Плох тот алхимик, который не мечтает найти философский камень
Зельеварение: Гильдия алхимиков (Potion-Making: Guild of Alchemists). Является дополнением к игре «Зельеварение: Практикум».
Оценка – 8.
Бэкграунд. Наконец ученики школы магии и волшебства Хогвартс завершили обучение и вышли в самостоятельное магическое плавание. Разумеется, каждый из них амбициозен и хочет достичь алхимических высот – найти философский камень. Но эта вершина покорится не всем. Для этого придется собрать воедино знания, накопленные за годы обучения.
Особенности игрового процесса. Важнейшая особенность дополнения – возможность альтернативного завершения игры при нахождении философского камня. Каждый игрок в начале партии получает карточку, на которой указаны 3 пути к созданию философского камня. Каждый путь состоит из 7 этапов, включая собственно нахождение философского камня.
Также в дополнении появились 3 новых заклинания. Для данного дополнения особое значение имеет заклинание Трансмутации, позволяющее пропустить один из этапов в поисках философского камня.
Тема и атмосфера. Философский камень – интересное тематическое новшество. Но в игре по-прежнему осталось много условностей. Почему, например, при создании Птицы Феникс необходим универсальный растворитель Алкагест? Атмосфера создания эликсиров и поисков философского камня отсутствует. Есть карточки, которые нужно сложить определенным образом.
Условия победы. Теперь партия завершается в двух случаях: 1) в колодах и на руках у всех игроков закончились карточки; 2) один из игроков нашел философский камень. В обоих случаях для определения победителя подсчитываются победные очки, которые можно получить следующими способами: 1) составление рецептов; 2) сбрасывание карточек в шкаф элементов; 3) соперники используют ваши собранные рецепты как составные части более сложных рецептов; 4) вы собрали младшие талисманы и выполнили указанные на них условия; 5) вы поместили готовый рецепт или карточку из руки в последовательность для создания философского камня; 6) соперники использовали карточку одного из ваших этапов создания философского камня для своего рецепта или своей последовательности.
Замечания и недостатки:
- Рэндом в карточной игре есть всегда, однако, благодаря альтернативному способу развития (поиск философского камня), теперь вы можете ему противостоять более эффективно. Раньше часто возникала ситуация, когда из карточек на руке ничего не складывалось. Сейчас вы можете прямо из руки выложить карточку как один из этапов поиска философского камня, даже если в шкафу вообще нет элементов.
- Если играть с дополнением «Зельеварение: Университетский курс», то партия может длиться очень долго. Особенно если вы играете с новичками. Но я готов с этим смириться, поскольку с двумя дополнениями игра стала по-настоящему разнообразной.
- Правило «Если рецепт, собранный с использованием Элементарной магемы, использует другой игрок как ингредиент, игрок, у которого забрали такой рецепт, не получает очков (половины очков от собранного рецепта другого игрока)» в игре осталось, и оно по-прежнему является крайне неудобным. Как учитывать это правило после запуска Магического водоворота?
- Заклятие Трисмегиста по принципу действия очень напоминает Заклятие Многообразия. При этом Заклятие Трисмегиста будет на порядок сильнее: 1) можно взять сразу 5 карточек и выкинуть любые две ненужные из руки. То есть так можно еще и сбросить с руки балласт; 2) в эту же фазу хода можно разыграть еще одну карточку. Возникает вопрос: зачем делать два похожих заклятия, одно из которых намного лучше?
- Заклятие Атанорум очень похоже на уже имеющееся в игре Заклятие Созидания, но является более слабым. При Созидании можно создать любой рецепт не только из шкафа элементов, но и из руки игрока. При этом не нужно сбрасывать одну карточку из руки (заметьте, что сбросить вы сможете только рецепт!). Совершенно не понятно, зачем создавать более слабую карточку.
Советы по игре:
- Ни в коем случае не играйте на 6-8 человек. Мало того, что нарушаются все ваши планы, так еще и хода ждать полчаса. Никакой радости от игры вы не получите.
- Перед каждой новой партией обязательно тщательно перебирайте и перетасовывайте карточки. Дело в том, что в шкафу элементов в стопках собираются залежи одинаковых карточек.
- Советую просто игнорировать правило, приведенное в пункте 3 «Замечаний и недостатков». Сбережете время и нервы.
- Обратите внимание, что в этом дополнении только одно из трех заклятий позволяет разыграть еще одну карточку в эту же фазу хода (Заклятие Трисмегиста). Все остальные требуют потратить фазу хода.
Впечатления от игры. Создателями игры проделана большая поэтапная работа по ее улучшению. Проблема рэндома нивелирована увеличением количества стратегий и тактик. То есть умные игроки получили возможность бороться с рэндомом. От ваших решений напрямую зависит, как будет развиваться партия. Разнообразие стало настолько значительным, что появляется зависание с принятием решений, и партии стали длиннее. Впрочем, эта новая проблема не для всех является критической. По большому счету, можно придраться еще только к тематике, которая не является важной для игрового процесса. На выходе имеем не гениальную, но очень хорошую игру. Я бы порекомендовал купить базу вместе с двумя дополнениями квалифицированным настольщикам. Для новичков такой набор может оказаться уж слишком задротским и утомительным.
На какую игру похожа?
Игровая механика весьма своеобразна. По уровню сложности игра напоминает «Эволюцию» с дополнениями.
Для кого эта игра?
Вам подойдет игра, если:
- Вы любите игры в спокойной дружеской атмосфере;
- Вы любите игры с разнообразием тактических возможностей;
- Вас радует, если в дополнении внесены важные изменения в игровой процесс;
- Вас радует тематика составления зелий и эликсиров.
Вам не подойдет игра, если:
- Вы любите атмосферные игры;
- Вы не любите, когда изначально быстрая игра в результате появления дополнения требует существенно больше времени;
- Вы любите живые, веселые, динамичные игры.
Как победить:
- С появлением третьей оранжевой колоды игра, безусловно, усложнилась. Поэтому имеет смысл пересмотреть некоторые принципы, рассмотренные нами в обзорах предыдущих версий игры. В начале партии вам по-прежнему следует отдавать приоритет рецептам стоимостью в 2-3 очка. Однако с началом поисков философского камня вам придется внимательней присмотреться к дорогим рецептам на руке (6-10 очков). Если теперь вам нужно сбросить 1-2 карточки в шкаф элементов, отдавайте приоритет тем из дорогих карточек, которые не входят ни в одну из ваших последовательностей построения философского камня.
- Поскольку теперь на руке в начале хода у вас целых 8 карточек, можете не сбрасывать пришедший в начале партии Верховный эликсир (или Великий талисман магии). Эти карточки в 99% партий приносят очки. При сбросе отдавайте приоритет рецептам в 6-8 очков. Все равно сбросьте Згрызлу научную одной из первых J.
- Теперь перед вами уже 3 колоды. Из какой из них тянуть карточки на первой фазе хода? Если вы не знаете, из какой тянуть, возьмите карточку из красной (базовой) колоды. В ней, по сути, вообще нет бесполезных карточек. То есть в большинстве таких случаев вы сможете составить 1-2 рецепта. Кстати, и для создания философского камня многие из них нужны. С другой стороны, вы уже играете со вторым дополнением. Как это вы до сих пор не знаете, из какой колоды тянуть? Мы тянем из синей колоды, если нам нужно конкретное заклинание. Иначе не собирайте мусор из ненужных в данный момент заклинаний. Мусор у вас на руке и так понемногу начнет собираться. Если появились 2 существа, ищите Заклятие запретного леса. Или Заклятие всеобщего познания, чтобы забрать Заклятие запретного леса из шкафа. Если созданы 3 младших талисмана, ищем Талисман Чародейства. Обратите внимание, что оранжевая колода самодостаточна. То есть все рецепты состоят или из элементов, или из других рецептов из оранжевой колоды. Абсолютно все рецепты оранжевой колоды входят в тот или иной философский камень, так что возьмите оранжевую карточку, если вам нужно заполнить очередной этап последовательности. Возьмите оранжевую карточку в поисках Заклятия Трансмутации, если вам необходимо пропустить один из этапов последовательности.
- Старайтесь практически никогда не тянуть карточку из колод на второй фазе хода. У вас на руке уже куча карточек, и они не работают. Скорее всего, вы уже тянули карточку на первой фазе хода. Значит, у вас просто плохая рука – скиньте 2 карточки в шкаф элементов. Не страшно, если они не дадут очков. Важно не застрять надолго.
- С появлением Заклятия Трисмегиста Заклятие многообразия стало еще слабее. Вы теряете на этом целую фазу хода и набираете много карточек. Скорее всего, на первой фазе следующего хода вы карточек вообще брать не будете. Но ведь мы регулярно берем 2-3 карточки на первой фазе хода, не теряя вторую, нужную для получения очков! Заклятие многообразия имеет смысл играть, если вам именно в этот ход срочно нужно что-то найти. Например, Заклятие запретного леса, которое уже есть у соперника, собирающегося убить двух существ.
- Заклятие Трисмегиста – одно из самых мощных во всей игре. Вы не только получаете возможность основательно прочесать какую-то колоду (можно и разные), но и сбросить балластные карточки из руки, которые будут неуклонно накапливаться. Трудно представить ситуацию, в которой оно не было бы полезно. Но если у вас и так много хороших карточек на руке, подождите с его использованием. Главное его назначение – помощь в поисках конкретной карточки.
- Играйте Заклятие Атанорум только на второй фазе, чтобы на третьей с помощью выложенного рецепта собрать более сложный рецепт. Также можете вывести из руки ненужный рецепт на 6-8 очков.
- Не забывайте, что теперь можно выкладывать карточки как этапы при создании философского камня прямо из руки. Это важно в начале игры, если вы ничего не можете сложить из элементов в шкафу. Вы можете сложить рецепт на второй фазе, а затем выложить его как этап в последовательность. Это также полезно в начале игры для зарабатывания очков. В середине и конце игры такое «дублирование» одного рецепта будет зависеть от количества потенциальных очков. Скажем, 2+2 может оказаться мало, а вот 8+8 – совсем неплохо J.
- Философский камень собирать нужно обязательно. Но не любой ценой, а постепенно. Если можно набрать много очков или выложить этап последовательности, набирайте очки. Постарайтесь побыстрее определиться с той последовательностью, какую вы будете собирать. Собирать 3 одновременно – плохая идея. Соперники просто обгонят вас по очкам. Иное дело – забросить карточку-другую для получения очков.
- В оранжевой колоде сразу 9 карточек философских камней. В процессе игры это мусор, от которого придется избавляться. Трисмегист вам в помощь J. Оставьте себе только один, если вы уже определились, какую именно последовательность собираете. В силу этих причин я не рекомендую вам налегать на оранжевую колоду. Обратитесь к колоде тогда, когда вам понадобится конкретная карточка.