Колонизаторы: Мореходы (Catan: Seafarers)

Он сказал: «Поехали!» и купил корабль

Колонизаторы: Мореходы (Catan: Seafarers).

Оценка – 7.

Разработчик – Клаус Тойбер. Время игры: 1,5 часа (официальное), 2 часа (реальное). Количество игроков – 3-4.


Бэкграунд. Итак, остров Катан заселен и освоен. Пришла пора осваивать новые земли. Стройте корабли – и вперед к неизведанным горизонтам. И будьте готовы к тому, что на этом пути вы столкнетесь с рядом неожиданностей.


Особенности игрового процесса. Первая особенность дополнения заключается в том, что в игровой процесс добавились корабли. Теперь игроки после основания двух поселений на 1-2 базовых островах стараются выстроить флот и освоить новые острова. В ряде случаев за освоение игроки получают победные очки (ПО). В целом корабли действуют по тому же принципу, что и дороги, только в море.

Вторая особенность дополнения – наличие девяти отдельных сценариев (если быть до конца честным, то только восьми). В каждом сценарии вас ждет новая карта и особые правила. Некоторые из сценариев заставят вас открывать скрытые со старта земли, атаковать пиратов и возводить чудеса света.

Помимо Разбойника, мешать игрокам в дополнении будет Пират. Вы можете переставить любого из них, если на кубиках выпало «7». В отличие от Разбойника, мешающего на суше, Пират мешает игрокам строить морские пути.

Тема и атмосфера. В тематическом плане дополнение стоит признать удачным. Освоение новых земель – логичное продолжение островной тематики. Корабли строятся из дерева (корпус) и шерсти (паруса). В одном из сценариев и правда есть неизведанные земли, которые в буквальном смысле приходится раскрывать. Да и пираты органично вписываются в морскую тематику. Впрочем, в этой игре тема – очевидно не главное. Она хорошо встроена в игровую механику, но глубокой проработки не имеет. Так что атмосферы осваивания новых земель, встреч с дикими племенами и пиратами тут, разумеется, нет.

Условия победы. Условия победы зависят от выбранного сценария. Чаще всего нужно набрать от 12 до 14 ПО, однако некоторые сценарии предлагают особые правила.

Замечания и недостатки:

  • В моем варианте русской локализации цвет и рисунок гексов отличается от «базы». Терпимо, но неприятно.
  • Я бы сказал, что партия с дополнением в сравнении с отыгрыванием «базы» может существенно затянуться. Не в последнюю очередь это происходит из-за того, что партия часто длится до 12-14 ПО. Можно довольно быстро набрать 10 ПО, а потом отчаянно пытаться наковырять еще 2.
  • За открытие новых островов в ряде сценариев игрок получает сразу 3 ПО (1 – за поселение, 2 – в качестве бонуса). Я бы сказал, что это нарушает игровой баланс. Конечно, в дополнении под названием «Мореходы» необходимо осваивать новые земли. Но если кто-то открыл больше островов, чем соперники, он оказывается в гораздо более выгодном положении. Ведь построить 3 поселения гораздо сложнее, чем открыть 1 остров. При этом с точки зрения игровой механики приплыть на остров и построить дорогу – совершенно идентичные по сложности процессы.
  • Целый ряд обозревателей отмечают высокую цену дополнения. СтОит оно на уровне «базы», при этом наполнения в коробке меньше.
  • Для отыгрывания сценария №3 необходимо на 1 гекс больше, чем имеется в наборе.
  • В сценарии №7 движущийся Пиратский флот – интересная задумка. Но он настолько редко и слабо влияет на игру, что, по сути, на него никто не обращает внимания. Захват пиратской крепости – рутинная скучная процедура, которая вряд ли у кого-то может вызвать интерес.
  • Думаю, всем будет неприятно узнать, что изначально это «дополнение» было разработано как составная часть «базы». Потом мудрый и жадный до денег разработчик просто оторвал от игры часть и сделал дополнение. Вот почему дополнение так органично вписывается в «базу».
  • Рэндом в дополнении в ряде сценариев проявляется даже сильнее, чем в «базе». Но и тут он все же вряд ли портит игру.
  • Правила к дополнению вызывают ряд вопросов и споров. Не могу сказать, что эти споры неразрешимы. Но к такой простой игре явно можно было написать идеальные правила.
  • Сценарий №9 – это вовсе не сценарий, а игра типа «сделай сам». Да, разработчик предлагает вам самим создать сценарий. И засчитывает это себе как «сценарий №9». Думаю, если кому интересно создавать новые сценарии, он это может сделать и без подсказки Клауса Тойбера.

