Колонизаторы (Settlers of Catan)

Колонист – это звучит гордо

Колонизаторы (Settlers of Catan).

Оценка – 7.

Разработчик – Клаус Тойбер. Время игры: 1 час (официальное), 1,5 часа (реальное). Количество игроков – 3-4.


Бэкграунд. Сразу несколько независимых групп путешественников прибыли на остров Катан с целью основать свое поселение. Однако одним поселением дело не ограничивается. Так как остров не безразмерный, растущие колонии вскоре вступают в борьбу за ресурсы и территорию.


Особенности игрового процесса. Важнейшая особенность заключается в том, что игра каждый раз происходит на новой карте. Набор гексов-шестигранников позволяет создавать практически любые сочетания локаций игрового поля.

Каждый шестигранник представляет собой определенный тип ландшафта – горы, холмы, леса, пастбища, пашни и пустыня. На каждый гекс кладется число со значением от 2 до 12. Каждый тип ландшафта, кроме пустыни, приносит доход в виде определенных ресурсов поселениям, находящимся вблизи. Получение дохода определяется броском двух шестигранных кубиков, результаты которых складываются. Комбинации полученных ресурсов позволяют игрокам строить дороги, поселения, города и покупать карточки развития, что постепенно приводит к накоплению победных очков.

Взаимодействие между игроками происходит путем торговли – в свой ход каждый игрок имеет возможность предложить конкурентам обмен имеющимися ресурсами на любых условиях. Другой вариант взаимодействия между игроками – передвижение фишки разбойника. В случае если на кубиках в сумме выпадает 7, бросавший кости игрок может передвинуть фишку разбойника на любой гекс на поле. В результате занятая разбойником территория перестает приносить доход до тех пор, пока фишка не будет переставлена в другое место.

Тема и атмосфера. По сути, игра является весьма абстрактной – тематика не играет в ней какой-то принципиальной роли. Островные реалии вполне могли быть заменены на освоение Луны астронавтами, морского дна водолазами или даже распространением микробов в желудке человека. Игра является классическим воплощением понятия еврогейм, где каждый занимается собиранием ресурсов, тема неважна, а взаимодействие между игроками хотя и присутствует, но все же не играет решающей роли.

Условия победы. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков. Победные очки игроки могут приобрести следующими способами: 1) строя поселения и города; 2) покупая карточки развития с победными очками; 3) создавая самую многочисленную армию; 4) выкладывая самую длинную дорогу.

Замечания и недостатки:

  • Игра весьма хороша для тех, кто начинает свой путь в мире настольных игр, но довольно проста для серьезных игроков. После нескольких партий принятие решений становится простым, очевидным и несколько механистичным.
  • Как и в любой другой игре с кубиками, здесь присутствует рэндом. Впрочем, в «Колонизаторах» элемент случайности довольно органично вписывается в игровой процесс. При этом если вы играете хорошо, то это непосредственно влияет на финальный результат.

Советы по игре:

  • Игра отлично подходит для семейного вечера или спокойной дружеской компании.
  • Для того чтобы «Колонизаторы» продолжали вас радовать довольно долгое время, постарайтесь каждый раз играть в них по-новому. Например, если вы обычно начинаете игру с построения поселений, попробуйте сделать акцент на покупке карточек. А в следующий раз так выставить первые два поселения, чтобы как можно быстрее построить на их месте два города. Конечно, этим стоит заняться лишь после того, как вы в совершенстве освоите все тонкости игры и будете без труда находить стандартный путь к победе.

Впечатления от игры. Известный американский обозреватель Сэм Хили считает, что «Колонизаторы» изжили себя. Я с этим не согласен. Уверен: игра отлично подходит для того, чтобы войти в мир серьезных настольных игр. «Колонизаторы» способны порадовать новичка симпатичным дизайном, оригинальным геймплеем, относительно быстрым игровым процессом и необходимостью принимать подчас непростые решения. Впрочем, с опытом все становится довольно простым. Базовая версия осваивается достаточно быстро, и решения принимаются автоматически. Игра значительно менее разнообразна, чем, скажем, «Исла Дорада». Ты не ждешь особых неожиданностей от игрового процесса и более-менее спокойно раскладываешь свой пасьянс. Однако, в отличие от «Ислы», если ты делаешь в «Колонизаторах» хорошие ходы, то, как минимум, будешь одним из претендентов на победу. Советую купить игру тем, кто только начинает знакомиться с настольными играми, а также тем, кто любит спокойное времяпрепровождение в семейном кругу.

