Манчкин он и в море манчкин
Пиратский Манчкин (Munchkin Booty). Оценка – 6.
Бэкграунд. Настоящему герою, как известно, море по колено. Вот и манчкины решились осваивать водные просторы. По счастью, в монстрах на море недостатка не будет. Да и с сокровищами тут полный порядок. Итак, вперед за славой настоящего морского волка!
Особенности игрового процесса. Имеем все тот же «Манчкин» с двумя колодами – дверей и сокровищ (подробнее об особенностях классического «Манчкина» — в соответствующем обзоре). Помимо различных прокачек, манчкин может иметь класс (знакомо по «классике») и акцент. Акцент – это, по сути, та же раса, так что особых неожиданностей не предвидится. Аналогами Скакунов в «Пиратском Манчкине» являются Корабли. В классическом «Манчкине» есть разновидность монстров (андеды), позволяющих соперникам подкинуть вам в бой монстров этой же разновидности. В «Пиратском Манчкине» роль андедов исполняют монстры с пометкой «акула». В общем, если вы играли в классический «Манчкин» с дополнением «Манчкин 4: Тяга к коняге», то «Пиратский Манчкин» вас абсолютно ничем не удивит.
Тема и атмосфера. Тема в игре есть, только не пиратская, а морская. Конечно, в игре есть некоторое количество карточек, посвященных пиратству: Сэр Фрэнсис Дрейк, Черная Борода, Дэйви Джонс. Однако большинство даже привязать к пиратству довольно трудно. В общем-то, это даже логично, учитывая, что пират – это всего лишь один из трех классов в игре, наряду с торговцем и флотским. Таким образом, честнее было бы назвать игру «Морской манчкин», однако авторское название лучше с коммерческой точки зрения . Атмосферы в «Манчкине» не было и быть не может.
Условия победы. Побеждает тот, кто первым достигнет 10-го уровня.
Замечания и недостатки:
- Мне кажется неправильным и нечестным по отношению к покупателю, что Стив Джексон продолжает строгать «Манчкины», которые ничем принципиально не отличаются друг от друга. Джексон каждый раз просто создает набор карточек, как-то связанных с избранной темой (слава богу, тем на свете много!). Было бы логично, если бы каждый «Манчкин» имел какие-то особенности, собственное лицо. Но зачем Джексону напрягаться, если товар и так хорошо раскупают?
- В игре имеется 7 кораблей. 3 из них не обладают особыми свойствами, у 3 особое свойство влияет только на смывку. У Драккара особое свойство активируется только при взаимодействии с карточкой Котята-викинги. Мягко говоря, не очень креативная работа.
- Акценты в игре имеют далеко не равную силу. Совершенно очевидно, что Француз значительно сильнее других акцентов: у него есть сразу 2 очень полезных особых свойства. Значение свойства «Обольщение» переоценить невозможно: соперники не смогут устроить вам блокаду, когда вы лидируете, если за столом есть игроки противоположного пола. Особые свойства Голландца и Британца крайне слабые. Голландец может обменять свой корабль на верхний в сбросе. То есть даже если он очень внимательно следил за сбросом, то в самом лучшем случае получит усиление на +2. Второе свойство Голландца – чистый рэндом. Вы отдаете 2 сокровища, чтобы вытащить неизвестно что. Может лучше продать эти 2 сокровища? Первое свойство Британца может принести ощутимую пользу, если у вас хотя бы 2, а лучше 3 корабля. Но даже если вам так удачно зашли все нужные карточки, бонус составит всего лишь +6. Не слишком ли мало? Второе свойство вообще реализуется в уникальной ситуации: вы достигли 9-го уровня, у вас на руках лишние карточки «Получи уровень» и против вас сыграли проклятие. Часто такое с вами случается? Иначе в этой версии «Манчкина» бессмысленно менять уровень на проклятие. Особые свойства Испанца несколько получше. Свойство «Эль Матадор» может оказаться полезным, когда по непотребству вам угрожает смерть, и вы не хотите терять кучу карточек. Свойство «Конкистадор» дает далеко не выдающийся для концовки игры, но гарантированный бонус.
- Классы тоже весьма не равнозначны. Торговец совершенно бесполезен. Свойство «Переводчик» просто никакое. Свойство «Ловкач» ситуативно может пригодиться. Но вы должны понимать, что в ключевой момент игры никто вам на пользу меняться не станет. Флотский полезен. И смыться дает шанс, и позволяет иметь больше кораблей. Но Пират все равно лучше благодаря свойству «Клад». Или вы на этом ходу встретили монстра (а в этом суть игры), или же получаете сокровище. Таким образом, почти каждый ваш ход приносит ощутимую пользу (исключение – вы вытянули проклятие). Кстати, периодически удается вытащить из сброса карточку «Получи уровень» и сделать пустой ход максимально выигрышным. А вот первое свойство Пирата полезно только в уникальной ситуации.
- Классов в игре всего 3. Если не ошибаюсь, это наименьшее количество классов среди всех других «Манчкинов».
- В игре 7 кораблей и всего 2 карточки усилителей кораблей. Кроме того, усилителями кораблей могут стать монстры Рыба-дунь и Котята-викинги. Не слишком ли мало?
- Заначистые сапоги в наборе встречаются дважды. Так и было задумано?
- Рэндом, как всегда, Велик и Ужасен. Но для «Манчкинов» это, как известно, обычное дело.
Советы по игре:
- Не садитесь играть с обидчивыми людьми.
- Если будете играть вшестером, партия может сильно затянуться. Особенно если за столом будет 2-3 новичка.
- Старайтесь не обманывать новичков. Так вы можете начисто отбить у них вкус к настолкам.
Впечатления от игры. Если вы уже играли в другие разновидности «Манчкина», то партия в «Пиратский Манчкин» абсолютно ничем вас не удивит. Да, это добротно состряпанный «Манчкин» со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, однако с минимальным уровнем креатива. Все это уже встречалось в других разновидностях «Манчкина». Я бы не советовал покупать эту версию игры. Возьмите ее напрокат, если вам так надоели другие «Манчкины».
На какую игру похожа?
«Пиратский Манчкин» похож на те же игры, что и классический «Манчкин» (см. обзор «Манчкина»).
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вы любите веселые и динамичные карточные игры в хорошей компании;
- Для вас не принципиально, кто победит;
- Вас не пугает сильный рэндом;
- Вам надоели другие разновидности «Манчкина».
Вам не подойдет игра, если:
- Вы считаете, что новичок никогда не должен обыгрывать профессионала;
- Вы любите игры со сложной стратегией и глубокими замыслами;
- Вы любите оригинально сделанные игры с высоким уровнем креатива.
Как победить:
- В «Манчкинах» можно и нужно обманывать соперников. Так завещал нам великий Стив Джексон. Выложите на стол без лишнего шума оружие в сумме на 3 руки. Если заметят, прикиньтесь чайником.
- Старайтесь первым предложить помощь сопернику, который в ней нуждается. Возьмите за помощь 1 сокровище – жадничать не нужно. Больше можно просить только в безвыходной для соперника ситуации. При этом убедитесь, что непотребство не несет для вас необратимых последствий.
- Чем лучше у вас карточки, тем больше жалуйтесь. Это производит впечатление, и вам реже будут бросать проклятия.
- В сложной ситуации постарайтесь найти в правилах лазейку и спорьте с пеной у рта. Помните, что хозяин игры (согласно великому Стиву Джексону) выигрывает любой спор. Но если будете «слишком» активно пользоваться последним «правилом», то играть с вами никто не станет.
- В большинстве случаев не стоит валить соперника, уровень которого ниже 9-го. Поберегите атакующие карточки для концовки партии. В противном случае вы должны четко понимать, ради чего организовали атаку.
- Не бросайтесь проклятиями просто так. Храните их на тот случай, когда они могут принести максимальную пользу. Например, когда ваш соперник бьется с монстрами.
- Старайтесь играть так, чтобы не пришлось раздавать соперникам карточки в фазе хода «От щедрот». Помните, что даже разовые шмотки можно выложить в игровую зону.
- Имея на руках карточку Рундук Дэйви Джонса, внимательно следите за сбросом. Мало толку менять карточку на корабль, дающий бонус +2 (она сама дает +1). Помните, что кораблей в игре 7. В некоторых случаях карточку будет выгоднее продать, чем использовать.
- Карточка Убавь парусов, салага! очень полезна в ситуации, когда соперник 9-го уровня вытащил слабого монстра.
- Если вы подвергаетесь массированной атаке и у вас на руках карточка Мираж, не разыгрывайте ее до последнего. Подождите, пока соперники навесят на одного из монстров побольше модификаторов.
- Если кто-то проиграл бой Устрику, постарайтесь спровоцировать его на разговор. Но сделать это нужно красиво.
- Лобстер-гангстер – одна из самых опасных карточек в игре. Если соперник вытащил ее даже в середине игры, возможно, настало время для серьезной атаки: можно подкинуть кучу акул и непотребство очень суровое.
- Если вы точно знаете, что в сбросе нет проклятий, можете вызвать на бой Морского Адвоката и намеренно проиграть, получив 1 сокровище.
- Если вы – Пират, внимательно следите за сбросом и не забывайте вместо чистки нычек брать сокровища. Разыграйте имеющуюся карточку «Получи уровень» только после того, как не встретили монстра в первой фазе хода. Тогда вы тут же забираете эту карточку из сброса и сразу же получаете с ее помощью еще один уровень.
- Постарайтесь ближе к концу игры оставить себе одну из шмоток Дэйви Джонса. Даже проиграв ему бой на 9-м уровне, вы все равно в этом случае выиграете партию.