Советы по игре:

  • Советую прикупить побольше пакетиков zip-lock для всех мелких компонентов, включая карточки. Иначе вероятность что-то потерять весьма велика.
  • Если у вас, как и у меня, гексы «базы» отличаются по виду от гексов дополнения, у вас могут возникнуть проблемы со сценарием №3, в котором имеются скрытые тайлы. Проблема в том, что у гексов отличается не только картинка, но и рубашка. Чтобы отыграть сценарий нормально, выложите стартовые острова с помощью гексов «базы», а неизведанные земли выложите гексами из дополнения.
  • Помните, что в большинстве сценариев раскладка стартовых гексов может меняться. Для больших любителей игры это может стать дополнительным способом повысить реиграбельность.

Впечатления от игры. Вероятно, в это дополнение мне нужно было сыграть 10 лет назад. Потому что мои игровые предпочтения очень давно и далеко ушли от старых добрых «Колонизаторов». Добавились кораблики? Но ведь это те же дороги. Добавились разнообразные сценарии? Но ведь суть игры это не меняет. А суть в том, что ты расставил поселения и ждешь, как выпадет кубик. Интересных решений в игре нет. Меня даже поражения не расстраивают, хотя проигрывать я терпеть не могу. А все потому, что от моих решений в игре мало что зависит.

Очевидно, игра хорошо подходит для начинающих, хотя я бы отметил, что «база» эту задачу выполняет лучше. Хорошо она подходит и для семейных вечеров на 3-4 человека. Для играющих много и регулярно это скорее игра, взятая напрокат для расширения настольного кругозора.

На какую игру похожа?

Дополнение похоже на те же игры, что и базовая версия.

Для кого эта игра?

Вам подойдет это дополнение, если:

  • Вам нравится «база», но хочется большего разнообразия;
  • Вам нравится, если дополнение органично вписывается в «базу» и расширяет ее в тематическом плане;
  • Вам нравится формат отыгрывания отдельных сценариев;
  • Вам нравятся игры с высокой реиграбельностью.

Вам не подойдет это дополнение, если:

  • Вам не нравится «база»;
  • Вы ждете от дополнения появления новых игровых механик;
  • Вы ждете, что дополнение должно усложнить игру;
  • Вам не нравится, когда наполнение коробки не совсем соответствует цене;
  • Вам не нравится, если художественное оформление «базы» и дополнения существенно отличается.

Как победить:

Я не буду здесь перечислять все то, что советовал для «базы». Большая часть этих советов будет актуальна и для дополнения. Давайте попробуем понять, что изменилось в дополнении по сравнению с «базой».

  • Выставление стартовых поселений – по-прежнему ключевой аспект каждой партии. Но кое-что поменялось. Вы вряд ли сможете теперь победить, если не будете осваивать новые острова. То есть как минимум одно из стартовых поселений должно быть выстроено с расчетом на будущие морские путешествия. Если в «базе» возведение поселения на побережье считалось дурным тоном, здесь такую возможность стоит серьезно рассмотреть. Я бы задумался над этим, если бы поселение на побережье оценивалось на 5 по моей шкале (см. обзор к «базе»). Еще один аргумент в пользу такого решения – если поселение сразу же становится гаванью. Сразу берите, если ваше второе поселение можно выставить на побережье между лесом и пастбищем (и оно оценивается на 5). Мало того, что вы выставили стартовый корабль вместо дороги. Уже на первом ходу вы сможете выставить второй корабль и серьезно опередить соперников в открытии новых земель.
  • Практика показывает, что очень удобно выставлять стартовые поселения последним. В этом случае вы выставляете оба поселения так, чтобы закрыть большинство ландшафтов, а также чтобы оба поселения дополняли друг друга. Наконец, вы, по сути, можете выбирать, за какое из поселений взять стартовые ресурсы.
  • Если в «базе» наиболее важными со старта ресурсами были древесина и глина, то теперь это древесина (1-е место) и овца (2-е). Прокладывание морских путей – несомненный главный приоритет. В некоторых сценариях почетное 3-е место занимает глина, однако в других она вообще будет почти бесполезным ресурсом. Все будет зависеть от того, нужны ли в принципе дороги в этом сценарии.
  • В ряде сценариев основание поселения на новых землях приносит сразу 3 ПО. Это значит, что освоение новых земель должно стать в этих сценариях вашим главным приоритетом. Не забывайте, что конкуренты имеют похожие мысли. То есть иногда вам будет необходимо достичь новых земель раньше или же заблокировать сопернику какие-то морские пути.
  • Если с кем-то у вас идет борьба за водные маршруты, не забудьте про отличный способ приостановить соперника, поставив рядом с его кораблями Пирата. Если вам срочно нужно освободить морские пути от Пирата, как можно быстрее купите карточку развития.
  • Теперь давайте поговорим про отдельные сценарии. Я коротко расскажу про особенности каждого сценария и попробую оценить варианты стартовых раскладок. Варианты стартовой раскладки я буду оценивать исключительно по рисунку в правилах. Помните, что раскладка на рисунке в большинстве сценариев может меняться. Я буду разбирать раскладку на троих. Просто в нашей игровой группе это наиболее популярный вариант.

Сценарий №1: Новые берега. В этом сценарии нужно набрать аж 14 ПО. По сути, вы не сможете победить без освоения новых островов. Нацельтесь на то, чтобы основать поселения на двух из трех островов. Не забывайте, что поселений в наборе всего 5. Осваивая новые земли, вы должны иметь хотя бы одно в запасе.

Теперь по поводу стартовых поселений. Если вы поставите одно из поселений на юго-западной части стартового острова, оттуда вы вряд ли сможете выстроиться к новым землям. Это значит, что второе вам обязательно придется ставить поближе к новым землям. Поскольку мы собираемся активно плавать, я бы рекомендовал для первого поселения обратить внимание на следующие места: Лес-8 – Лес-10 – Пастбище-9 и Лес-10 – Пастбище-6 – Горы-5. В первом случае мы откровенно затачиваемся под плавание. Возможно, в ущерб чему-то другому. Кроме того, перед плаванием нужно будет еще как-то выйти к побережью. Так что, если есть возможность, попробуйте как-то пристроиться к Глине-8. Во втором случае позиция выглядит более сбалансированно – имеем доступ сразу к трем видам ландшафтов. В перспективе есть отличный выход на прибрежное поселение Пастбище-6 – Пашня-4. Да и выход на гавань Пастбище-6 неплох. Недостаток этой позиции – необходимость глины для прорыва к побережью. Присмотритесь к полям вокруг Глины-8 или ищите обмен карточками. В качестве второго поселения я бы предложил обратить внимание на Лес-10 – Пастбище-6. В этом случае вы сразу же получите 2 корабля и универсальную гавань.

Сценарий №2: Четыре острова. Для победы нужно 13 ПО, каждое поселение на новых островах принесет по 3 ПО. То есть осваивать новые земли для победы необходимо. Особенность карты в том, что все позиции для поселений так или иначе содержат недостатки. Почти наверняка стартовые поселения придется осваивать на разных островах, поскольку ни один из них не содержит все необходимые ресурсы.

Я бы сказал, что лучшая позиция для первого поселения – это Лес-5 – Пастбище-9 – Горы-8 на левом нижнем острове. Тут есть сразу 3 разных ресурса, отличные цифры (на оценку «7») и доступ к важным для старта древесине и овцам. Отсюда можно вести дороги как на север, так и на восток. Второе поселение в этом сценарии придется ставить там, где оставят место. Серьезно подумайте про поселение на побережье. Грубой ошибкой будет размещение обоих поселений в глубине островов. Для победы вы обязаны доплыть до двух других островов и заработать 6 ПО. Лучше остаться без какого-то важного ресурса, чем быть отрезанным от морских путей.

Сценарий №3: Туманный остров. Один из наиболее интересных сценариев. В отличие от многих других, он в буквально смысле предполагает «открытие» новых земель. Хотя за освоение новых земель в этом сценарии не положены ПО, однако открытие гексов – важная часть победной стратегии. Главный ваш приоритет – максимально быстрое открытие наибольшего числа гексов в центральной части поля. Это и за самую длинную дорогу позволит вам побороться, и откроет места для новых поселений.

Для первого поселения я бы выбрал левый остров в точке Гора-8 – Лес-9 – Пашня-10. Здесь отличные цифры и доступны сразу три вида ресурсов. Идеальное место для второго поселения – Лес-5 – Пастбище-8 на правом острове. В этом случае уже на первом ходу вы с помощью двух кораблей вскрываете первый закрытый гекс. Если это место недоступно, обратите внимание на Пастбище-5 – Лес-6 на левом острове. И в этом случае вы уже на первом ходу сможете открыть новый гекс. Да, мы полностью проигнорировали глину. Но секрет в том, что именно для этого сценария глина не сильно нужна. Дороги здесь строить практически не нужно. Акцент необходимо сделать на морские пути. Хотя для построения поселений вам все же придется наковырять немного глины в результате торговли.

Сценарий №4: Через пустыню. В тематическом плане сценарий интересен тем, что здесь ПО дает не только освоение новых островов, но и возведение поселения на материке за пустыней. Поскольку для победы нужно набрать 14 ПО, освоение новых земель является обязательным.

Для первого поселения есть ряд интересных мест, но я бы все же предпочел позицию на Лес-4 – Глина-5 – Пастбище-6. Тут все числа хорошие, есть доступ сразу к трем видам ресурсов. И все эти три ресурса будут очень важны, потому что они помогают строить корабли и дороги. Кстати, дороги нам пригодятся для перехода через пустыню. Такое стартовое положение в принципе позволяет претендовать на освоение сразу трех новых земель (2 острова и материковая полоса на северо-западе за пустыней).

Для второго поселения было бы здорово отхватить Пастбище-4 – Лес-8. Да, у нас нет доступа сразу к двум видам ресурсов. Зато мы потенциально претендуем на освоение сразу 4 новых земель! К тому же поселения на новых островах позволят восполнить дефицит некоторых ресурсов. Да и гавань у нас уже есть. Если это место недоступно, интересно выглядит Пастбище-6 – Лес-10. Впрочем, этот вариант хуже и более рискованный. В качестве достойной альтернативы поищите место возле руды и зерна.

Сценарий №5: Затерянное племя. В отличие от прошлых сценариев, здесь вы получите за освоение новых земель не 3 ПО, а всего 1 ПО. То есть здесь нужно сделать акцент не на мощную морскую экспансию, а скорее на солидное стартовое построение с последующим расширением на материке. Обратите также внимание, что на новых землях нельзя построить поселение. Думаю, что в ходе морской экспансии реально имеет смысл бороться за 2-3 ПО. Остальные ПО придется набрать классическим способом из «базы».