На какую игру похожа?

По сути, игра стала одним из краеугольных камней понятия еврогейм, появившись в далеком для настолок 1995 году. Именно поэтому в последующих играх так или иначе учитывались особенности игрового процесса «Колонизаторов». В основе игры лежит механизм так называемого менеджмента ресурсов, характерный и для многих других настолок, созданных немецкими дизайнерами («Каменный век», «Деревня»). Однако «Колонизаторы», в отличие от других хороших игр, спустя годы сохранили свою самобытность. Нельзя сказать, что какая-то игра заняла нишу настолки Клауса Тойбера.

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вам нравится проводить время за спокойной игрой в семейном кругу;
  • Вы новичок в настольных играх и хотите совершенствовать свои навыки настольщика;
  • Вы любите настольные игры с кубиком, в которых далеко не все зависит от удачи.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы давно играете в серьезные настольные игры;
  • На ваш взгляд, настолка должна приносить смех, веселье и быть максимально простой, а лучшая игра – «Элиас».

Как победить:

  • Расстановка на поле первых двух поселений – один из ключевых эпизодов игры. Если вы выставите стартовые поселения неудачно, то долгое время (всю игру?) будете просто мучиться, а не играть. Напротив, удачно выставленные поселения позволят вам буквально каждый ход получать ресурсы. Как же определить правильную позицию на поле? Я использую для этого двойную систему координат: по числам и по ландшафтам. Начнем с чисел. Несложный математический подсчет покажет, что некоторые комбинации чисел на двух кубиках будут появляться чаще, чем другие. Так, 6, 7 и 8 – наиболее частые суммы, поскольку их можно получить тремя разными комбинациями чисел на кубиках (6=5+1, 6=4+2, 6=3+3). Выпадение числа 7 означает перемещение разбойника (что происходит весьма часто). Таким образом, весьма целесообразно ставить поселения рядом с числами 6 и 8. Числа 4, 5, 9 и 10 можно получить двумя комбинациями кубиков, в то время как суммы 2, 3, 11 и 12 выпадают крайне редко (одна комбинация кубиков). Чтобы быстро определиться с размещением стартовых поселений, я присваиваю суммам 6 и 8 наивысшую оценку «3»; 4, 5, 9 и 10 получают оценку «2»; 2, 3, 11 и 12 – низший балл «1». Поскольку город можно поставить на пересечении трех гексов, логично предположить, что максимально возможная оценка – «9» (3+3+3). Однако числа выставляются на гексы по особой системе, исключающей возможность нахождения рядом чисел 6 и 8. Так что максимально возможная оценка – «7» (3+2+2). Теперь эти математические выкладки нужно объединить с другой важной шкалой – типами ландшафтов. Напомню, в игре пять типов ландшафтов, которые приносят вам ресурсы, — горы, холмы, леса, пастбища и пашни. Вы должны так выставить стартовые поселения, чтобы «накрыть» как минимум 4 числа (доступный максимум – 6) и как минимум 4 производительных типа ландшафта (максимум – 5). У вас должны быть очень серьезные аргументы, чтобы сознательно не подчиниться приведенной арифметике.
  • Я сыграл примерно 150-200 партий в «Колонизаторы» против компьютерных игроков и заметил, что компьютер периодически размещает одно из стартовых поселений на побережье, где находится порт. Намеренно избирать такую тактику не следует в виду следующих причин: 1) вы сразу же ограничиваете себе вариативность доступных чисел и ландшафтов. Портовое поселение принесет вам максимальную оценку «5» по приведенной выше шкале; 2) помните, что второе основанное поселение принесет вам по одному ресурсу с каждого соседнего гекса. Таким образом, вы получите на один ресурс меньше соперников. Иногда на старте это бывает крайне важно; 3) при игре вчетвером вам, скорее всего, уже не выбраться в центр из этого края карты, поскольку конкуренты займут все ключевые поля. Конечно, портовое поселение имеет очевидные выгоды. Однако таким образом вы сокращаете количество поступающих ресурсов, что может иметь серьезные последствия.
  • По возможности выставляйте свои стартовые поселения таким образом, чтобы сделать бессмысленными выставленные конкурентами дороги. Это существенно притормозит соперников.
  • Как ни парадоксально, но различные ресурсы в игре могут иметь разную ценность в зависимости от стадии партии. На старте наиболее важными являются древесина и глина, поскольку позволяют строить дороги. С помощью дорог вы сможете быстро возвести новые поселения в стратегически важных местах. Начиная с середины игры, на первый план выходят руда и зерно, поскольку необходимо строить города. В конце игры древесина и глина нужны лишь изредка. Шерсть, по сути, — наименее важный ресурс в игре, позволяющий решать поточные тактические задачи. Вывод – постарайтесь на старте игры получить доступ к древесине и глине с хорошими числовыми значениями.
  • Каждое стартовое поселение выставляется на карту вместе с дорогой. Как минимум одна из двух дорог должна быть выставлена в направлении порта таким образом, чтобы следующая присоединенная к ней дорога давала возможность построить порт. Если вы сомневаетесь в том, что вам дадут построить порт в одном направлении, выставляйте обе дороги в сторону портов. В большинстве случаев третье поселение должно оказаться в порту. Исключение: вы пытаетесь прорваться к стратегически важному ресурсу или месту на поле.
  • Если вы поставили поселение возле 6 или 8 (или же получили доступ к двум гексам одного типа ландшафта), подумайте о том, чтобы поставить поселение в особом порту (обмен 2:1), где вы регулярно сможете обменивать определенный ресурс.
  • Торговля в игре важна, но это совершенно не обязательно торговля с другими игроками. Если вы удачно выставили порты, вам, возможно, уже нет смысла торговать с соперниками. Дело в том, что соперники захотят получить как можно больше ресурсов в обмен на тот, который нужен вам. Очень редко кто-то поменяется с вами по курсу 1:1. Отдав конкуренту 3 ресурса в обмен на 1, вы почти наверняка позволите ему в свой ход что-то построить или купить карточку. Иногда выхода нет, но помните о последствиях.
  • Числа 2 и 12 выпадают максимум два раза за игру, а могут не выпасть ни разу. Если у вас единственный источник глины находится на числе 12, можете считать, что этого ресурса у вас нет.
  • Города могут дать игроку огромное преимущество, поскольку приносят вдвое больше карт. Однако поселения на старте, как правило, важнее, так как позволяют захватить стратегически важные объекты. Кроме того, разнообразные ресурсы в начале игры важнее большого количества одинаковых.
  • В начале игры поселение, как правило, лучше города, а город лучше карточки развития. Карточки развития не приносят дохода, поэтому вам обычно все равно, в какой момент их купить. Постройте поселения и получайте доход, а потом задумайтесь о карточках.
  • К середине игры постарайтесь выставить свои поселения таким образом, чтобы иметь доступ ко всем видам ресурсов и к гексам с числами 4, 5, 6, 8, 9, 10.
  • Когда вы переставляете фишку разбойника, займите ею один из гексов лидирующего игрока. Как правило, ставить разбойника нужно на 6 или 8, но иногда необходимо перекрыть стратегически важный ресурс.
  • Если один из соперников значительно вырвался вперед и близок к победе, необходимо наложить эмбарго на торговлю с ним. Договоритесь с остальными игроками, чтобы никто ни по какому курсу не вступал с ним в обмен ресурсами. Это немного притормозит лидера. «Компьютерные» игроки вступают в подобный «сговор» в тот момент, когда кто-то набрал 8 победных очков. К мнению компьютера стоит прислушаться.
  • Вы победите, если наберете 10 победных очков. Набрать их вы сможете разными способами. Если мне удалось хорошо выставить стартовые поселения, и я регулярно получаю необходимые ресурсы, то стараюсь как можно быстрее выставить 4-5 поселений (пока не занята территория). В эту стратегию также входит скорейший захват карточки «Самый длинный торговый путь». Важно забрать карточку первым, чтобы соперникам пришлось перебивать ваш результат, выставляя лишние дороги. Таким образом, вы получаете 6-7 очков. Если вы сделали все быстро, то находитесь в лидерах и соперники начинают играть против вас. Если никто еще не забрал карточку «Самая большая армия», нажмите на карточки развития. Или заберете карточку «Армия», или наберете победных очков, или возьмете полезную карточку «Прорыв». Кроме этого, сможете постоянно переставлять разбойника, который уже прописался на вашей территории. Карточки победных очков важны еще и тем, что соперники не знают, насколько вы близки к победе.
  • Когда вы совсем близки к победе и с вами перестали торговать, неплохо иметь парочку портов. Тогда вам не смогут помешать. Здорово, если вы в конце игры угрожаете постройкой как поселения, так и города. Если вы выставили на поле все поселения, то вам легче перекрыть доступ к важным ресурсам с помощью разбойника.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *