит в игру, можно разыграть одну карточку из сброса бесплатно. Если вы освоили стратегию игры Галикарнасом, то и Соломоном сможете воспользоваться, как следует. С опытными соперниками он принесет пользу только в том случае, если вы сами скинете за 3 монеты хорошую карточку, которую сейчас не можете разыграть. Тут важно помнить, что Соломон будет разыгран до того, как в игру войдут ценные карточки 3-й эпохи. Так что либо вы играете в науку и «хороните» зеленую карточку, либо нацеливаетесь на Акведук или Табулярий. Научное использование Соломона, пожалуй, выглядит поинтереснее. Разумнее всего разыграть Соломона перед началом 3-й эпохи.
Томирис (4 монеты) – во время разбора военных конфликтов жетоны поражения передаются победителю. В сравнении с каждым соседом разыгравший Томирис, по сути, зарабатывает 6 очков. Плюс Томирис также в том, что игрок может сосредоточиться на невоенных стратегиях, экономя карточки. Минус в том, что победитель всех шести военных схваток все равно заработает 15 победных очков, что довольно много. Сосед Томирис может захотеть выиграть у нее войну малой кровью – 1-2 красными карточками. Впрочем, в этом случае разыгравший Томирис может неожиданно подложить свинью, сыграв военные карточки под конец эпохи и вырвав победу. Играть в начале 1-й эпохи.
Клеопатра (4 монеты) – 5 победных очков. Клеопатра просто приносит очки по хорошему курсу. Главный плюс карточки в том, что вы можете положить в карман 5 очков и забыть об этой карточке. Клеопатра не склоняет вас ни к какой стратегии – вы вольны в выборе направления. Можно разыграть в любую эпоху.
Амитис (4 монеты) – 2 победных очка за каждый выстроенный в вашем городе этап чуда света. В большинстве случаев Амитис принесет довольно легкие 6 очков, потому что претендент на победу в партии должен стремиться к возведению всех трех этапов чуда. Играющий Гизой «Б» должен брать Амитис на первом пике драфта – это верные 8 очков! А Родосу «Б» в этом случае остается только материться. Играть перед любой эпохой.
3-я категория.
Нефертити (3 монеты) – 4 победных очка. По сути, это та же Клеопатра, только приносит чуть меньше очков. Можно разыграть в любую эпоху.
Аспазия (3 монеты) – 2 победных очка и возможность не участвовать в одном военном конфликте. Аспазия приносит 2 победных очка и еще 2 экономит. Проблема Аспазии в том, что она спасает только от одного военного конфликта. Не очень понятно, участвовать ли разыгравшему Аспазию в двух других войнах. Разыграть перед той эпохой, в которой не хотите воевать.
Калигула (3 монеты) – позволяет бесплатно разыграть 1 черную карточку за эпоху. Это чистый рэндом – повезет/не повезет. И скорее второе, чем первое, потому что соперники видят разыгранного вами Калигулу. По-настоящему опасные для соперников карточки вам вряд ли отдадут. Кроме того, неизвестно, какие именно черные карточки вошли в колоду в этой партии. Играем перед 1-й эпохой.
Варрон (3 монеты) – 1 победное очко за каждую желтую карточку в вашем городе. Я видел только одну партию-эксперимент, в которой один из игроков построил 6 желтых карточек, собираясь играть почти исключительно через торговлю с одним своим соседом. В той партии он занял последнее место. А победил как раз сосед, у которого в конце партии оказалось больше 40(!) монет. С тех пор я ни разу не видел, чтобы кто-то возводил больше 4 желтых карточек. Думаю, 4 очка – потолок амбиций для Варрона, если вы, конечно, собираетесь выигрывать партию. Играем перед 1-й эпохой.
Мидас (3 монеты) – 1 победное очко за каждые оставшиеся в конце партии 3 монеты. Я отношу Мидаса к 3-ей категории, потому что при игре с двумя допами много денег в конце партии вряд ли останется. Деньги нужны просто все время. В какой-то партии Мидас заработает 5 очков, а в какой-то – 0 очков. Я бы не взял Мидаса, потому что стараюсь не оставлять деньги после окончания партии. 1 очко – утешительный приз за 3 монеты, не более.
Витрувий (1 монета) – зарабатывает 2 монеты каждый раз, когда удается бесплатно ввести карточку в игру – по цепи строительства. Витрувия было бы интересно выбрать либо вместе с Навуходоносором, либо вместе с Архимедом и Гипатией. В этом случае внимательные соперники должны активно рубить цепи. Какие-то деньги Витрувию достанутся, но вряд ли сильно много. Играть перед началом 2-й эпохи, когда появляется возможность провести «цепную реакцию».
Крез (1 монета) – дает 6 монет. Полезный середнячок, дающий деньги на разгон перед началом раунда. В очковом эквиваленте Крез дает совсем мало, но в этой игре в деньгах бывает крайняя нужда. Можно играть перед началом любой эпохи.
Ганнибал (2 монеты) – дает 1 щит. Полезная карточка для тех, кто хочет активно заниматься войной. Проблема карточки в том, что 1 щит ничего не гарантирует. Особенно если вспомнить, какие военные карточки бывают в черной колоде «Городов». Если играете в войну, то пригодится, но сразу начинайте усиливаться. Играть перед началом 1-й эпохи, чтобы создать небольшой задел.
Хаммурапи (2 монеты) — дает скидку в 1 ресурс/товар на каждую синюю карточку. Вроде бы Хаммурапи похож на Архимеда. Но отличие в том, что 3 из 4 синих карточек первой эпохи можно возвести бесплатно. Так что в 1-ю эпоху Хаммурапи почти избыточен, а в дальнейшем от него есть польза, но вряд ли ее стоит переоценивать. Играть в 1-ю эпоху, только если боитесь не возвести Бани. Иначе перед началом 2-й.
Леонид (2 монеты) — дает скидку в 1 ресурс/товар на каждую военную карточку. Леонид мог бы оказаться в 1-й категории, если бы красные карточки, подобно зеленым, выстраивались в непрерывные цепи. Но главную помощь Леонид принесет именно при создании зданий первой эпохи, которые не создают цепь при создании зданий второй эпохи. В дальнейшем он, подобно Хаммурапи, будет приносить пользу, но она будет не настолько всеобъемлющей. Помещаем в 1-ю эпоху.
Платон (4 монеты) – дает 7 очков за каждый полный набор из карточек семи цветов. Некоторые серьезно обсуждают вопрос о том, что Платон может принести 14 и даже 21 очко! Могу сказать с полной уверенностью: если вы заработаете Платоном 14 очков, то партию вы точно не выиграете. Любая осмысленная стратегия при таком раскладе обречена. Я беру Платона, только если другие карточки еще хуже или же не подходят под выбранную мной стратегию. В этом случае я планирую набрать 7 очков – 1 набор. Но ведь и 7 очков довольно много? Да, много. Но только если все остальные карточки сами по себе тоже работают. Если же у вас в городе выстроено 1 зеленое и 1 красное здание, результат от использования Платона вряд ли можно признать блестящим. Строим перед началом 3-й эпохи, если есть такая возможность.
Билкис (4 монеты) – раз за ход может принести любой товар/ресурс за 1 монету. Полезная карточка, похожая на Подпольные доки. Разница в том, что Доки платят деньги сопернику, а Билкис – банку. В целом полезно, но не потрясающе. Помощь Билкис все равно не бесплатна. Кроме того, она помогает только раз за раунд. В этом плане Торговые посты и Рынок нравятся мне даже больше. Играть перед началом 1-й эпохи, чтобы получить от карточки максимальную выгоду.
Юстиниан (3 монеты) – дает 3 очка за каждый набор из синей, зеленой и красной карточки. Юстиниан может принести вам даже 9 очков. Но проблема Юстиниана та же, что и у Платона. 3 красные карточки редко принесут вам много пользы. 3 зеленые карточки принесут вам 9-10 очков. А вот 6 зеленых карточек дадут 26 очков. И если вы пойдете дальше по этому пути, то очков за науку может быть все больше и больше. Я веду к тому, что в игре вознаграждается специализация, а не разбрасывание сил направо и налево. Если вы замахнетесь Юстинианом на 4 набора, то, думаю, вас ждет глубокое разочарование от результатов игры: если бы можно было без проблем собирать красные, синие и зеленые карточки одновременно, «7 чудес» потеряли бы всякий смысл. Мне бы не хотелось играть Юстинианом, потому что игра вместе с ним противоречит духу «7 чудес». Лучше всего разыграть перед началом 3-й эпохи – все же хорошо, чтобы соперники не знали про то, что вы собираете.
Семирамида (2 монеты) – превращает каждый жетон поражения в щит. Эта карточка будет полезна только в том случае, если вы избрали Научно-военную стратегию. Согласно этой стратегии, в первую эпоху у вас нет времени работать на войну. Победу нужно постараться вырвать во вторую и третью эпохи. Если же вы хотите играть в войну всерьез, карточка будет для вас явно избыточной. Играть перед началом 1-й эпохи.
Нерон (1 монета) – дает 2 монеты за каждый жетон победы. Если вы выиграете все военные конфликты, то заработаете 11 монет (12-1). Последние 4 вы даже не сможете потратить, потому что они придут с завершением партии. В целом средне, хотя может принести пользу играющему в войну. Играть только в начале 1-й эпохи.
Меценат (1 монета) – позволяет ввести в игру других лидеров бесплатно. Неплохой лидер для разгона в партии, если два других ваших лидера стоят дорого. Если вы без проблем введете их в игру, то зачем вам Меценат? Играть в начале 1-й эпохи.
Фидий (3 монеты) – дает 1 победное очко за каждую коричневую карточку. По-хорошему, очковый потолок Фидия – это 4. Иначе вы строите ресурсную базу, а остальные игроки в это время побеждают в партии. Возможно, какую-то поблажку себе можно сделать при игре Гизой «Б», но вряд ли уж слишком большую. Играть перед началом 1-й эпохи.
Хатшепсут (2 монеты) – каждая покупка товаров/ресурсов у соседа дает 1 монету из банка. Хатшепсут – мой любимый лидер из 3-ей категории. Я часто беру ее даже на втором пике, хотя объективно она все-таки ниже. Полезность Хатшепсут хорошо видна, когда нам удается выстроить в городе торговые здания. Скажем, если мы выстроили оба Торговых поста, то можем купить 2 ресурса у соседей бесплатно! А если при этом мы еще выстроили Подпольный док, то при покупке у соседа мы заработаем 1 монету! Разумеется, все тороговые здания нам купить не удастся. При игре с Хатшепсут я стараюсь выставить Торговый пост в сторону богатого ресурсами соседа, а затем еще и Рынок и чувствую себя весьма комфортно даже с небольшим запасом ресурсов. Лучше всего построить перед 1-й эпохой.
4-я категория.
Сапфо (1 монета) – дает 2 победных очка. Сапфо тупо дает мало очков. Победитель в партии с двумя дополнениями набирает 80+ очков. А здесь, если быть точным и отнять стоимость Сапфо, выходит 1,66 очка. Даже не смешно. Стоит хорошо подумать, не сбросить ли ее за 3 монеты. Или можно под этап чуда подложить. Играть перед 3-й эпохой.
Зенобия (2 монеты) – дает 3 победных очка. Зенобия ненамного лучше Сапфо. Ее «удельный вес» — 2,33 победного очка. Тоже мало. Играть перед 3-й эпохой.
Ксенофонт (2 монеты) – дает 2 монеты за введенную в игру желтую карточку. Как мы уже знаем, никто не вводит в игру много желтых карточек. Сам Ксенофонт при вводе в игру пожирает 2 монеты. Вряд ли вы много заработаете на Ксенофонте. Эта карточка – явно под сброс. Если играть, то перед 1-й эпохой.
Диоклетиан (2 монеты) – дает 2 монеты за введенную в игру черную карточку. По сути, Диоклетиан идентичен Ксенофонту. Если играть, то перед 1-й эпохой.
Береника (2 монеты) – дает на 1 монету больше каждый раз, когда мы берем деньги из банка. Тут вопрос только один: как часто мы берем деньги из банка? Не очень часто. И за ход все равно можно взять не больше 1 монеты. Вряд ли вы и тут заработаете состояние. Играть в начале 1-й эпохи.
Имхотеп (3 монеты) – позволяет сократить постройку каждого этапа чуда света на 1 ресурс/товар. Я считаю, что это дорогой и при этом плохой лидер. Мы обязаны выстроить хорошую товарно-ресурсную базу. Мы подбираем ресурсы/товары таким образом, чтобы, во-первых, выстроить все этапы чуда и, во-вторых, иметь возможность купить на эти товары/ресурсы карточки 2-3 эпох. В этом суть игры. Если мы берем скидку на постройку этапов чуда, нам будет трудно покупать товары/ресурсы во 2-3 эпоху. Просто и очевидно. Возможно, какому-то городу не терпится быстро возвести 1-2 этапа чуда. Но и в этом случае Имхотеп избыточен. Строим в 1-ю эпоху.
Стиви (X монет) – позволяет построить 1 этап чуда света за монеты вместо ресурсов. При всем уважении к Стиви Вандеру… Ну, я понимаю, что это всего лишь промо-карточка. Кому не нравится, может ее не использовать. Свойство Стиви плохое. Деньги в этой игре ой как нужны, товарно-ресурсную базу в городе строить нужно. Так зачем нужен такой лидер? Между прочим, при постройке последнего этапа Гизы «Б» Стиви стоил бы 5(!) монет – как самые ценные лидеры в игре. Стройте тогда, когда собираетесь возвести очередной этап чуда. Но лучше бы вам этого не делать.
- Пришло время поговорить о Риме.
Рим, сторона «А». Сторона «А» дает нам очень мало подсказок относительно предпочтительной стратегии. Награда за построение этапов – победные очки. Отсутствует начальный товар/ресурс. Все указывает на то, что Рим заточен под выбранных на драфте лидеров. И все же маленькая подсказка есть. Риму необходимо собрать все 4 ресурса для построения этапов чуда, что склоняет его немного в сторону Ненаучной стратегии. Но если вам на драфте выпали Архимед и Пифагор, забудьте про все расклады и играйте в науку!
Рим, сторона «Б». Я бы сказал, что сторона «Б» все же чуть больше склонна к Научным стратегиям. Нетрудно заметить, что для построения чуда требуется сразу 2 товара. Кроме того, играющий Римом «Б» видит за партию сразу 7 лидеров, из которых может разыграть 5. В такой солидной «руке» велика вероятность найти сразу нескольких научных лидеров, коими обильно наполнено дополнение.
Вердикт. Если у меня есть выбор, я всегда выберу сторону «А». Во-первых, из-за 10 победных очков (против всего 6 на стороне «Б»). Во-вторых, сторона «А» позволяет вводить лидеров в игру бесплатно, так что у Рима никогда не бывает проблем с деньгами. В-третьих, на стороне «А» нужно выстроить всего 2 этапа чуда. Это очень важный плюс – Рим выигрывает ход для того, чтобы догнать соперников по ресурсам/товарам. Сторона «Б» заставляет активно крутиться. За лидеров нужно платить. Да, есть скидка. Но скидка есть и у соседей! При игре втроем Рим сторона «Б», по сути, теряет одно из своих преимуществ. Отсутствие стартового товара/ресурса и недостаток очков вроде бы восполняется тем, что можно вытащить много лидеров. Теперь так: если вам повезло, вы вытянете нужных вам лидеров и будете среди претендентов на победу; если лидеры оказались неудачными, судьба Рима будет под угрозой. Разумеется, с помощью хорошей игры вы можете преодолеть многие неудачные обстоятельства. Я выигрывал и стороной «А», и стороной «Б». Но зачем бороться с обстоятельствами? Гораздо проще взять более солидную сторону «А» и использовать ее преимущества.