Стартап (Startup)

Бэкап по осени считают

Стартап (Startup).

Оценка – 5.

Разработчики – Т. Фисейский, Сергей Абдульманов, Дмитрий Кибкало. Время игры: 20-60 минут (официальное), 120 минут (реальное). Количество игроков – 2-5 (рекомендуемое – 4-5).


Бэкграунд. Настала пора стать акулой бизнеса. Вот только нужно ли организовывать свою компанию или пока поработать в чужой? Стоит ли набивать офис многочисленными сотрудниками? Браться ли за сложные проекты или же сосредоточиться на простых и надежных? Вопросов тут слишком много. И ответы вы на них получите, только когда начнете работать.


Особенности игрового процесса. Каждый из игроков начинает партию со стартовым капиталом в 10 монет. Также в начале игры у каждого имеется по 3 карточки проектов и возможностей. Выполнив определенный объем работ по проекту, игрок получает либо единоразовую сумму денег, либо стабильный доход. Подавляющее большинство проектов необходимо выполнить в течение ограниченного времени, иначе они считаются проваленными. Чаще всего для успешного выполнения проектов вам придется нанимать сотрудников. Их вы найдете в колоде возможностей. Сотрудники бывают четырех видов: менеджер, дизайнер, разработчик и контент. Каждый из них может выполнять работу только своего профиля. Вы как глава фирмы способны выполнять любые работы.

Каждый ход открывается карточка из колоды происшествий. Это всегда неприятные события, касающиеся всех игроков. На большинстве карточек происшествий указано, каким образом играющие могут избежать неприятностей. Вариантов решения проблем два: либо все скидываются деньгами, либо вместе выполняют определенный объем работ. Интересно, что деньгами игроки скидываются втайную, зажав определенное количество монет в кулаке. Если совокупное количество монет в кулаках равняется или превышает указанную на карточке происшествий сумму, проблема решена; если же нет, игроки не только теряют зажатые в кулаках деньги, но и терпят урон от неприятностей. С выполнением определенного объема работ дело обстоит иначе: игроки страдают от неприятностей до тех пор, пока все необходимые работы не будут выполнены. Таким образом, тут играющим нужно «скинуться» выполненной работой.

Чтобы успешно играть в «Стартап», вам нужно постоянно общаться с соперниками: нанимать на время чужих сотрудников, предлагать услуги своих, совместно выполнять сложные проекты. Все финансовые расчеты выполняются в конце хода. Благодаря этому вы можете пообещать соперникам деньги за предоставляемые услуги и не выплатить их, а также уволить своих сотрудников без оплаты их труда. В этом случае карточки сотрудников просто уходят в сброс.

В начале игры предполагается, что игрок работает в чужой фирме. В это время он получает 1 монету в конце каждого хода. Как только игрок наймет первого сотрудника, он перестает получать 1 монету. Если игрок не уволит сотрудника(ов) в конце хода, он должен выплатить ему (им) зарплату и оплатить аренду офиса.

Тема и атмосфера. Тема в игре, безусловно, есть. Игра сделана IT-ишниками для IT-ишников. Тут тебе и различные IT-ишные специализации, и постоянная необходимость сдавать к сроку проекты, и умение решать задачи в команде. Жаль только, что разработчик реально ничем не отличается ни от дизайнера, ни от менеджера. Все это – лишь пустые клетки в проектах, которые нужно заполнять сделанной работой. Про атмосферу мне судить сложно – я не работаю в сфере IT. Одно могу сказать точно – это не та игра, которая формирует веселую атмосферу.

Условия победы. Если у одного из игроков в конце хода есть 27 монет, он побеждает. Если никто не набрал 27 монет, игра завершается в тот момент, когда заканчивается колода проектов. В этом случае побеждает игрок с наибольшим количеством денег.

Замечания и недостатки:

  • Дизайнер, разработчик, менеджер и контент функционально ничем не отличаются в игре. Это просто разные названия, за которыми ничего не стоит.
  • Некоторые проекты существенно лучше других. Разработчики даже подвели под это идеологическую базу – дескать, в реальной жизни иногда предлагают кучу хороших проектов, а бывает, что возмешься и за очень плохой. Но ведь играющим от этого не легче, а рэндом вносит в игру свои коррективы.
  • Проекты, приносящие каждый ход доход в 1 монету, зачастую ничем не отличаются от проектов, приносящих 2 монеты каждый ход. Подчас договоры, приносящие 2 монеты, даже легче выполнить! Учитывая скоротечность игры, выполнять проекты, приносящие 1 монету, нет никакого смысла.
  • Два проекта, приносящие единоразово 10 монет (Тематический сайт и Сайт компании), слишком просты для выполнения и являются, по сути, читерскими.
  • С другой стороны, такие проекты, как Законопроект (4 монеты каждый ход), Соцсеть для IT (3 монеты каждый ход), Антивирус (3 монеты каждый ход) невозможно выполнить без помощи других игроков. А соперникам стоит 10 раз подумать, имеет ли смысл помогать вам реализовывать подобный проект. Даже если вы пообещали соперникам стабильную ежеходную прибыль, в ваших силах прекратить дотации в любой момент. Скорее всего, это будет означать вашу победу. Таким образом, наиболее ходовыми становятся проекты, приносящие 2 монеты каждый ход или 10 монет единоразово. Это серьезно ограничивает игру.
  • Ситуации на карточках возможностей весьма разные. Некоторые способны просто уничтожить одного из конкурентов, что увеличивает рэндомность.
  • Правила к игре написаны крайне неудачно. Например, в правилах вообще не указано, что, решая проблему во время розыгрыша карточки происшествия, игроки теряют зажатые в кулаке деньги, если им не удалось набрать необходимую сумму. Есть и целый ряд других недоработок.
  • По сути, игра сводится к одной-единственной стратегии (см. раздел «Как победить»). Все остальное – попытки скрыть очевидную недоработку.

Советы по игре:

  • Играть в «Стартап» вдвоем – полнейшее безумие. Это не кооперативная игра!
  • Игра втроем сопряжена с объективными трудностями, поскольку третий все время оказывается лишним. Скажем, если двое игроков заключили между собой договор о сотрудничестве, никто из них, скорее всего, уже не будет в силах заключить еще один договор. Да и какой смысл, если при этом ослабляется конкурент? Впрочем, если вы избрали ту самую стратегию (см. раздел «Как победить»), все остальное в игре вас уже почти не касается.
  • Разработчики игры советуют приобрести два набора для создания «жесткого турбулентного рынка». Не делайте глупостей и не верьте всему, что вам советуют. Стоимость игры и так вряд ли соответствует тому, что в коробке. Очевидно, что это коммерческий трюк, а не забота о ваших интересах.

Впечатления от игры. Если игру удалось хотя бы частично сломать, хорошей она не может быть просто по определению. Но даже если бы она не была сломана, недостаков хватает: тактическое однообразие; невзрачная полиграфия; рэндомность в неудачных местах; отсутствие живой и веселой атмосферы, присущей несложным настолкам. Короче говоря, не радует она просто ничем. Покупать ее, разумеется, не стоит. И напрокат ее брать тоже не советую.

На какую игру похожа?

Больше всего настолка напоминает игры, связанные с активной коммуникацией между игроками: «За бортом!», «Мафия», «Ultimate werewolf». Особенность таких игр – принятие коллективных решений в процессе обсуждения.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы давно мечтали поиграть в игру, посвященную IT;
  • Вы любите игры, основанные на активном взаимодействии между игроками;
  • Вы любите тематические игры;
  • Вы любите игры, в которых нужно договариваться с соперниками, вести переговоры.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы не любите игры с плохо написанными правилами;
  • Вы не любите сломанные игры;
  • Вы не любите однообразные игры;
  • Вы любите сложные стратегические игры;
  • Вы не любите игры, в которых нужно вести переговоры с соперниками;
  • Вы не любите игры, в которых все очевидно после нескольких партий.

Как победить:

  • Как ни грустно для игры «Стартап», но в большинстве случаев вы будете главным претендентом на победу, если будете просто зарабатывать по 1 монете за ход (работа в чужой компании). Скажем, при игре впятером вы сможете набрать не меньше 25 очков (учитывая 10 на старте и продажу трех стартовых проектов). А если к тому же помогать за вознаграждение? Конечно, вас могут попытаться остановить с помощью ситуаций из колоды возможностей. Но ведь это возможно и в том случае, если вы с сотрудниками работаете по проектам. А теперь хорошая новость: большинство происшествий вас при этой стратегии вообще не касается! Реально опасны только 3 из них: Ограбление, Прыжок курса и в гораздо меньшей степени Slowlori-шантаж. Из колоды возможностей при этом опасны только 8 карточек. Убийственный эффект будет иметь разыгранная на вас карточка Флешка с бухгалтерией. Вряд ли кто-то из соперников поможет вам выполнить необходимые работы за 1 ход. Весьма неприятна карточка Нарушение. В остальном же это – лучшая победная стратегия, что, по сути, убивает игру. Что мы имеем? 1) Вы медленно, но уверенно двигаетесь к победному результату; 2) Вы можете действовать гибко и увеличить очковый баланс (продавая свою работу); 3) На вас влияет значительно меньше ситуаций и происшествий, чем на ваших соперников.
  • Продолжая стратегию работы в чужой компании, как можно скорее сделайте бэкап. Не плодите карточки, которые могут на вас негативно повлиять.
  • Не забудьте продать розданные вам в начале игры карточки проектов.
  • Поскольку при избранной стратегии вам не нужны карточки возможностей, сыгранные как сотрудники, разыграйте их в виде ситуаций: прибыльные – на себя, убыточные – на конкурентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *