7 чудес (7 wonders)

Все плохое отдай соседям

7 чудес (7 wonders).

Оценка — 8.

Разработчик – Антуан Бауза. Время игры: 30 минут (официальное), 60 минут (реальное). Количество игроков – 2-7 (рекомендуемое – 3-7).


Бэкграунд. 7 чудес античного мира издавна окутаны налетом загадки, сказки, магии. Каждый из городов, в которых были построены чудеса, был выдающимся культурным центром, обладал значительным влиянием и властью. Вам суждено стать во главе одного из городов, преумножить его богатства, усилить армию, наладить торговлю с соседями. Удастся ли вам возвести город на новый уровень величия или же ваше правление приведет к его упадку?


Особенности игрового процесса. «7 чудес» стала одной из первых настолок, в которой был предложен новый игровой механизм – card drafting. Суть его в том, что, сыграв карточку с руки, ты передаешь остальные своему соседу.

В начале партии каждому игроку достается один из античных городов, в котором может быть построено определенное чудо света. Постройка каждого из чудес довольно сильно отличается как необходимыми для этого ресурсами, так и бонусами за постройку каждого из «этапов» чуда. Так что и разыгрывание партии каждым из городов весьма различно. Партия делится на 3 эпохи. В каждую эпоху игрокам раздается по 7 карточек. Разыграв карточку, игрок должен передать «руку» своему соседу, получив взамен карточки соседа с другой стороны. Игровые карточки весьма разнообразны. Карточки ресурсов (коричневые) и товаров (серые) предоставляют материал для постройки зданий; коммерческие (желтые) карточки позволяют зарабатывать деньги и на более выгодных условиях заключать сделки с соседями; военные (красные) карточки позволяют выигрывать битвы и зарабатывать победные очки; научные (зеленые) и гражданские (синие), а также гильдии (фиолетовые) дают возможность различными способами заработать победные очки.

Каждый ход игрок может разыграть 1 карточку. Разыграть ее можно тремя разными способами: 1) сыграть ее лицевой стороной, сделав частью своего города; 2) отправить в сброс, получив 3 монеты; 3) подложить ее рубашкой вверх под игровое поле, что символизирует постройку одного из «этапов» чуда света.

Интересно также, что игровое поле каждого города имеет две стороны – «A» и «B». Как правило, сторона «В» характеризуется большим своеобразием.

Тема и атмосфера. Тема в игре, безусловно, есть. Имеем античные города, которые активно борются за гегемонию в мире в различных отраслях – военной, коммерческой, культурной, научной. Логично, что для возведения построек город должен вырабатывать ресурсы или торговать с соседями. Но глубокого проникновения в тему, создающего соответствующую атмосферу, в настолке искать не стоит. Карточные игры, как известно, мало способствуют формированию атмосферы. Скажем, почему именно Родос – самый воинственный? Почему для постройки чудес нужны именно такие ресурсы и товары? А для постройки Садов – 2 кирпича и 1 дерево? Впрочем, это игру совершенно не портит.

Условия победы. Побеждает тот, кто к концу третьей эпохи наберет наибольшее количество очков. Очки можно заработать следующими способами: 1) синие карточки приносят победные очки по номиналу на карточке (в конце игры); 2) зеленые карточки приносят победные очки в зависимости от количества собранных зеленых карточек и символов на них (в конце игры); 3) фиолетовые карточки приносят победные очки, если выполнены указанные на карточках условия (в конце игры); 4) победные очки приносит возведение некоторых этапов чуда света (в конце игры); 5) в конце каждой эпохи игрок, имеющий преимущество в щитах (на красных карточках) над соседями слева и справа, получает победные очки; с каждой эпохой количество победных очков возрастает; 6) некоторые желтые карточки приносят победные очки (в конце игры); 7) каждые 3 монеты, оставшиеся у игрока в конце партии, приносят ему 1 победное очко.

Замечания и недостатки:

  • В течение партии игроки дважды передают карточки налево и лишь один раз направо. В весьма вероятной ситуации, когда не все игроки равны по силам, сидящий слева от сильного игрока окажется в заведомо невыгодных условиях. Затруднение легко было разрешить, сделав 4 эпохи. Разумеется, это увеличило бы длительность партии.
  • Если вы займете место между двумя более слабыми игроками, ваши шансы на победу резко увеличатся.
  • Карточки гильдий, на которые вы изначально рассчитывали, могут до вас вообще не дойти или их может не оказаться в колоде в данной партии.
  • Вы можете очень хорошо играть всю партию, не делая ошибок, и все равно не выиграть. И наоборот: если вы выиграли, то не обязательно играли умно и интересно. Возможно, соперники просто вам не мешали (а может и помогали).
  • Игра не настолько разнообразна в стратегическом плане, как кажется на первый взгляд. Вот простой пример. В игре есть такое неписаное правило: ваши шансы на победу уменьшаются, если ваша стратегия совпадает со стратегией другого игрока. Но что делать, если один ваш сосед собирает зеленые карточки, а другой – синие и красные? Вам ничего не остается, как мешать кому-то из них, собирая такие же карточки.
  • От игр цивилизационного типа всегда ждешь глубокого проникновения в тему, коего в «7 чудесах» не наблюдается. Но это скорее проблема «ожидающего», чем самой игры. Именно благодаря своей «легкости» настолка завоевала такую популярность во всем мире.

Советы по игре:

  • Сыграйте хотя бы пару партий стороной «А», чтобы немного почувствовать игру. И только затем предоставляйте игрокам выбор стороны.
  • Обязательно поиграйте в настолку с различным количеством участников. Это значительно разнообразит ваш игровой опыт, поскольку разное количество игроков существенно влияет на игровой процесс и игровую стратегию.

Впечатления от игры. «7 чудес» — качественно сделанная игра. Это касается и полиграфии, и качества материалов, из которых сделаны поля и карточки, и игровой концепции, и сбалансированности. Игра недаром завоевала большую аудиторию поклонников по всему миру. Партии проходят по-разному, подсчет очков достаточно сложен, чтобы интрига в каждой партии держалась до самого конца. На каждом ходу вам приходится делать весьма не простой выбор. И реиграбельность весьма высока. Впрочем, с игровым опытом постепенно начинаешь замечать определенные закономерности, а также определенную стратегическую ограниченность игры. Ключевые очки в «7 чудес» приносят зеленые, синие и красные карточки. Но красные карточки приносят недостаточно очков для победы, поэтому они становятся придатком либо к синим, либо к зеленым. При этом с синими красные сочетаются значительно лучше. Вот вам, по сути, и весь стратегический выбор. Самое обидное, что вы можете проиграть, играя по-настоящему хорошо. Например, потому, что соседи не хотели с вами торговать. Или потому, что кто-то еще собирал карточки того же цвета, что и вы. Да, стратегию можно вовремя поменять. Но, как было сказано выше, количество стратегий довольно ограничено. Сильно не разгуляешься. Так что на выходе имеем качественно сделанную игру, способную удовлетворить запросы широкой аудитории. Уверен, что многим стоит иметь в коллекции подобную игру. Она хороша и в семейном кругу, и для проведения серьезных турниров. Вот только для начинающих путь в мире настольных игр она все же несколько сложновата.

На какую игру похожа?

Игровой механизм «7 чудес», card drafting, встречается также в настолках «Fairy Tale» и «Сезоны».

Для кого эта игра?

Вам подойдет игра, если:

  • Вы любите быстрые игры;
  • Вы любите сбалансированные игры;
  • Вы любите игры, сделанные креативно, оригинально и качественно;
  • Вы любите игры, в которых необходимо активно включать мозги, но не доводить их до кипения.

Вам не подойдет игра, если:

  • Вы считаете, что игра не должна быть сложнее «Монополии» и «Элиаса»;
  • «7 чудес» – ваша первая настольная игра;
  • Вы уверены, что настольная игра обязательно должна быть веселой;
  • Вы не любите повторяемость и ограниченность в стратегических играх;
  • Вы любите глубокие стратегические игры с тонко проработанной темой и атмосферностью.

Как победить:

  • Вы начнете играть значительно лучше, когда будете по-настоящему понимать, какие преимущества вам предоставляет каждое из игровых полей. Новичкам кажется, что игровые поля почти одинаковы. Глубокое заблуждение! Именно поэтому новички часто разыгрывают партию, как будто им вообще не выдали игровое поле. В результате опытный игрок сразу получает существенное преимущество. Суть игры в том, чтобы по максимуму соединить избранную игровую стратегию с сильными сторонами вашего города.
  • Вы должны избрать игровую стратегию сразу же после того, когда вам раздали 7 карточек в начале партии. Ваши ориентиры – игровое поле плюс розданные карточки. При этом вы должны внимательно следить за развитием событий и быть готовы мгновенно перейти к плану «Б», если этого потребует игровая ситуация.
  • Каждую партию начинайте так, чтобы к ее концу построить чудо света. Каждый построенный этап чуда света даст вам либо победные очки, либо определенные преимущества. Однако не паникуйте, если соседи блокировали вам необходимые для постройки чуда ресурсы. Победить в партии можно и без постройки чуда света.
  • Начните собирать ресурсы и товары для возведения чуда света с первого хода. Не откладывайте это до последних ходов второго этапа. При этом помните: вам нет необходимости собирать все необходимые ресурсы и товары в своем городе. Вам необходимо лишь иметь доступ к нужным ресурсам и товарам (частично можно купить у соседей). Перед началом партии изучите игровые поля соседей: какие ресурсы и товары им необходимы для возведения чуда? Возможно, стоит позволить соседям построить общие для вас ресурсы и товары, выиграв время для постройки более важных в данный момент зданий.
  • Старайтесь не возводить у себя в городе здание, дающее ресурс, необходимый вашему соседу в 4-хкратном количестве для возведения чуда. Если другой сосед Гизы, Вавилона или Родоса достаточно опытен, он также не станет помогать сопернику. Заставьте соперника лично собирать 4 одинаковых ресурса. Суть в том, что ни для одного здания в игре столько одинаковых ресурсов не нужно.
  • Старайтесь не возводить у себя в городе здание, дающее товар, необходимый вашему соседу в двойном размере для возведения чуда (Александрия, сторона «А»; Эфес, сторона «А»; Галикарнас, сторона «А»). Ни одно здание в игре не требует для возведения 2 одинаковых товара.
  • Какие карточки и в какой момент игры подкладывать под игровое поле в качестве этапов чуда света? Идеальная ситуация будет выглядеть так: 1) ни одна из карточек в руке вам не нужна; 2) одна из карточек в вашей руке крайне нужна соседу, которому вы в конце хода передаете карточки. На практике, разумеется, такие идеальные ситуации встречаются редко. Так что вам придется часто делать выбор. Вот пара советов, призванных облегчить принятие решения: А). Как правило, карточку лучше подкладывать под игровое поле в качестве этапа чуда света под конец эпохи, поскольку к этому моменту в руке остаются наименее полезные карточки. Б). Если вы не нуждаетесь в том, чтобы как можно быстрее возвести один из этапов чуда света, стройте один этап за эпоху. В). Не спешите как можно быстрее возводить все этапы чуда. Невыстроенный этап – важнейший тактический ресурс для того, чтобы скрыть необходимую сопернику карточку. Г). Сначала помогите себе, а уже потом навредите соседу. Если вы постоянно вредите соседу, от этого выиграет третья сторона.
  • Сколько ресурсов и товаров необходимо возвести в своем городе, чтобы чувствовать себя уверенно? Я ориентируюсь на число 5 (+1, данный вам в начале партии). Но в некоторых партиях вам понадобится существенно больше. Вот пара советов относительно приобретения ресурсов/товаров: А). Отдавайте предпочтение ресурсам/товарам, необходимым для постройки вашего чуда. Б). Постарайтесь, чтобы у вас оказалось не меньше 3 ресурсов разных видов. Тогда вам не придется тратить слишком много денег на покупки у соседей. При этом вы должны иметь доступ к четвертому. В). Постарайтесь, чтобы у вас оказалось не меньше 2 товаров разных видов. Тогда вам не придется тратить слишком много денег на покупки у соседей. При этом вы должны иметь доступ к третьему. Г). Следите за тем, что возводят ваши соседи, и не тратьте время на возведение в городе лишних зданий, приносящих ресурсы/товары.
  • Альтернативные ресурсы (Mine, Clay Pit) почти всегда будут лучше одиночных. Хотя вам придется заплатить 1 монету, эта трата окупится в результате торговли. Обязательно возведите здание, дающее альтернативные ресурсы, если оба ресурса нужны для возведения этапов вашего чуда света.
  • Если вы быстро возвели в городе Loom, Glassworks и Press, то имеете шанс возвести бесплатно большинство научных зданий. Хотя соперники вам вряд ли позволят это сделать.
  • Для гражданских зданий наиболее важным товаром является стекло.
  • Наиболее эффективной цепочкой гражданских зданий является Baths – Aqueduct, поскольку уже второе звено цепи приносит 8 очков (3+5; 4 в среднем за постройку). Не факт, что вам позволят построить Pantheon, если вы возвели Altar и Temple. Но даже если вам повезло, каждое здание цепи даст в результате те же 4 очка в среднем.
  • Будьте готовы построить Palace к началу третьей эпохи. Иначе вам придется его сбрасывать или прятать.
  • Коммерческие карточки могут быть весьма полезны, но злоупотреблять ими не стоит. East trading post и West trading post полезны только если вы будете часто делать покупки у соседа. Иначе это трата времени. То же касается и Marketplace. Caravansery, вероятно, сильнейшая карточка в игре. Я стараюсь возвести его практически всегда, когда есть возможность. Он полезен всегда. Даже тем, что его не возведут соседи. Игроку стоит помнить, что для возведения Caravansery нужны 2 дерева. Forum хорош, но необходим далеко не всегда. Forum не позволяет торговать товарами, что является плюсом не во всех ситуациях. Vineyard практически всегда приносит много денег, что весьма полезно в преддверии третьей эпохи. Arena очень хороша, если уже построены все этапы чуда света (особенно хороша для Гизы, сторона «В»). Но тут есть небольшое противоречие: не следует торопиться с возведением последнего этапа чуда. Зачастую последние несколько ходов не приносят много очков. Именно в этот момент лучше всего возвести последний этап. Или же спрятать полезную для соседа карточку.
  • Из научных карточек наиболее ценной, вероятно, является School, поскольку это единственная научная карточка, позволяющая бесплатно возвести 2 здания с различными символами.
  • В первую эпоху камень – единственный бесполезный ресурс для возведения военных зданий. А вот для возведения Walls и Circus нужно сразу 3 камня.
  • Гильдии вносят в игру существенный рэндом, поскольку невозможно знать, какие из них попали в игру в начале партии. Однако хороший игрок должен знать наизусть все гильдии и ресурсы/товары, необходимые для их возведения. При первой раздаче карточек необходимо прикинуть, на какие гильдии стоит рассчитывать. Я имею в виду, что некоторые гильдии будут идеально сочетаться с этапами вашего чуда света и избранной стратегией. Продуцировать избыточные ресурсы/товары ни в коем случае не стоит.
  • Первые две эпохи – это подготовка, закладывание фундамента будущей стратегии. Основные очки набираются в третью эпоху. Постарайтесь, чтобы на входе в третью эпоху у вас оказался запас денег. С другой стороны, сказанное не означает, что следует полностью игнорировать набор очков в первые две эпохи.
  • Стратегическое начало игры «7 чудес» не настолько разнообразно, как представляется новичкам. Я бы сказал, что выделяются 2 главных стратегических направления: научное и ненаучное. Научное предполагает обязательное использование зеленых карточек в большей или меньшей степени. Ненаучное предполагает полное игнорирование зеленых зданий. Таким образом, выделяются 4 стратегии.

А). Классическая научная стратегия предполагает быстрое обеспечение города тремя товарами с возведением исключительно научных зданий. Отвлекаться от этого плана стоит только на приобретение для города ресурсов, необходимых для этапов чуда света. При этом некоторые ресурсы можно будет купить у соседей, так что сильно отвлекаться не следует. Ваша цель – 9 научных зданий (3 колеса, 3 циркуля, 3 таблетки), что обеспечивает 48 победных очков. Если вы при этом возвели все этапы чуда света, то набрали еще 10 очков (сторона «А»). Даже если отнять 6 очков за поражения в войнах, вы все равно будете главным претендентом на победу – победитель в игре набирает 50+ очков. Вердикт. Эффективная реализация стратегии возможна только против неопытных игроков. Игроки со стажем больше 8 зеленых карточек вам не отдадут. В результате может оказаться, что одни лишь научные карточки в количестве меньше 9 победу вам никак не обеспечат. А вот другие источники дохода у вас крайне ограничены, поскольку вы не имели времени подготовить эффективную ресурсную базу. Так что больше перспектив в боях с аксакалами «7 чудес» имеют Научно-гражданская и Научно-военная стратегии.

Б). Научно-гражданская стратегия предполагает возведение 6 зеленых зданий (2 колеса, 2 циркуля, 2 таблетки), что приносит 26 очков. 6 научных зданий вы можете возводить спокойно, не раздражая соседей своим количеством очков. Например, по 2 за эпоху. Это позволит вам создать нормальную товарно-ресурсную базу, которая даст возможность набирать очки также с помощью синих зданий во 2-3 эпоху. Не отказывайтесь и от хороших гильдий в третью эпоху. Особое внимание обратите на Magistrates Guild и Spies Guild. Они могут принести по 8-10 очков каждая.

Вердикт. Сильное место этой стратегии заключается в том, что вы, набирая очки самостоятельно, одновременно вредите соперникам. Во вторую-третью эпоху, выбирая между синей и зеленой карточкой, вы иногда сможете взять синюю, ведь зеленая вашему соседу не нужна. Вполне возможно, что эта зеленая карточка к вам в руку еще вернется. При этом «правильный» набор из 6 карточек (2 колеса, 2 циркуля, 2 таблетки) вы должны себе гарантировать. Кстати, нет ничего плохого в том, чтобы затем добавить к этому набору 7-ю и 8-ю зеленые карточки. Первая из них принесет вам 5 очков, а вторая – либо 5, либо 7.

В). Научно-военная стратегия означает, что помимо 26 очков за 6 зеленых карточек (2 таблетки, 2 циркуля, 2 колеса) вы также собираетесь набрать 10+ очков с помощью красных. Как и в Научно-гражданской стратегии, вы должны сначала подготовить надежную товарно-ресурсную базу, за первую эпоху подобрав 1-2 зеленые карточки. Военные карточки начинаем собирать только со второй эпохи – в первую для этого нет времени. Если во вторую-третью эпоху где-то выдалась пауза, возьмите синюю карточку. Но агрессивно «отжимать» синие карточки у соседей не стоит. Разумеется, в третью эпоху не стоит отказываться от постройки Palace или Pantheon. Следите за гильдиями, способными принести много победных очков. В первую очередь это касается Magistrates Guild. Но помните, что вы обязаны себе гарантировать 2 вещи: а) 6 зеленых зданий (2 таблетки, 2 циркуля, 2 колеса) и б) как минимум 10 победных очков от военных зданий, то есть обязательная победа в войне с соседями в третью эпоху. Очень хорошо, если какие-то военные очки удастся набрать во вторую эпоху. Не стесняйтесь выстроить 7-е и 8-е зеленые здания.

Вердикт. Выбор Научно-военной стратегии зависит не только от вас, но и от того, как играют ваши соседи. Если у вас в соседях Родос, лучше избрать другую стратегию. Малоперспективной она будет и в том случае, если хотя бы 1 из соседей активно возводил красные здания в первую и в начале второй эпохи. Смысл Научно-военной стратегии не в том, чтобы сражаться с превосходящими силами противника, а в том, чтобы нанести неожиданный удар по соседям, когда они этого не ждут. Иногда вы сможете набрать желаемое количество очков с помощью лишь 3 красных карточек.

Г). Ненаучная стратегия предполагает создание надежной базы из 5-6 ресурсов/товаров с последующим набором очков всеми досупными способами, исключая научный. Основной акцент делается на гражданские здания. Весьма важно также победить соперников в большинстве схваток. Это приводит к так называемой тактике «синих и красных». При этом важно затратить на войну не больше 5 карточек. Постарайтесь со старта захватить уверенное лидерство по военным карточкам, чтобы у соперников возникало меньше соблазнов для участия в гонке вооружений. Если гонка началась, от этого выиграет третья сторона. Добавьте к этому постройку чуда света, парочку гильдий, и победа практически у вас в кармане (если, конечно, удалось притормозить «научного работника»).

Вердикт. Стратегия проста и весьма эффективна. Если ваш план реализуется как надо, просто следите за теми, кто использует Научные стратегии. Не пропустите момент, когда их нужно притормозить. Вряд ли вам удастся победить, если один из соперников соберет 9 зеленых карточек.

  • Совершенно недвусмысленно заточены под Ненаучную стратегию Гиза, Родос и Олимпия.
  • Для реализации Научных стратегий старайтесь собирать комбинации из трех символов. Коллекции одинаковых символов приносят меньше очков. Если вы – единственный игрок, собирающий научные карточки, то ваши шансы на победу весьма высоки. При игре вшестером-всемером Научная стратегия эффективна даже в том случае, если ее придерживаются 2 игрока. 3 игрока, собирающие зеленые карточки, будут просто мешать друг другу. Победить не сможет никто из них. 2 игрока, занимающиеся наукой при игре втроем-вчетвером, также обречены на провал. Научная стратегия подходит Эфесу, Галикарнасу и Вавилону. Остальные могут избрать ее лишь ситуативно.
  • Для реализации Ненаучной стратегии одна из ключевых карточек – Marketplace. Она способна минимизировать слабое место «ненаучных» городов-государств – дефицит товаров.
  • Не стесняйтесь активно торговать с соседями. Помните: в конце игры каждые 3 монеты принесут только 1 победное очко. Здорово, если у вас окажется ресурс/товар, которого нет у соседа и его соседа с другой стороны. Тогда ваша казна будет регулярно пополняться деньгами.
  • Рассмотрим особенности каждого из античных городов в контексте игровой стратегии.
  • Эфес, сторона «А». Стратегия: Научная (изначально имеется один из товаров – папирус; для постройки чуда света необходимо минимальное количество ресурсов). Плюсы: а) чудо света легко возводится – необходим минимум ресурсов/товаров; б) возведение второго этапа чуда света дает крайне необходимые деньги перед началом третьей эпохи. Минус: необходим «лишний» папирус при возведении третьего этапа чуда (2 папируса не нужны ни для каких зданий). Реализация стратегии. В зависимости от избранной Научной стратегии старайтесь возвести 2-3 зеленых здания в первую эпоху. Из трех научных зданий первой эпохи последним старайтесь построить Scriptorium. Во-первых, при игре вчетвером их в колоде 2. Во-вторых, если вы пропустили Scriptorium, то все равно достаточно легко построите Library. Возведите первый этап чуда. Timber yard – бесценное здание для Эфеса. Если есть возможность, обеспечьте городу доступ к двум деревьям. Ваше и соседское дерево позволят вам во вторую эпоху возвести Caravansery и вообще перестать беспокоиться о ресурсах. Впрочем, Эфес может и обойтись без Caravansery. Во вторую эпоху следите, чтобы все символы на зеленых карточках собирались равномерно. Очень важна School – дает доступ к двум разным символам. Если к началу второй эпохи никто из ваших соседей не построил Press, то возведите его сами (не переставая при этом нецензурно ругаться :) ). Если успеете, обеспечьте себе доступ ко всем ресурсам и товарам. Добудьте для города либо кирпич (Brickyard), либо руду (Foundry). Обязательно постройте второй этап чуда до начала третьей эпохи, чтобы иметь наличные. В третью эпоху обратите внимание на Palace и Pantheon. Вы ведь не зря Brickyard возводили? В любом случае будет полезно укрыть их от соперников. Если у вас 3 серые карточки (вы строили Press?), то очень хороша будет Chamber of Commerce. Из гильдий самая важная – Scientists Guild. Но очень полезны могут оказаться и Builders Guild, и Magistrates Guild, и Spies Guild. Если есть физическая возможность, обязательно строим третий этап чуда света.
  • Эфес, сторона «В». Сильнее Эфеса-А: а) не нужно добывать «лишний» папирус; б) дает больше денег. Все остальное идентично, так что просто действуем по схеме Эфеса-А.

Вердикт. И Эфес-А, и тем более Эфес-В – очень удачный выбор. Для возведения чуда света необходим минимум ресурсов/товаров; в распоряжении много денег; изначально данный папирус позволяет эффективно развернуть Научную стратегию; при необходимости блокируемые соперниками научные карточки легко заменить на гильдии и даже на гражданские карточки. Нужно решить только 2 проблемы – с «лишним» папирусом и доступом ко всем ресурсам.

  • Галикарнас, сторона «А». Стратегия: Научная (изначально имеется один из товаров – ткань; для чуда света необходимы лишь 2 вида ресурсов). Плюс: постройка второго этапа позволяет реализовать интересный тактический механизм. Минусы: а) для постройки третьего этапа чуда света необходима «лишняя» ткань; б) в сравнении с Эфесом-А проигрывает – для постройки чуда света нужно на 1 ресурс больше; в) 3 руды нужны только для одного здания в игре; г) немногие гильдии подходят под те ресурсы, которые нужно добывать Галикарнасу для постройки чуда света. Реализация стратегии. В зависимости от избранной Научной стратегии старайтесь возвести 2-3 зеленых здания в первую эпоху. Уже в начале стоит учесть, что во вторую эпоху сложнее всего Галикарнасу будет самостоятельно построить Library. Так что старайтесь побыстрей возвести Press, а затем и Scriptorium. Следующий приоритет – добыча одного кирпича и постройка первого этапа чуда света за счет одного кирпича соседа. Очень нужен Clay pit – бесценное здание для Галикарнаса. Третья приоритетность – поиски руды. Во вторую эпоху следите, чтобы все символы на зеленых карточках собирались равномерно. Самое ценное – School. Если вы в первую эпоху не возвели зданий, дающих руду, то постройте Foundry и закройте вопрос со вторым этапом чуда, купив 1 руду у соседа. Суть в том, что 3 руды вам понадобятся для постройки только одного здания – Fortifications. Но даже в том случае, если вы наметили Научно-военную стратегию, будет проще купить 1 руду у соседа. Поэтому все время следите за тем, что строят соседи. Вам еще может понадобиться возвести бессмысленный Loom, если не объявяться добровольные помощники. Когда возводить второй этап чуда? Торопиться с этим как раз не нужно. В любом случае это должно произойти не раньше, чем вы отправите в сброс нужную вам зеленую карточку, которую никак не выходит выложить в свою игровую зону. Скажем, при игре втроем вам пришла на четвертом ходу второй эпохи Library. Если вы карточку сейчас «отпустите», то ее уже не вернуть. Опытные соперники ее закинут себе под игровое поле – увидеть карточку в сбросе не надейтесь. Значит, пришло время сбросить ее за 3 монеты. Ну а на 6-м ходу второй эпохи, когда хороших карточек уже наверняка на руках нет, постройте второй этап чуда и заберите из сброса Library. В третью эпоху, если вы еще не возвели второй этап чуда, подумайте о том, чтобы сбросить за 3 монеты Palace или Pantheon, а затем достать его бесплатно из сброса. Senate вы можете возвести бесплатно, если построили Library. Если плохо заходят зеленые карточки, постройте Chamber of Commerce. Из гильдий нужнее всего Scientists Guild, но вот построить ее Галикарнасу весьма проблематично. Легко построить Traders Guild, но польза от нее будет не всегда. Вот Spies Guild – почти наверняка отличный выбор. Да и построить ее Галикарнасу не трудно.
  • Галикарнас, сторона «В». Не рискну утверждать, что сторона «В» однозначно лучше стороны «А». Новичку намного проще будет играть стороной «А». Сторона «В», однако, содержит значительный потенциал, который нужно уметь реализовать. Если играющему Галикарнасом-В удастся как следует развернуть Научную стратегию, сторона «В» может стать по-настоящему грозным оружием. Разница между двумя сторонами в том, что 7 победных очков заменены на возможность 2 раза вытянуть и бесплатно выложить на поле карточку из сброса. Так что именно от игрока зависит, какая сторона в его исполнении сильней. Плюс: сразу трижды можно достать карточку из сброса и бесплатно выложить ее на поле. Минусов меньше не стало. Да, теперь не нужно добывать «лишнюю» ткань и 3 руды. Правда, теперь нужны 3 кирпича. С их помощью можно построить сразу 3 здания. Siege Workshop может оказаться полезен для Научно-военной стратегии. Сомнительно, чтобы вам пригодилась Philosophers Guild. Spies Guild хороша и для Классической научной, и для Научно-гражданской стратегий. Реализация стратегии. Действуем по плану Галикарнаса-А с небольшими поправками. Сначала собираем товары и возводим научные здания. Clay Pit по-прежнему очень хорош. Старайтесь не устанавливать в городе 3 кирпича – 2 хватит с головой. 1 специально для второго этапа чуда возьмете у соседей. Возведите еще 1 «непрофильный» ресурс – дерево или камень. Если вы видите, что зеленая карточка к вам уже не вернется или вы в любом случае не сможете ее разыграть и в дальнейшем, сбрасывайте ее. После этого переходите к постройке очередного этапа чуда света. Таких попыток у вас 3. Ориентировочно по 1 попытке на эпоху. При этом очередной этап чуда желательно выстраивать в конце той же эпохи или сразу вначале следующей, чтобы иметь возможность возводить бесплатные зеленые здания. Если вы справляетесь с зелеными зданиями без доступных Галикарнасу бонусов, в третью эпоху обратите внимание на Palace и Pantheon.

Вердикт. Галикарнас содержит немало недостатков для того, чтобы играть этим городом было легко. Недаром любители «7 чудес», создавая классификации городов (и сторон), зачастую ставят обе стороны Галикарнаса на последние места. Если вы хотите победить Галикарнасом, то для начала выберите сторону «В». Механизм тройного вытягивания карточек из сброса хорошо подходит для реализации Научной стратегии. Но играть вам придется очень агрессивно и регулярно принимать оптимальные решения. Не забывайте, что чудо света приносит всего 3 победных очка.

  • Вавилон, сторона «А». С точки зрения синергетики Вавилон неудачен. В пользу Ненаучной стратегии говорит то, что со старта Вавилон получает ресурс (кирпич), а не товар. С другой стороны, против Ненаучной стратегии говорит то, что для постройки чуда необходимы только 2 вида ресурсов. Однако сомнений тут быть не может – второй этап предоставляет дополнительный научный символ. Если это проигнорировать, то вы просто играете без игрового поля. Так что стратегия однозначно Научная. В контексте реализации Научной стратегии Вавилон находится в изначально худшем положении, чем Эфес и Галикарнас. Но если Вавилон наберет ход, то остановить его будет трудно. Еще один недостаток Вавилона заключается в том, что ему необходимо избыточное количество ресурсов. 4 кирпича – это просто кошмар. 3 дерева – не самый худший вариант. Но стоит подумать, не ограничиться ли двумя. Реализация стратегии. Поскольку играющий Вавилоном занимает неудачную стартовую позицию, он должен быть готов к гибким решениям. Нужно постоянно изучать ходы соседей, стараться пользоваться уже добытыми ими ресурсами и товарами. Начинать партию необходимо с товаров. Если на этом этапе Эфес или Галикарнас активно продвигают Научную стратегию, стоит подумать о смене стратегии. Или заставить соперника сменить стратегию, если он сидит слева от вас и немного замешкался на старте. Запасшись товарами, переходим к зеленым карточкам. Очень хороша Tree Farm, если на нее найдется время. Но если вы не найдете время, то вряд ли сможете построить на втором этапе очень нужный Caravansery. Тут важно сразу определиться: если Научная стратегия пройдет, то построить третий этап Висячих Садов можно только с помощью соперников. Ну, нет времени на сбор 4 кирпичей! А вот второй этап нужно строить любой ценой – из-за него мы стратегию выбирали. Если не получится с Caravansery, сойдет и Sawmill. Дальше активно набираем зеленые карточки. В первую эпоху, если будет выбор, в первую очередь возводите Loom и Press, а затем Apothecary и Scriptorium. Если вы даже не успеете построить Workshop, то с вавилонским набором ресурсов легко построите Laboratory. Да и School возвести будет легко. Если на 5-6 ходу нечего возводить, подбирайте оставшиеся ресурсы/товары. Обратите внимание: в третью эпоху с вавилонским набором ресурсов можно построить все научные здания, кроме Observatory и Academy. Значит, Laboratory и School желательно выстроить. Из гражданских зданий Вавилон может поживиться только с помощью Senate и Зато из гильдий могут очень пригодиться Spies Guild, Shipowners Guild, Magistrates Guild, Traders Guild. Scientists Guild, конечно, на вес золота, но не очень понятно, как ее строить Вавилоном. А когда же строить этапы чуда? Да в любой момент, когда есть свободное время. Помните, что вам нужно построить всего 2 этапа к концу игры. Или 3 к концу игры, если помогут соперники.

Но что делать Вавилону, если несколько конкурентов опережают его в Научной стратегии? Это очень важно заметить пораньше – в первую эпоху. Тогда имеет смысл поменять стратегию на Ненаучную. Начните активный сбор ресурсов, при первой же возможности постройте 1-2 военных здания. Война – важное направление (если только у вас в соседях нет Родоса). Гражданские здания первой эпохи придется пропустить. В этой стратегии Caravansery – одно из самых полезных зданий. И еще: теперь вы строите только первый этап чуда света.

  • Вавилон, сторона «В». Можете даже не сомневаться: сторона «В» хуже. И проблема тут только одна, но уж очень серьезная – второй этап чуда света наихудший во всей игре. Если вы только не играете с новичками, вам придется сбросить карточку за 3 монеты в награду за возведение второго этапа. Если бы можно было поменять второй и третий этапы чуда, сторона «В» стала бы лучше. Просто третий этап никто бы не строил. Если вам выпал Вавилон, я настоятельно рекомендую вам не морочить себе голову и выбирать сторону «А». Если же вы поспорили на большие деньги, что победите стороной «В»… Ладно, давайте обсудим перспективы. В контексте необходимых для постройки чуда света ресурсов сторона «В» даже лучше стороны «А». 3 кирпича – немного излишне, но все же не трагедия. А 3 товара для Научной стратегии – то, что нужно. Да, стороной «В» тоже придется играть в «науку». Иначе вы играете без поля. Просто смиритесь с тем, что постройка второго этапа чуда – потерянный вами ход. Ну, хоть немного денег заработаете в преддверии третьей эпохи. Реализация стратегии. Работаем по плану стороны «А» с небольшими поправками. Если мы всю партию придерживаемся Научной стратегии, то обязательно строим все 3 этапа чуда. Так что доступ к 3 кирпичам нужно себе гарантировать. Tree Farm и Caravansery должны решить все проблемы по необходимым для чуда рерсурсам (1 кирпич купим у соседа). Если же в начале партии переходим на Ненаучную стратегию, то строим только первый этап.

Вердикт. Если Эфес почти идеален для реализации Научной стратегии, а Галикарнас полон слабостей, но имеет мощные тактические рычаги, то Вавилон неудобен, хотя и ложно сигнализирует про склонность к Научной стратегии. Единственный козырь Вавилона – дополнительный научный символ. И использовать его необходимо, иначе вы даете слишком большую фору опытным соперникам. При этом вряд ли стоит бездумно терять 1 из 18 ходов на стороне «В». Сторона «А» дает больше перспектив, хотя запрягает Вавилон довольно медленно.

  • Александрия, сторона «А». Сторона «А» не лишена противоречий. С одной стороны, «стартовое» стекло сигнализирует про склонность к Научной стратегии. С другой стороны, бонус за постройку второго этапа чуда света весьма «ненаучный». Да и сам этот бонус оказывается в распоряжении игрока не вовремя – когда он уже насобирал все необходимые ресурсы. Так что, играя в «науку», мы просто теряем ход или играем без поля. При этом совокупность ресурсов Александрии-А очень хорошо подходит под тактику «синих и красных» Ненаучной стратегии. Плюс: минимальное количество ресурсов/товаров, необходимых для возведения чуда света. Минусы: а) для реализации третьего этапа чуда света необходимо «лишнее» стекло; б) бонус за возведение второго этапа чуда приходит в тот момент, когда необходимые ресурсы, по сути, уже собраны. Реализация стратегии. Наша цель – создать такую ресурсно-товарную базу, которая позволит приобретать практически любые красные и синие карточки. В первую очередь нас интересуют ресурсы. Поскольку мы с самого начала собираемся заняться милитаризацией, необходимо подумать не только о камне и руде. Нужны, конечно, Stone Pit, Ore Vein и Mine. Но также здорово бы пригодилась Tree Farm (при игре вшестером-всемером). Возведите в первую эпоху бесплатно столько военных зданий, сколько сможете (1-2). Если не удалось взять Tree Farm, постройте либо Lumber Yard, либо Clay Pool. Во вторую эпоху, если построили Clay Pool, обязательно возведите Forum. Активно включайтесь в борьбу за гражданские здания, подбирайте сколько можете красных. Но помните, что общее число красных зданий в конце игры не должно быть больше 5. Не позднее конца второй эпохи необходимо выстроить 2 этапа чуда света. Да, без денег в третью эпоху входить нельзя. В третью эпоху контролируем перевес по военным зданиям, забираем максимально возможное количество синих, ищем подходящие гильдии. Под конец партии строим третий этап чуда.
  • Александрия, сторона «В». Сильней стороны «А», поскольку ее недостатки здесь полностью устранены в обмен всего лишь на 3 победных очка. Задача со старта – собрать 2 кирпича, 2 камня и 1 дерево для постройки чуда. В идеале превышать эту «смету» не стоит – вместе со стартовым товаром и бонусами от постройки первого и второго этапов город получает все необходимое. Альтернативные ресурсы приветствуются. И здесь реализовываем тактику «красных и синих». В первую эпоху берем 1-2 красные карточки бесплатно. Возводим первый этап чуда. За синими зданиями в первую эпоху не гонимся, зато начинаем их активно собирать во вторую. Но военные здания во вторую эпоху важней. Возможно, уже во вторую эпоху вам удастся создать хороший задел от военных поползновений соседей в будущем. Возводим второй этап во вторую эпоху, заготавливаем деньги для непредвиденных ситуаций в третью. С материально-технической базой Александрии вообще не должно возникать проблем с возведением зданий в третью эпоху. Постройте еще 1 военное здание, если понадобится. Акцент на синих зданиях и гильдиях. Из гильдий может пригодиться все, кроме Spies Guild, Scientists Guild и, возможно, Magistrates Guild.

Вердикт. Александрия-В – одна из самых сильных сторон в игре. Она позволяет быстро создать эффективную материально-техническую базу для реализации Ненаучной стратегии и лишена недостатков стороны «А». Александрия-А вследствие своей противоречивости не является лучшим выбором, хотя вполне играбельна. Однако выбор стороны в данном случае слишком уж очевиден.

  • Гиза, сторона «А». Стратегия: Ненаучная. Плюс: много победных очков за возведение этапов чуда света. Минус: для возведения третьего этапа чуда света необходимы 4 камня. Реализация стратегии. Сила Гизы (с обеих сторон) заключается в большом количестве победных очков за возведение чуда, так что выстроить все этапы совершенно необходимо. В идеале мы хотим собрать еще 2 камня, 2 дерева и построить Caravansery. Timber Yard – отличное здание. В первую эпоху строим 1 военное здание бесплатно. Гизе очень нужен Marketplace, поскольку за товары придется регулярно платить в третью эпоху. Синие здания начинаем собирать во вторую эпоху. Желательно забрать Aqueduct. Из военных зданий нацеливаемся на 1-2. Одно из них – Walls, чтобы в третью эпоху забрать бесплатно Fortifications. Для этого строим у себя хотя бы 3 различных ресурса (Caravansery решает проблему) и 2 товара. Одно из «товарных» зданий – Loom, чтобы в третью эпоху подобрать Arsenal. При необходимости мы легко заберем и Circus, так что обилие победных очков Гиза должна себе обеспечить. Но военных зданий в результате должно быть не больше 5! За гильдии почти наверняка придется доплачивать, так что перед третьей эпохой готовьте деньги.
  • Гиза, сторона «В». Стратегия: Ненаучная. Приносит наибольшее количество очков в игре за постройку этапов чуда света. Играть Гизой довольно просто – строишь этапы чуда света, а затем на накопленные ресурсы/товары строишь все, что пожелаешь. При этом даже особо торопиться набирать очки не нужно – 20 очков уже почти в кармане. Главный недостаток Гизы-В вытекает из ее достоинств – ресурсов нужно с избытком (4 камня и 3 кирпича). Но тут уж никуда не денешься – строить все этапы придется обязательно. Реализация стратегии. Первые две эпохи просто клепайте ресурсы. Отвлекайтесь только на военные здания; Caravansery; Marketplace или Forum. Обеспечьте себе 2 товара и доступ к третьему. Задача весьма проста: если нам удастся набрать 18 очков «по войне», то останется добавить к этому 2-3 синих (или фиолетовых) здания, и победа в кармане. Постарайтесь не строить «лишний» четвертый камень, а вот 3 кирпича могут даже пригодиться для Siege Workshop и Philosophers Guild. Не забудьте, что Arena – идеальное здание именно для Гизы-В. Очень хороша и Builders Guild.

Вердикт. Гиза очень проста в обращении и крайне удобна для новичков. Изобретать тут ничего не нужно – почти все необходимое нарисовано на поле. В этом отношении Гиза-В лучше, поскольку реализация стратегии тут еще понятней.