Для первого поселения я бы выбрал позицию Глина-8 – Лес-9 – Пастбище-10. Имеем все хорошие цифры, три различных вида ресурсов, причем все они являются стратегически важными для построения дорог/кораблей. Из этой позиции можно как уйти вглубь континента, так и отлично выйти на позицию Пашня-6 – Лес-9 на побережье.

Для второго поселения я бы искал позицию где-нибудь на востоке материка, чтобы иметь выход еще на 1-2 острова. Места на континенте много, так что ищите позицию на 5-6 баллов. Что-нибудь вроде Пашня-3 – Лес-5 – Глина-8. Если получится, пристройтесь к Горам-4, но в целом в этом сценарии руда – не самый важный ресурс. Гораздо важнее со старта занять побольше хороших чисел для регулярного поступления ресурсов. Для третьего и четвертого поселения также ищите позицию с суммарно максимально большими баллами. Вряд ли поселение на позиции Пашня-3 может реально окупиться за счет морской экспансии.

Сценарий №6: Богатства Катана. Первая особенность сценария заключается в том, что со старта на поле выставляется сразу 3 поселения. Вторая особенность – на поле есть места (деревни), способные приносить стабильный доход. Игра идет до 14 ПО. Чтобы победить в сценарии, ваш доход от деревень в конце партии должен составить не меньше 5-6 ПО. Это значит, что уже со старта необходимо агрессивно выставлять корабли. Древесина и шерсть – приоритетные ресурсы почти до самого конца сценария. Руда и зерно – второй приоритет, поскольку позволят выстроить города на месте поселений. Я бы сказал, что глина в этом сценарии – наименее полезный ресурс. Возможно, вам захочется выставить 1-2 дороги. Вероятно, 1-2 новых поселения. Но сильно увлекаться я бы не советовал. После выставления трех стартовых поселений особо хороших мест на поле не останется. Соперники же сразу начнут выстраивать оптимальные маршруты к деревням.

Место для первого поселения я бы выбирал между позициями Лес-4 – Пастбище-6 – Лес-12 и Пашня-2 – Лес-6 – Пастбище-10. Они почти одинаковые. Пожалуй, я бы все же выбрал вторую из них, потому что из нее есть достойный выход к побережью на позицию Пашня-2 – Глина-9. Куда строить дорогу из первой позиции, не очень понятно.

Для второго поселения обязательно выбирайте место на побережье с кораблем вместо дороги. Именно из этой позиции вы, не теряя времени, уже со старта начнете строить корабли к деревням. Очень хороша позиция Горы-5 – Лес-6. Чуть хуже – Глина-5 – Пастбище-6.

Для третьего поселения придется выбирать то, что осталось. Я бы посоветовал занять какой-то порт. И совершенно не важно, что от него нет выхода к деревням. Также не имеет значения, расположили вы со старта поселения на одном или двух материках. Все равно вести морские пути вы будете из поселения №2.

Еще один совет. Если у вас выпало «7», в большинстве случаев отберите у соперника ткань. Собрать 14 ПО не так просто.

Сценарий №7: Пиратские острова. С точки зрения тематики сценарий сильно не похож на остальные. Вдоль побережья курсирует пиратский флот, а вам нужно выстроить морской путь к пиратской крепости и захватить ее. Может показаться, что захватить пиратскую крепость всегда успеется, и сначала нужно забирать пространство на материке под поселения. Однако это не так. Дело в том, что в этом сценарии большое значение имеют карточки рыцарей. Каждая такая карточка может превратить обычный корабль в военный. В партии на троих 14 карточек рыцарей (в партии на четверых – 19). Это значит, что карточек на всех не хватит. Так что постройка кораблей и получение карточек развития – первый игровой приоритет. Это автоматически означает, что наименее необходимый ресурс в сценарии – глина. Да, и не бойтесь пиратского флота. Он мало влияет на игровой процесс.

Чтобы добраться до пиратской крепости, вам придется выставить 9 кораблей (вместе со стартовым). Постарайтесь чередовать постройку корабля с розыгрышем карточки рыцаря. Если выходит, постройте 6 (или чуть меньше) военных кораблей на первых семи отрезках пути. Важно не занимать военными кораблями последние два отрезка, потому что там военные корабли могут погибнуть.

Очевидно, что лучшие позиции для первого поселения находятся в районе Пастбища-8. Выбирайте между Лес-5 – Пастбище-8 – Лес-10 и Пастбище-8 – Горы-9 – Лес-10. Для второго поселения в этом сценарии довольно много места. Просто посмотрите, какие ресурсы у вас в дефиците или нуждаются в усиленном внимании.

Сценарий №8: Чудеса Катана. В тематическом плане этот сценарий также довольно оригинален – у игроков появляется возможность возвести чудо света. По сути, в данном случае разработчик попытался объединить «Колонизаторов» и «Цивилизацию». Впрочем, предупреждаю сразу: ничего интересного в этой тематической инновации нет. Чудеса однообразны до безобразия. Постройка чудес проходит совершенно одинаково, завершение чуда не дает вообще никаких игровых бонусов и сразу завершает партию. Возведение одного этапа чуда света – это, по сути, аналог возведения города (скажем, ресурсы за возведение этапа Колосса почти идентичны). Отличаются только условия, при которых вы можете начать процесс возведения чуда.

В сценарии два варианта победить – либо набрать 10 ПО, либо завершить строительство чуда. Я бы сказал, что победа по очкам – значительно более простой и эффективный путь. Со старта мы уже имеем 3 ПО (2 поселения + 1 фишка Катана). Какой бы победный путь мы ни выбрали, мы не сможем его реализовать без создания инфраструктуры – ряда поселений и городов. Но если мы выстроим эффективную инфраструктуру, то до победы по очкам будет уже рукой подать. В одной партии я даже не заметил, как набрал 10 ПО, при этом на тот момент я еще даже не получил возможность возводить чудо. Можно ли выставить 2 поселения и сразу начать возводить чудо? Нет, но теоретически вы можете начать постройку чуда с тремя поселениями, забрав себе Великий мост или Великую стену. При этом для активации Великого моста вам придется разместить третье поселение в очень плохом месте.

Постарайтесь хотя бы одно поселение выставить с прицелом на освоение маленького острова. В любом случае маловероятно, что вам дадут возможность побороться за два острова, поэтому лучше сразу забить и просто выбирать наиболее оптимальное место с точки зрения получения ресурсов. Отличная локация для первого поселения – это Лес-8 – Пашня-9 – Глина-10. Отсюда мы хотим добраться до острова в правом нижнем углу карты, поэтому дорогу ведем к побережью между Пашней-9 и Глиной-10. Если получится, мы хотим выставить поселение на Пашне-9 в гавани. Отсюда выстраиваем 3 корабля, чтобы возвести следующее поселение на острове на Лес-4 – Золотоносная река-6. Обратите внимание, что в этот момент у вас уже будет как минимум 6 ПО (2 стартовых поселения + 2 новых + стартовая фишка Катана + фишка Катана за освоение острова). Если повезет, то вы даже сможете забрать себе Самый длинный торговый путь (= 8 ПО). Еще один очень хороший вариант для старта – это Пастбище-5 – Горы-6 – Пашня-10. Ставим дорогу между Горами-6 и Пашней-10, чтобы поставить новое поселение на Пашню-10 – Глину-11. Здесь третье поселение даже лучше, чем в предыдущем примере. Проблема в том, что с большой долей вероятности за поселение возле Золотоносной реки-8 развернется очень жесткая борьба. И совершенно не факт, что вам позволят туда добраться.

Второе поселение ставьте там, где позволят. Еще раз повторю, что не рекомендую гнаться за скорейшим получением «заказа» на чудо света. Ставьте поселения там, где они принесут максимальное количество ресурсов. Обратите также внимание на то, что из района пустынь очень трудно выйти к острову в правом нижнем углу карты.