Пикантная приправа к 7 чудесам
7 чудес: Города (7 wonders: Cities). Является дополнением к игре «7 чудес». Оценка – 8.
Бэкграунд. Античный мир понемногу расширяет свои границы. Теперь туристы и паломники могут насладиться величием Софийского собора в Византии и восхититься монументальностью храма Эль-Хазне в Петре. Войны по-прежнему имеют большое значение, однако их разрушительный эффект нивелируется развивающимся искусством дипломатии. На первый план выходят также товарно-денежные отношения. Античный мир стал сложнее, взаимоотношения между соседями – более агрессивными. Однако и возможностей для развития городов-государств стало больше. Руководите мудро, и ваше имя прославится в веках!
Особенности игрового процесса. Какие нововведения предлагает нам дополнение? Их немало. 1). Количество игроков в партии можно теперь увеличить до 8. 2). Дополнение позволяет сыграть в версию «команда на команду». 3). Добавились 2 новых города – Петра и Византий. 4). В каждую эпоху вы теперь разыгрываете 7 карточек, а не 6, как в базовой версии. 5). Черные карточки из дополнения «7 чудес: Города», как правило, сильнее карточек аналогичной эпохи из базовой версии. А некоторые просто невероятно сильны. Для покупки большинства этих карточек нужно, помимо ресурсов и товаров, заплатить деньги. 6). Добавилось сразу несколько важных игровых концептов. А). Дипломатия. Разыграв карточку с изображенным на ней значком дипломатии, вы теряете возможность поучаствовать в боевых действиях в конце текущей эпохи. Вы не сможете принять участие в войне даже в том случае, если превосходите соседей по боевой мощи. При этом ваши соседи должны будут воевать между собой. Б). Долги. Некоторые карточки заставляют всех других игроков сбросить определенное количество монет. Если кто-то не может (не хочет) сбросить монеты, он получает жетоны долга, каждый из которых приносит в конце игры 1 штрафное очко. В). Маска. Карточка со значком маски позволяет в конце партии скопировать символ на одной из зеленых карточек в соседнем городе. Вы можете скопировать символ даже в том случае, если в вашем городе есть точно такое же здание.
Тема и атмосфера. Как и в базовой версии, тема в игре есть. Причем дополнение усиливает реализацию темы. Многие карточки в игре продуманы просто идеально. Например, шпионаж (символ маска) позволяет похищать чужие научные технологии. В этом плане логично смотрятся Pigeon Loft и Confession Room. Дипломатия позволяет уклоняться от войны, заключая мирные договоры. В контексте дипломатии весьма логично выглядит здание Embassy. Militia, разумеется, дает военную мощь. Gambling Den дает деньги. Architect Cabinet позволяет бесплатно выстраивать этапы чуда света. Sepulcher – это, по сути, расплата за военные победы. Шикарная в тематическом плане карточка Black Market, позволяющая достать тот ресурс/товар, которого в городе нет. Очень хороша и ее противоположность – Secret Warehouse, позволяющая удвоить имеющийся в городе товар. Этот список можно продолжать бесконечно. Но к карточкам есть и вопросы. Почему Brotherhood заставляет соперников скинуть по 3 монеты? Членские взносы для членов братства? И что такое в принципе Spy Cabinet? Место, где трудится шпион? Но если это место расположения шпионов, то почему на карточке шпион подкрадывается к работающему алхимику? Но главный «тематический» вопрос касается не карточек. Почему в игре под названием «7 чудес» с каждым дополнением увеличивается количество чудес? Ответ, разумеется, лежит на поверхности. Разработчик не знал, что базовая версия игры станет настолько популярной во всем мире. Иначе бы он назвал базу «Чудеса света». Теперь же желание дополнительно заработать на раскрученном бренде заставляет его регулярно закрывать глаза на это «небольшое» логическое несоответствие. Атмосферы развития цивилизации в игре по-прежнему нет. Я не строю здания, я разыгрываю карточки с символами.
Условия победы. Побеждает тот, кто к концу третьей эпохи наберет наибольшее количество очков. На финальный результат влияют следующие параметры: 1) синие карточки приносят победные очки по номиналу на карточке (в конце игры); 2) зеленые карточки приносят победные очки в зависимости от количества собранных зеленых карточек и символов на них (в конце игры); 3) фиолетовые карточки приносят победные очки, если выполнены указанные на карточках условия (в конце игры); 4) победные очки приносит возведение некоторых этапов чуда света (в конце игры); 5) в конце каждой эпохи игрок, имеющий преимущество в щитах (на красных карточках) над соседями слева и справа, получает победные очки; с каждой эпохой количество победных очков возрастает; 6) некоторые желтые карточки приносят победные очки (в конце игры); 7) каждые 3 монеты, оставшиеся у игрока в конце партии, принесут ему 1 победное очко; 8) черные карточки с символом маски могут принести в конце партии победные очки, если у кого-то из соседей есть научные здания; 9) целый ряд черных карточек принесет победные очки как по указанному на карточке номиналу, так и за выполнение ряда игровых условий; 10) жетоны долга принесут при финальном подсчете отрицательные очки.
Замечания и недостатки:
- Это дополнение должно было иметь название «9 чудес».
- В настолку пришел довольно сильный рэндом. Как ни странно, игру в целом это не испортило. Она лишь стала более напряженной. Вы не знаете, какие черные карточки были замешаны в колоды эпох. Да, еще у меня плохая новость для тех, кто любит стратегическое планирование и полный контроль над ситуацией. Теперь вы можете не выиграть просто потому, что в расклад на партию попала всего лишь одна черная карточка. Например, Contingent. Или Embassy.
- Большинство черных карточек сильнее карточек других цветов из аналогичной эпохи. У меня нет никаких сомнений, что разработчик сделал это намеренно. Но зачем? Разве игровой баланс – это плохо? Теперь кому-то придут суперкарточки, а кому-то не достанется ни одной. Очень сильны все 3 военные карточки дополнения. Contingent – практически чит. Architect Cabinet – серьезная заявка на победу, особенно для Гизы «В». Крайне неприятны карточки, заставляющие других игроков сбросить деньги. Их имеет смысл брать в 90% случаев.
- Почему названия некоторых карточек в англоязычных правилах отличаются от названий на самих карточках? Например, Spy Ring (на карточке – Spy Cabinet), Torture Chamber (на карточке – Confession Room), Mourner’s Guild (на карточке – Crier’s Guild). Игру продали со старой версией правил?
И еще раз повторю недочеты, которые остались нерешенными из базовой версии:
- В течение партии игроки дважды передают карточки налево и лишь один раз направо. В весьма вероятной ситуации, когда не все игроки равны по силам, сидящий слева от сильного игрока окажется в заведомо невыгодных условиях. Затруднение легко было разрешить, сделав 4 эпохи. Разумеется, это увеличило бы длительность партии.
- Если вы займете место между двумя более слабыми игроками, ваши шансы на победу резко увеличатся.
- Карточки гильдий, на которые вы изначально рассчитывали, могут до вас вообще не дойти или их может не оказаться в колоде в данной партии. Впрочем, после появления целой рэндомной колоды черных карточек этот недостаток, можно сказать, был успешно решен J. Теперь вы не можете рассчитывать на огромное количество карточек.
- Вы можете очень хорошо играть всю партию, не делая ошибок, и все равно не выиграть. И наоборот: если вы выиграли, то не обязательно играли умно и интересно. Возможно, соперники просто вам не мешали (а может и помогали).
Советы по игре:
- Обязательно поиграйте в настолку с различным количеством участников. Это значительно разнообразит ваш игровой опыт, поскольку разное количество игроков существенно влияет на игровой процесс и игровую стратегию.
- На форумах часто обсуждается вопрос, подходит ли формат «7 чудес» для игры вдвоем. Апологеты игры вдвоем говорят: «Существуют правила игры вдвоем, значит, вдвоем играть можно». Попробую объяснить, почему «7 чудес» плохо подходит для игры вдвоем. Игры для двоих человек – это особый формат игр, разрабатываемый исключительно для игры вдвоем. Трудно представить, чтобы одну партию в шахматы одновременно играло трое человек. С другой стороны, игры для компании – формат, разработанный для активного взаимодействия большого количества людей. Целый ряд игровых концептов такой игры (торговля, дипломатия) сразу же теряют почти весь смысл при игре вдвоем. Играя вдвоем, вы, по сути, убиваете такое взаимодействие и калечите игру. Конечно, в формате на двоих есть третий город, за который вы играете по очереди. И таки-да с ним можно торговать! А вас тут ничего не смущает? Как можно с точки зрения игровой тематики понять то, что вы по очереди играете за третий город? Вы же, по сути, сами признаете, что третий игрок нужен. Просто лень было позвать? Для любителей играть в «7 чудес» вдвоем у меня есть еще более радикальное предложение: начните играть в одиночку. Преимущества такого формата очевидны: не нужно звать друга, который съесть все печенье и выпьет весь чай.
Впечатления от игры. Являясь ярым приверженцем стратегического планирования и игрового контроля, я с удивлением вынужден признать, что дополнение «7 чудес: Города» вдохнуло в игру новую жизнь. Базовая версия после многочисленных партий становится «просчитываемой», решения принимаются на полуавтомате. А вот дополнение как раз приводит к появлению целого ряда плохо прогнозируемых моментов. Во-первых, вы понятия не имеете, какие черные карточки будут разыграны в этой партии. Во-вторых, плохо поддается счету момент, когда вас заставляют сбросить определенную сумму денег. В-третьих, сумбур в игровые построения вносят карточки с символом дипломатии. Да и некоторые другие символы заставляют изрядно поломать голову при принятии решения. Я бы сказал, что дополнение нарушает правила, установленные в базовой версии. И это на пользу игре. Например, я выиграл партию, в которой купил только одну (!) карточку ресурсов/товаров! Это стало возможным благодаря принятию нескольких весьма не стандартных решений. В базовой версии игры так победить невозможно. Теперь я однозначно буду играть в «7 чудес» только с дополнением. Пожалуй, исключение можно сделать для партий с новичками. Если вам понравилась базовая версия игры, я настоятельно рекомендую вам приобрести это дополнение.
На какую игру похожа?
Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.
Для кого эта игра?
Вам подойдет это дополнение, если:
- Вы любите креативно сделанные игры с новыми фишками;
- Вам нравится, если дополнение расширяет игровые горизонты базовой версии;
- Вы любите принимать нестандартные решения во время игры.
Вам не подойдет это дополнение, если:
- В первую очередь вы цените в настолках контроль над игровым процессом;
- Вы предпочитаете хардкорные стратегии тактическим играм;
- Вы уверены, что настольная игра обязательно должна быть веселой. С другой стороны, зачем вы тогда играете в дополнение, если вам база не понравилась?
Как победить:
Я слишком детально проанализировал базовую версию игры, поэтому здесь не буду заново перечислять все советы для «7 чудес». Я буду возвращаться к советам по «базе» только в тех случаях, когда эти советы потребуют корректировки для правильной игры в дополнение.
- Сколько ресурсов и товаров необходимо возвести в своем городе, чтобы чувствовать себя уверенно? В обзоре по базовой версии я писал о том, что ориентируюсь на 5 ресурсов/товаров (+1, данный в начале партии). Играя в «7 чудес», вы могли спокойно выстраивать материально-техническую базу. В дополнении появилось много интересных карточек, существенно влияющих на игровой процесс. Теперь вам иногда придется отказываться от нужных ресурсов/товаров, чтобы выстроить комбинацию из карточек. Мне удалось выиграть партию Галикарнасом (сторона «В), в которой я выстроил только одно товарно-ресурсное здание – Clay Pit. Также я построил Marketplace (получив доступ к стеклу и папирусу у соседей) и Secret Warehouse, что, по сути, обеспечило мне постройку всех этапов чуда света, а в этом заключается сущность игры Галикарнасом. Я хочу сказать следующее: в игре «7 чудес: Города» количество возможных игровых комбинаций сильно увеличилось. Если вы будете играть по шаблону базовой версии, опытные соперники вас накажут. Теперь ценность вовремя принятого правильного решения сильно возросла.
- Поскольку в дополнении «7 чудес: Города» у вас не всегда будет возможность выстроить эффективную материально-техническую базу, к началу третьей эпохи ориентируйтесь на постройку одного из трех зданий: либо Palace, либо Pantheon, либо Capitol. Если товарно-ресурсная база у вас слабая, покройте недостачу деньгами. Помните, что Temple позволяет возвести Pantheon бесплатно.
- В дополнении «7 чудес: Города» игрокам постоянно нужны деньги. Этого требуют и покупка черных зданий; и угроза, исходящая от таких зданий, как Brotherhood. Да и играющему Петрой придется копить деньги. Самое простое средство зарабатывания денег – сброс карточек. В базовой версии такое действие считалось расточительством и чуть ли не показателем низкого класса игрока, не умеющего рационально использовать пришедшие карточки. Поскольку в дополнении увеличилось количество ходов, вы вполне можете потратить 2-3 хода на сбрасывание карточек. В базовой версии считалось, что построить в данный момент ненужное здание все же лучше, чем сбросить карточку. А вдруг пригодится? В дополнении деньги вышли на первый план. Вам нужно регулярно принимать решение относительно необходимости здания. Если к вашей стратегии здание не подходит, его нужно сбросить. Разумеется, если только эта карточка не нужна Галикарнасу. Тогда сброс – не вариант.
- Поскольку в дополнении выросло значение денег, возросла и польза от коммерческих карточек. Но даже в дополнении бездумно выставлять коммерческие здания вы не имеете права. Давайте коротко пройдемся по коммерческим зданиям базовой версии. За все время игры в «базу» я ни разу не выстроил Tavern. Деньги не имели в «7 чудес» решающего значения. Кроме того, не имело особого смысла копить деньги к началу второй эпохи. В дополнении вторая эпоха может потребовать от вас серьезных денежных вливаний. Вам почти наверняка нужна Tavern, если вы хотите построить Mercenaries. Серьезно подумайте о постройке Tavern, если хотите возвести Tabularium и/или Spy Cabinet. Да и постройка других зданий может потребовать денежного возмещения. Когда строить Tavern? Думаю, первые три хода вам будет некогда думать об этом здании. А вот хода с четвертого, когда поток по-настоящему нужных вам карточек ослабеет, начинайте думать всерьез. Поскольку игра без денег в дополнении невозможна, то East trading post и West trading post могут оказаться крайне полезными. Подчеркиваю, могут оказаться. Я знаю одного игрока, который всегда выставляет эти здания, если они приходят на руки. А после этого иногда еще и обеспечивает город всеми нужными ресурсами! Секрет правильной постройки этих зданий очень прост. Если вам пришло одно из этих зданий, посмотрите на игровое поле вашего соседа. Если его город уже производит 2 ресурса, которых нет у вас, можете смело ставить Post. Иначе даже банальное возведение ресурсного здания будет лучше. Разумеется, вы возводите Post для того, чтобы не выстраивать 2 лишних здания. Таким путем вы пытаетесь выиграть ход для полезных построек. Если вы видите у соседей 2 товара, которых нет у вас, пришло время для постройки Marketplace. Иначе товарное здание будет как минимум не хуже. Невероятно возросло значение Vineyard и Bazar. Ведь вы можете насобирать деньги в решающий момент – перед началом третьей эпохи. Не стройте эти здания, если они приносят меньше 6 монет. Обязательно стройте, если они приносят 8+ монет. Значение остальных коммерческих зданий осталось более-менее неизменным. Как всегда полезны Forum и Caravansery. Деньги, приносимые зданиями третьей эпохи, послужат вам скорее утешительным призом: вы уже вряд ли успеете построить на них что-то серьезное.
- Научные стратегии в дополнении стали сильнее по двум причинам: а) из-за черных карточек с изображением маски; б) из-за увеличения количества ходов в партии на 3. Именно занимавшиеся наукой игроки больше всего страдали в «7 чудес» из-за того, что не успевали подобрать никому не нужную зеленую карточку, ходящую по кругу (при игре втроем-вчетвером).
- Как бороться против научных стратегий в «7 чудес: Города»? Вот хорошее средство, зависящее, правда, от ваших коммуникативных способностей. В определенный момент партии возьмите слово и поясните игрокам, что играющий в науку стал слишком опасен и его необходимо срочно остановить. Для этого всем игрокам на этом ходу необходимо сбросить/подложить под планшет по одной научной карточке. Выгодно всем, к тому же никто на этом ходу не уйдет в отрыв. Главное, чтобы не нашлось саботажников.
- Если вы не играете в науку, ни в коем случае не стройте научных зданий. Это лишний шанс для «научного работника» заработать победные очки с помощью карточек шпионажа.
- Насколько сильно дополнение «7 чудес: Города» меняет стратегию и тактику базовой версии? Вот несколько мыслей на этот счет. А). Постоянно держите на руках некоторый запас монет. Б). Сброс карточек стал вполне респектабельным действием. Но все-таки для него нужно находить место и время. Лучше всего этим заниматься в первую и вторую эпохи. В). В стратегическом плане дополнение серьезно задевает только тех, кто играет в войну. Вам следует выучить информацию про 3 новых военных карточки и 3 новых карточки дипломатии. Главное – что необходимо иметь для их приобретения. Играющий в войну к началу каждой новой эпохи должен быть готов расстаться с деньгами для покупки военной черной карточки. А также сбросить или подложить под планшет карточку дипломатии. Многое для игрока, собирающегося играть в войну, будет зависеть теперь от количества игроков в партии. 3 игрока. Один из самых неприятных раскладов для играющего в войну. Как и в «базе», вы обязаны вкладывать много сил и средств в развертывание армии, однако вошедшая в игру карточка дипломатии может на ровном месте отнять у вас очки. Конечно, шансы появления карточки дипломатии в отдельно взятой эпохе составляют всего 33%. А вот шансы появления хотя бы одной такой карточки за партию уже значительно выше. Но все равно из-за этих вероятностей отказываться от военной линии не стоит. Играйте так, будто карточек дипломатии в колоде нет. А вот если в игре Византий «В», от игры в войну придется категорически отказаться. 4-5 игроков. 1-2 карточки дипломатии так или иначе в колоде окажутся. Но при таком количестве игроков вы все равно наберете очки за войну. Просто будьте готовы воевать с каждым из тех, кто сидит за столом. 6-8 игроков. Для удобства считайте, что все 3 карточки дипломатии в колоде есть. По сути, это мало что для вас меняет по сравнению с партией на 4-5 человек. Иногда карточку дипломатии имеет смысл пропустить, чтобы она сыграла в нужном вам месте. Г). Как ни странно, появление новой военной карточки, Contingent, сильно вредит тем, кто играет в войну. Слишком уж сильный дисбаланс она вносит. В партиях на 3-5 человек считайте, что ее в игре нет. Но все равно постарайтесь создать максимальный разрыв по войне между вами и соперниками. Может и повезет. Однако будьте готовы купить/сбросить/спрятать эту карточку и следите за тем, сколько денег на руках у соперников. В партиях на 6-8 игроков считайте, что она в игре. Тут велика вероятность, что ее вытянет не ваш сосед. Но все равно постарайтесь сделать так, чтобы к началу третьей эпохи у соседей было меньше 5 монет. Поддерживайте это состояние хотя бы в течение первых трех ходов третьей эпохи (или пока кто-то не разыграет Contingent). Помните про правило базовой версии: нужно не просто победить в войне, но потратить на это не больше 5 военных карточек.
- Как уже неоднократно было сказано выше, черные карточки почти всегда сильнее карточек других цветов. Давайте попробуем коротко оценить потенциал каждой из них.
ПЕРВАЯ ЭПОХА
Residence. Эту карточку вы увидите только раз за игру. Поэтому сразу принимайте решение, нужна она вам или нет. Но если вы ее разыграете, то, по сути, становитесь на путь тотального пацифизма. Ведь догнать соперников, которые уже подготовили вооруженные силы в первую эпоху, будет довольно трудно. На всякий случай поясню: вы только что заработали 3 очка, избавив себя от двух жетонов по «-1».
Gates of the city. Самое большое количество номинальных очков за первую эпоху. Но бездумно хватать ее, увидев черный фон, все же не стоит. Если вы играете в науку, у вас может не оказаться времени на такой ход. Выбирая между Baths и Gates of the city, я бы выбрал Baths, которые дают возможность бесплатно выстроить Aqueduct. Мало кто из соперников сможет выстроить Aqueduct естественным путем. Если же особых дел на этом ходу у вас нет, постройте Gates of the city. Все-таки они приносят много очков для первой эпохи.
Hideout. Почти всегда строим сразу. Потеря денег в этой версии игры весьма болезненна. Не забывайте, что карточка бьет по всем игрокам за столом. Строим всегда, когда в игре есть Петра «В».
Gambling Den (GD). Карточка очень похожа на Tavern, только лучше. Если игроков больше трех, то деньги получат только ваши соседи. Но даже при игре втроем GD лучше. 1 монета вряд ли что-то решает, а вот 6 – значительная сумма. Впрочем, не торопитесь ее строить на первых ходах эпохи. Стройте сразу же, если играете Петрой «В».
Secret Warehouse (SW). Карточка, которая может стать основой всей игровой стратегии. Вряд ли вы еще раз увидите эту карточку, поэтому принимайте решение, нужно ли вам много повторяющихся ресурсов/товаров в процессе партии. Скорее всего, нет, если вы избрали классическую научную стратегию. А вот если вы играете Гизой «В», то берите сразу. Это ваш счастливый билет.
Pigeon Loft (PL). Если вы играете в науку и хотя бы один из соседей уже возвел научное здание, стройте, даже не задумываясь. Важнее для вас может быть только научное здание, потому что оно позволит бесплатно построить здание в следующую эпоху. На перспективу не стройте PL никогда.
Militia. Дорого, но стоит затрат, если вы играете в войну. Хороший стартовый рывок может здорово утихомирить конкурентов в дальнейшем. Если, конечно, в колоду не попал Contingent J.
Clandestine dock east/west (CDE/W). Самое интересное заключается в том, что East trading post и West trading post будут лучше, хотя их можно построить совершенно бесплатно! Сила CDE/W в том, что они позволяют получить скидку и на ресурс, и на товар. Но только на один! В партии же нередки ситуации, когда необходимо купить со скидкой и 2, и даже 3 ресурса. В этом случае Posts будут лучше. Если вы уже построили либо Posts, либо Marketplace, то обязательно тут же стройте CDE/W. Вот тогда вы сможете вскоре довести соседей до слез. Проблема в том, что соперники вряд ли будут с вами настолько любезны. А вот строить CDE/W перед желтыми зданиями я бы не стал.
ВТОРАЯ ЭПОХА
Spy cabinet. То же самое, что и по поводу PL.
Gambling House. Это сразу очень много денег. Строить нужно сразу. Что может помешать мгновенной постройке? Скажем, вы хотите набрать очень много очков по науке, поэтому нужно строить очередную зеленую карточку. Или у вас и так скопилось много денег. Или у вас в руках какая-то еще более соблазнительная черная карточка. Но какая? Architect Cabinet? Даже в этом случае прикиньте все «за» и «против».
Black Market. Очень сильная карточка по весьма доступной цене. Во вторую эпоху я бы построил ее одной из первых.
Mercenaries. Если играете в войну, то не жалейте денег на эту покупку. Это самое дорогостоящее здание по монетам во вторую эпоху. Заметьте, что также необходим товар – папирус. В игре только 3 военных здания, требующих товар для покупки. И 2 из них – черные.
Sepulcher. Очень сильная карточка, которую разыгрывать нужно сразу. Приличное количество очков плюс денежный урон большинству конкурентов. Ее недостаток только в том, что особо большой урон вы по окончании первой эпохи нанести физически не сможете.
Lair. Победных очков немного, зато каждый конкурент теряет 2 монеты. Не разыгрывать только в том случае, если все конкуренты имеют много денег. В сочетании с Sepulcher может привести к появлению долгов.
Consulate. Если вы не играете в войну, то играйте эту карточку сразу же. При игре втроем эта карточка может стать ударом ниже пояса для двух милитаризованных соперников.
Tabularium. Здание приносит больше всего номинальных очков во вторую эпоху. Но так ли уж Tabularium хорош? Заплатив 2 монеты, вы, по сути, сводите его ценность к 5 номинальным очкам. И это если вам не нужно покупать ресурсы/товары у соседей для его возведения. Да и 2 монеты могут вам очень пригодиться в дальнейшем. Если вы можете бесплатно возвести Aqueduct, то он будет лучше, чем Tabularium. И если вы ограничены в монетах, то бесплатно построенные Statue или Courthouse тоже будут лучшим вариантом. Tabularium реально хорош, когда играющий Галикарнасом строит его бесплатно в результате возведения очередного этапа чуда света. Но если можно кинуть в сброс зеленое здание, которое не удается возвести, этот вариант для Галикарнаса будет явно предпочтительнее.
Architect Cabinet. Ясно, что это здание – практически чит. Для Гизы «В» это прямой путь к победе. Правда, в одной из партий к моменту появления здания в игре у меня уже были все нужные товары и ресурсы для возведения всех этапов. В этом случае просто подложите карточку под игровой планшет. Или сбросьте, если в игре нет Галикарнаса.
ТРЕТЬЯ ЭПОХА
Capitol. Как и в случае с Tabularium, Capitol, строго говоря, не приносит номиналом 8 очков. Поэтому навскидку он хуже, чем Palace. Просто подсчитайте, что из этих двух зданий вам построить дешевле. Может оказаться, что бесплатный Pantheon J.
Embassy. К началу третьей эпохи вы уже точно знаете, что война – это не ваше? Тогда Embassy – отличный вариант. Проблема в том, что как минимум первые три хода третьей эпохи приносят много очков. Тут уже начинается чистая математика. Прикиньте, что потеряют ваши соседи, если им придется воевать между собой. Если вы играете втроем, разыграйте эту карточку сразу же. В этом случае потери соперников будут слишком велики.
Contingent. Бесчестная карточка по отношению к тому, кто на протяжении двух эпох серьезно занимался войной. Ведь теперь соперники могут повернуть исход войны в свою пользу. Для играющего в войну это будет означать поражение в партии. Что же делать тому, кто тратит на войну значительные средства? Во-первых, паниковать заранее не стоит. Contingent может в колоде и не оказаться. Во-вторых, постарайтесь заранее создать серьезный задел по военной мощи. Если он будет достаточно велик, то соперникам и Contingent не поможет. В одной из партий я побеждал соседей по войне со «счетом» 10:3, и ни один из них не рискнул построить Contingent. В-третьих, в третью эпоху следите за денежными ресурсами соседей. Если у них меньше 5 монет, то и бояться нечего. При случае спрячьте Contingent под свой игровой планшет. Так спокойнее.
Brotherhood. По сути, эта карточка приносит 5 очков. Плюс она отбирает одно очко в виде очень важных в конце партии монет у всех игроков. А некоторым игрокам придется взять жетоны долга. Решать нужно, исходя из игровой ситуации, но в целом это очень сильный ход.
Cenotaph. Очень похож на Brotherhood, только приносит 5 очков номиналом, а по врагам бьет избирательно. На пару эти карточки способны разорить кого угодно.
Builder’s chambers. А вот эта карточка явно хуже, чем Brotherhood, потому что не все игроки выстроят к моменту разыгрывания все 3 этапа. Даже Гизу «В» не всегда удастся выловить.
Slave Market. При самом что ни на есть удачном раскладе эта карточка принесет 6 очков и 4 монеты, то есть 7 очков и 1 монету. Тогда результат и в самом деле отличный. Иначе послужит утешительным призом.
Confession room (CR). В отличие от Pigeon Loft и Spy Cabinet, CR будет не хуже зеленой карточки, которую вы собирались построить. Вам уже не нужно возводить новые бесплатные зеленые здания в последующие эпохи. Так что теперь при выборе обращайте внимание только на символы на зеленых карточках.
Underground network. Я сильно сомневаюсь, что эта карточка хотя бы когда-нибудь принесет вам много победных очков. Черные карточки, как известно, хватают, как горячие пирожки. Да и сама эта карточка может не появиться в той партии, где вам каким-то чудом удалось собрать приличную коллекцию черных карточек. Так что в большинстве случаев это будет утешительный приз. Думаю, это самая слабая черная карточка в третью эпоху.
Гильдии. В принципе гильдии сделаны по шаблону базовой версии и достаточно прямолинейны, но все же скажем про них пару слов.
Crier’s guild. Может принести очень много очков, если ваши соседи – заядлые милитаристы.
Guild of Shadows. Здесь как повезет, но слишком много очков тут вряд ли получится.
Counterfeiter’s guild. Интересно, что эта гильдия действует точно так же, как Brotherhood. Только приносит на одно победное очко больше. Безусловно, полезна своим разрушительным действием.
- Теперь рассмотрим два новых города, появившихся в дополнении.
1). Петра, сторона «А». Плюсы: 1) для постройки этапов чуда света необходимо всего 4 товара и ресурса (второе место во всей игре); 2) постройка всех этапов чуда света позволяет заработать большое количество очков – 17 (второе место во всей игре). Минус: для постройки второго этапа чуда света нужны монеты, необходимые для возведения зданий. Стратегия. Очевидно, что Классическая научная стратегия Петре не подходит. Об этом свидетельствует стартовый ресурс города – кирпич. То есть быстро выстроить в городе товарные здания и к тому же успеть прихватить два научных здания в первую эпоху у Петры не выйдет. Но в целом научное направление (6 зданий) для Петры открыто, поскольку для постройки чуда городу необходима минимальная ресурсная база. Все же мне кажется, что приоритетным для Петры является гражданское направление. Его можно соединить как с военным, так и с научным. При этом военное представляется мне более перспективным. В первую эпоху у Петры есть неплохая синергетика с военными зданиями. Научное же направление нужно создавать буквально с нуля. Итак, выбираем Ненаучную стратегию. Реализация стратегии. Строим здания, приносящие деньги; любыми зданиями обеспечиваем доступ к камню и дереву (Timber Yard в данном случае возможен, но проблему не решает), чтобы как можно быстрее возвести первый и второй этапы чуда света и избавиться от денежной зависимости. В первую эпоху сосредотачиваемся на синих зданиях. Задача максимум – подобрать Baths, Altar и Theater, дающие возможность бесплатно построить здания второй эпохи. Второй приоритет – красные здания Stockade и Guard Tower. Третий приоритет – обеспечьте доступ ко второму камню и папирусу. И по возможности вообще не тратьте деньги до постройки второго этапа чуда света. Нужно ли покупать Militia и Mercenaries, если они подвернутся до постройки второго этапа чуда? Смотрите за тем, что делают соседи. Но скорее нет, чем да. Лучше запихните их под планшет, если представится возможность. Во вторую эпоху вы как можно быстрее должны завершить постройку второго этапа чуда. Акцентируем внимание на синих и красных зданиях. Синие, где можно, берем бесплатно. За красные придется доплачивать. Больше всего подходят Петре Walls и Stables. Обеспечьте доступ к стеклу, являющемуся основным товаром для гражданских зданий. Настраивайтесь на покупку в третью эпоху Palace, Pantheon или Capitol (если он появится). Берем побольше синих зданий; берем красные, только если есть реальный шанс зацепиться за военные очки. Гильдии Петре подходят не очень хорошо. Обратите внимание на Traders Guild, Builders Guild и Guild of Shadows.
Если вашим соседом оказался Родос, войну у него вам не выиграть. Забудьте про войну и, помимо гражданских зданий, готовьтесь построить 6 зеленых (2+2+2).
Петра, сторона «В». Я не думаю, что стороной «В» можно победить без везения. По сути, вы не можете нигде использовать деньги, пока не построите второй этап. Иначе слишком велика вероятность второй этап не построить вообще. Плюсы: 1) для постройки чуда нужны всего 3 ресурса (один город уже производит) – наименьшее число в игре; 2) постройка этапов чуда приносит много победных очков (второе место в игре); 3) постройка первого этапа чуда отнимает у всех соперников по 2 монеты. Минусы: 1) для постройки второго этапа чуда необходимо огромное количество денег; 2) до завершения второго этапа чуда вы, по сути, не можете тратить деньги на возведение зданий. Стратегия: Ненаучная. Реализация стратегии. Строим все, что может хоть как-то принести наличными деньги. Ищем доступ к руде, камню и дереву, причем бесплатно. Нам нужны все ресурсы, поскольку мы не можем тратить деньги. Строим бесплатно все гражданские здания, дающие возможность построить здания во вторую эпоху. В промежутках строим военные здания. Продолжаем делать то же самое во вторую эпоху. Если не можем построить синее здание, красное здание или здание, приносящее деньги, возводим здания, приносящие недостающие товары и ресурсы. Только после возведения второго этапа чуда можно вкладывать деньги в здания. Готовьтесь к постройке больших гражданских зданий в третью эпоху. Отжимайте максимум по войне. Из гильдий подойдут Workers Guild, Craftsmens Guild, Philosophers Guild, Strategists Guild, Builders Guild, Guild of Shadows, Counterfeiter’s Guild.
Вердикт. Петра «А» — хороший выбор. Если удача будет сопутствовать вам, вы быстро избавитесь от «денежной зависимости». В этом случае Петру будет непросто остановить, учитывая количество очков от постройки этапов чуда света. Если вам дали выбрать, однозначно берите сторону «А». Сторона «В» — это золотая клетка, выхода из которой нет. Деньги в игре нужны постоянно. Но вовсе не для того, чтобы всю игру копить их на постройку одного этапа. Если соперники захотят вам помешать, вы вряд ли сможете выиграть Петрой «B».
2). Византий, сторона «А». Раз постройка второго этапа приводит к получению жетона дипломатии, войной Византий заниматься не может. Нельзя, например, заниматься войной в первую эпоху, не заниматься во вторую и опять заниматься в третью. Классическая научная стратегия ему также не подойдет – тут его легко уделают Галикарнас и Эфес. Да и стартовый камень не способствует. Остается только Научно-гражданская стратегия. Плюсы: 1) небольшое количество ресурсов, необходимых для постройки этапов чуда света; 2) после возведения второго этапа можно не участвовать в войне в текущей эпохе. Минусы: 1) в одной эпохе может в войне участвовать и не нужно, зато необходимо в двух других; 2) ограниченность доступных игровых стратегий. Реализация стратегии. Постройка чуда света требует всех товаров и ресурсов. И здесь необходимо проявить гибкость, характерную для дополнения. Не стройте 8 отдельных зданий. Ищите правильную комбинацию построек, которая позволит вам быстро перейти к возведению синих и зеленых зданий. Ваша цель – 6 научных зданий (2 таблетки, 2 циркуля, 2 колеса) и максимальное количество гражданских. Не забывайте про здания, приносящие монеты. Если Византий сможет эффективно развернуть свою материально-техническую базу, то ему будет доступно большинство зданий во вторую и третью эпоху. Не стесняйтесь подобрать дополнительные зеленые здания (сверх минимума в 6 зданий). Византию подойдут и многие гильдии. Нет, не так: Византий способен построить все гильдии (кроме, разве что, Counterfeiter’s Guild).
Византий, сторона «В». Стратегия та же – Научно-гражданская. Плюсы и минусы у Византия «В» те же, что и у Византия «А». Разница в том, что теперь для возведения чуда нужно на 1 ресурс меньше. Да к тому же Византий «В» сразу в двух эпохах освобожден от войны. Реализация стратегии. Придерживаемся стратегии Византия «А».
Вердикт. Обе стороны Византия весьма похожи. Сторона «А» дает номиналом на 5 очков больше, но требует на 1 этап больше для постройки чуда. Кроме того, Византий «А» почти гарантированно получает 2 дополнительных жетона «-1» за проигранные войны. Таким образом, у Византия «В» есть 1 дополнительная карточка, чтобы отыграть 3 очка отставания. В целом это означает, что стороны примерно равны. Я бы, пожалуй, все-таки предпочел сторону «В», так как она в своем пацифизме более последовательна. Византий – вполне нормальный город для игры. Достижение победы в данном случае будет целиком зависеть от мастерства игрока. Если Византий сможет эффективно развернуть свою товарно-ресурсную базу, его шансы на победу резко возрастут. Проблема Византия – в стратегической ограниченности. По сути, городу доступна только одна стратегия. И если соперники это понимают, то они легко могут перекрыть Византию кислород. С другой стороны, сам Византий может стать настоящим бедствием при игре втроем, если кто-то собирался уделить внимание войне (Родос).