  • Родос, сторона «А». Стратегия: Ненаучная. Плюсы: а) 2 бонусных военных щита в случае возведения второго этапа чуда; б) ресурсы для возведения чуда света идеально подходят под милитаризацию. Минус: 4 руды. Реализация стратегии. Родос почти обязан набирать 18 очков, так что тактика «красных и синих» тут подходит просто идеально. Альтернативные ресурсы весьма полезны. Обязательно возьмите Caravansery, если представится возможность. Очень полезен Marketplace. По возможности не возводите у себя все 4 руды – столько не нужно ни для одного здания. В преддверии третьей эпохи может пригодиться Vineyard или Bazar. Желательно обеспечить большое преимущество в щитах заранее, чтобы у соперников не возникало соблазнов. Синие здания начните строить со второй эпохи – у Родоса нет такого запаса очков, как у Гизы. Из гильдий обратите внимание в первую очередь на Philosophers Guild, Shipowners Guild и Workers Guild.
  • Родос, сторона «В». Родос-В сильнее, чем Родос-А. Недостаток номинальных 3 победных очков почти полностью восполняется монетами; Родос-В получает дополнительный ход, поскольку нужно возводить только 2 этапа чуда; ресурсов на возведение чуда необходимо на 2 меньше. Недостаток у Родоса остается тот же. Стратегия: Ненаучная. Реализация стратегии. В целом придерживаемся стратегии Родоса-А. Обязательно добавьте в городе еще 1 ресурс (дерево или кирпич). Vineyard и Bazar теперь не настолько необходимы. С тремя камнями легко возводятся Walls и Circus. Вот с гильдиями дела обстоят хуже. Старайтесь построить Strategists Guild, может быть полезной Craftsmens Guild.

Вердикт. Родос просто создан для реализации тактики «синих и красных». В большинстве случаев 16-18 очков у Родоса уже в кармане, поскольку ввязываться с ним в войны – себе дороже. Если задаться целью победить Родос в войне любой ценой, то результата можно добиться. Просто на это уйдет слишком много сил, в то время как Родос сможет с лихвой подобрать утерянные очки в другом месте. Выбирая сторону, предпочтите «В». Совершенно очевидно, победить с ней вы имеете больше перспектив.

  • Олимпия, сторона «А». Стратегия: Ненаучная. Плюсы: а) необходимо минимальное количество ресурсов для возведения чуда света; б) разнообразие ресурсов для постройки чуда света; в) возведение второго этапа чуда позволяет не беспокоиться по поводу возведения дорогих зданий. Минус: бонус за возведение второго этапа принесет реальную пользу только в третью эпоху. Реализация стратегии. Просто поразительно, насколько легко Олимпия-А выстраивает свою материальную базу. Можете начать борьбу за синие здания уже в первую эпоху. Если играете втроем, совсем забыть про войну не удастся. Если же вшестером-всемером, просто забудьте и стройте синие и фиолетовые здания. Как всегда для Ненаучной стратегии очень полезен Marketplace. Построив его, можно будет возвести всего 1 товарное здание. Если будут нужны деньги, подумайте про Vineyard или Bazar. Возводить 2 этапа чуда света, чтобы уже в первую эпоху получить возможность построить бесплатное бонусное здание, вряд ли разумно. Почти все нужные вам здания и так строятся бесплатно. Во вторую эпоху таких зданий тоже немного, но они есть. Обратите внимание на Courthouse, возможно Statue, если еще не обзавелись рудой или не построили Theater в прошлую эпоху. В третью эпоху старайтесь построить бесплатное бонусное здание уже на первых ходах. Ориентируйтесь на 7-8 очков прибыли. Тогда совокупный доход от вашего игрового поля существенно превысит стартовые 10 победных очков. Выбор гильдий для Олимпии-А не богат: Workers Guild, Craftsmens Guild, возможно Shipowners Guild и Magistrates Guild.
  • Олимпия, сторона «В». Если вы собираетесь победить в игре, то лучше выбрать сторону «А». Сторона «В» вполне играбельна, однако содержит элемент неопределенности, никак не зависящий от вашего умения играть, а лишь от воли ваших соседей. С таким багажом претендовать на первое место в игре на 6-7 человек ох как непросто. Стратегия: Ненаучная. Плюсы: а) умеренное количество ресурсов/товаров для возведения этапов чуда света; б) разнообразие ресурсов для постройки чуда света; в) возведение первого этапа чуда света позволяет в дальнейшем приобретать у соседей ресурсы по скидочным ценам. Минусы: а) крайне небольшое количество победных очков за возведение чуда света; б) соперники могут сделать бесполезной постройку третьего этапа чуда света. Реализация стратегии. На стороне «В» проблем с материальной базой еще меньше, чем на стороне «А», благодаря бонусу за постройку первого этапа чуда света. Но теперь вы просто обязаны начать активную борьбу за победные очки еще в первую эпоху – подбирайте все, что плохо лежит. Олимпия-В может очень агрессивно включиться в милитаризацию уже с первых ходов. Для этого очень полезен Clay Pit. Первый этап чуда имеет смысл построить как можно быстрее, чтобы не терять ни времени, ни денег. Итак, как минимум 1 военное здание в первую эпоху (возводим бесплатно). Если в соседях Родос, возводим как минимум 2. Да, Родос придется победить по войне – иначе партию не выиграть. Второй приоритет – синие здания. Ресурсы стройте в промежутках. Постройте второе дерево, если успеете. Весьма полезен будет и Caravansery. Здорово, если сможете построить Forum. В любом случае обеспечьте в городе 2 товара (обязательно ткань) и 4-5 ресурсов. Постройте Vineyard – денег должно хватить на все покупки в третью эпоху. Второй этап чуда постарайтесь построить в конце второй эпохи, чтобы в третью не терять времени. А вот третий стройте только в том случае, если соседи возвели хотя бы одну полезную для вас гильдию.

Вердикт. Олимпия-А позволяет легко создать материальную базу, дает приличное количество победных очков, содержит полезный бонус. Сторона весьма удачна для реализации победных амбиций. Сторона «В» в этом плане хуже, поскольку не позволяет вам контролировать ситуацию. Соперники вполне могут построить гильдии, полезные для них, но бесполезные для вас. Олимпией-В вам придется играть очень агрессивно, что вовсе не гарантирует результат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *